According to the Security Council’s decision Environmental Security Strategy has been started to develop in Russia. The author thinks that the Strategy can be successful only if we have previously developed the concept of it. The Strategy’s concept should be based on extensive discussions with public authorities, experts in the field of national security, environmental protection and ecological safety, including lawyers. The article offers to discuss several proposals of the Strategy status and content. First, due to the variety of documents with the name of «strategy», is proposed to develop strategies to consider as a comprehensive plan to prevent threats to environmental security. Second, the strategy should be a comprehensive plan for the implementation of the National Security Strategy and the Concept of Sustainable Development, Environment doctrine, Principles of state policy in the field of environmental development in the part in which these documents are aimed at ensuring environmental safety as an element integral part of national Security. Third, under the threat of environmental safety are invited to understand the factors of the environment, have a negative impact on human society and the state (their physical, spiritual, cultural and other values). Source of threat is the state of the environment, changes in economic and other human activities, as well as natural hazards. Additionally, this article contains proposals for the classification of threats of environmental safety and legal measures to counter such threats. According to the author, stated approaches allow science-based strategies to determine the place in the documents of the state strategic planning, ensure environmental security as an element of national security, to separate it from the environment.
Strategy, national security, environmental security, threat, environmental protection, public administration.
20 ноября 2013 г. состоялось заседание Совета Безопасности РФ, итогом которого стало поручение Президента России подготовить Стратегию экологической безопасности Российской Федерации (далее — Стратегия). Президент РФ заявил, что «она должна содержать оценки внешних и внутренних угроз в этой сфере, а также пороговые показатели безопасности».
Секретарь Совета безопасности Н. П. Патрушев проинформировал, что Стратегия будет разработана на период до 2025 г. и принята в 2014 г., в ней «будут обозначены угрозы — как внутренние, так и внешние, будут обозначены приоритеты обеспечения экологической безопасности, меры, которые необходимо осуществить, и показатели, которые будут характеризовать экологическую безопасность».
В связи с имеющейся в теории и практике государственного управления неопределенностью в понимании соотношения понятий «охрана окружающей среды», «экологическая безопасность», «обеспечение экологической безопасности» перед всеми, кому небезразлично развитие нашего государства, а особенно перед разработчиками Стратегии, встает вопрос о ее содержании.
С учетом того что проблема разработки Стратегии поставлена на заседании Совета Безопасности РФ, следует предположить, что Президент РФ, высшее руководство страны рассматривают Стратегию как документ, развивающий Стратегию национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года3, т. е. направленный прежде всего на обеспечение национальной безопасности.
Считаем такой подход верным, поскольку иное понимание экологической безопасности не позволяет разграничить ее обеспечение и охрану окружающей среды.
Для разработки Стратегии, которая должна установить место экологической безопасности в системе национальной безопасности и охране окружающей среды, необходимы скоординированные усилия научного сообщества, органов законодательной и исполнительной власти.
Системный подход к подготовке этого документа подразумевает разработку его концепции с последующим ее обсуждением. Изложенные в настоящей статье подходы к пониманию важнейших положений Стратегии могут быть основой для дискуссии и выработки концепции Стратегии.
1. Bogolyubov S. A. Pravotvorchestvo v sfere ekologii. M., 2010.
2. Brinchuk M. M. Obespechenie ekologicheskoy bezopasnosti kak pravovaya kategoriya. Gosudarstvo i pravo. 2008. № 9.
3. Brinchuk M. M. Okhranyat´ okruzhayushchuyu sredu ili obespechivat´ ekologicheskuyu bezopasnost´?. Gosudarstvo i pravo. 1994. № 8, 9.
4. Vishnyakov V. G., Andrichenko L. V., Bogolyubov S. A. i dr. Natsional´naya bezopasnost´ Rossiyskoy Federatsii: problemy ukrepleniya gosudarstvenno-pravovykh osnov. Zhurnal rossiyskogo prava. 2005. № 2.
5. Golichenkov A. K. Ekologicheskoe pravo Rossii: slovar´ yuridicheskikh terminov: ucheb. posobie dlya vuzov. 2-e izd. M., 2012.
6. Zlotnikova T. V. Proekt Konventsii ob ekologicheskoy bezopasnosti. Zelenyy mir. 1998. № 30.
7. Nikchemnaya E. A. Pravo kak sredstvo gosudarstvennogo strategicheskogo planirovaniya: avtoref. dis.... kand. yurid. nauk. M., 2012.
8. Patrushev N. Strategiya ekologicheskoy bezopasnosti budet razrabotana do 2025 g. 2013. 20 noyab. URL: http://www.rbc.ru/fnews.open/20131120165906.shtml (data obrashcheniya: 15.01.2014).
9. Platonov Yu. N. Ekologicheskaya komponenta natsional´noy bezopasnosti Rossii. Zhurnal rossiyskogo prava. 2011. № 8.
10. Rusin S. N. Kontseptual´nye problemy ekologicheskoy bezopasnosti i gosudarstvennaya ekologicheskaya politika (pravovoy aspekt). Ekologicheskoe pravo. 2010. № 5.
11. Ekologicheskaya bezopasnost´: problemy, poisk, resheniya: sb. st. M., 2001.