HOW THE GLOBALIZING WORLD WITH ITS EVER-CHANGING MULTIDIMENSIONAL SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT IMPACTS THE RUSSIA’S SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper presents the broadened understanding of educational policy, its goals and objectives in the changing multidimensional socio-cultural environment; focuses on the need to create a new educational environment with its own specific axiological dominants and hierarchies. Various aspects of creating educational industry market are discusses through the prism of ideas of modernization. The broadened understanding of educational policy, helps to consider modernization as a drive for innovating and enhancing the Russia’s cultural and educational potential, rather than a hindrance to preserving spirituality and traditions of education.

Keywords:
changing multidimensional socio-cultural environment, innovative educational environment, educational policy, modernization, globalization, socio-cultural development, cultural environment.
Text

Универсальным свойством и материального мира, и духовных образований является их изменчивость. Наблюдаемое вследствие этого развитие обусловлено факторами внутренней и внешней среды [3].

Профессиональное образование как особая систематизированная социальная отрасль подчинено этой закономерности. Изменения в профессиональном образовании наступают в том случае, когда сформированные, как теперь принято говорить, компетенции позволяют быть более успешными тем представителям социума, которые в наибольшей степени адаптированы к материальным и духовным изменениям в социуме. Особенно важные преобразования связаны с изменением самих матриц социокультурных отношений и фундаментальных материальных и духовных стандартов.

Стандарты профессионального образования стремятся к адекватному отражению социокультуной среды. Следуя логике Эрнста Маха (1838–1916), можно утверждать, что всякое образование есть биологически и социально полезное для нас психическое переживание. По мнению ученого, разногласие между мыслями и фактами, нашими ожиданиями и реальностью — вот источник возникновения развития.

Развитие профессионального образования обусловлено двумя группами факторов. Внутрисистемные интеллектуальные факторы — это первая группа. Она обусловливает появление теоретических инноваций. Вторая группа — внеобразовательные факторы (например, экономические, социокультурные). Именно эти факторы являются определяющими в части «приживления» и «отмирания» в социуме того или иного теоретического инновационного варианта профессионального образования. Это касается как содержания профессионального образования, так и его форм и методов.

Среди социокультурных факторов развития профессионального образования существенную роль играет наличие образовательного потенциала социума. Речь идет о традициях, ресурсах, интеллектуальном потенциале. Важно, что количественные показатели образовательного потенциала необходимо рассматривать в единстве с его качественными показателями.

References

1. Astaf´eva O.N. Kollektivnaya identichnost´ v usloviyakh global´nykh izmeneniy: dinamika ustoychivogo i ukorenenie stanovyashchegosya [Collective identity in the face of global change: the dynamics of becoming sustainable and rooting]. Voprosy sotsial´noy teorii [Problems of Social Theory]. 2011, vol. 5, pp. 223-241.

2. Kal´ney V.A., Matveeva T.M., Mishchenko E.A., Shishov S.E. Struktura i soderzhanie proektnoy deyatel´nosti [The structure and content of the project activity]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and Monitoring in Education]. 2004, no. 4, pp. 21-26.

3. Mezhuev V.M. Ideya kul´tury. Ocherki po filosofii kul´tury [The idea of culture. Essays in the Philosophy of Culture]. Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2006, p. 363.

4. Shishov S.E., Agapov I.G. Kompetentnostnyy podkhod k obrazovaniyu kak neobkhodimost´ [Competence-based approach to education as the need]. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire [World education - education in the world]. 2005, no. 4, pp. 41-45.

5. Shishov S.E., Kal´ney V.A., Girba E.Yu. Monitoring kachestva obrazovatel´nogo protsessa v shkole [Monitoring the quality of the educational process at school]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013.

Login or Create
* Forgot password?