from 17.09.2015 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article describes the scientific approaches to the definition of «human capital», the direction of formation and effective use of human capital. Investigated macroeconomic trends in business and training system, influencing the formation of human capital.The role and features of the formation of human capital in our country are revealed.
human capital, personnel development, learning efficiency, innovative development, educational trajectory
В условиях продолжающегося реформирования системы подготовки кадров для народного хозяйства страны все актуальнее становится вопрос формирования человеческого капитала, как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне регионов и отраслей.
Основной вклад в формирование человеческого капитала призвана вносить система образования и научных исследований. Именно поэтому в российской «дорожной карте» в области образования и науки, принятой в конце 2012 г. [1] и усовершенствованной в середине текущего года [3], одной из приоритетных задач указывается создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни, а также повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного развития страны.
Научные подходы к понятию «человеческий капитал»
В отличие от понятия «трудовые ресурсы», понятие «человеческий капитал» отражает представление о человеке как о субъекте деятельности, активном, самоценностном и саморазвивающемся. Несмотря на разные подходы к определению сущности этого понятия, большинство ученых сходится в том, что основополагающим принципом теории человеческого капитала является обеспечение эффективности инвестиций в обучение и развитие людей, определяемой на основе оценки долгосрочного воздействия этого вида капитала на социально-экономическую систему.
Понятие «потенциал» применительно к словосочетанию «человеческий потенциал» рассматривается в научных исследованиях в нескольких аспектах: экономическом как
1. Rasporyazhenie ot 30 dekabrya 20Ί 2 g. № 2620-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatiy «Izmeneniya v otraslyakh sotsial´noy sfery, napravlennye na povyshenie effektivnosti obrazovaniya i nauki».
2. Rasporyazhenie Pravitel´stva Rossiyskoy Federatsii ot 24 dekabrya 2013 g. № 2506-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii».
3. Postanovlenie ot 15 aprelya 2014 goda № 295 «Ob utverzhdenii novoy redaktsii gosudarstvennoy programmy «Razvitie obrazovaniya na 2013-2020 gody».
4. Aksenova O.A. Korporativnaya sistema generatsii znaniy: formirovanie i metody upravleniya. Avtoreferat dissertatsii na soisk. uch. step. d. e. n. S-Pb, 2008.
5. Vyshe ne prygnesh´. Opros VTsIOM-2013. 28.04.2014, http://www.kommersant.ru/doc/2447922.
6. Eremina I.Yu. Upravlenie razvitiem menedzherskogo talanta personala organizatsii v sfere dopolnitel´nykh obrazovatel´nykh uslug. Avtoreferat dissertatsii na soisk. uch. step. d. e. n. M., 2009.
7. Malykhin M. Rossiyskie zaprosy otlichayutsya ot ukrainskikh. Gazeta «Vedomosti», 71 (3575), 22.04.2014. (Data obrashcheniya 24.04.2014.) http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/666171/rossijskie-zaprosy-otlichayutsya-ot ukrainskih#ixzz2za6VgcCs.
8. May V. Kak modernizirovat´ obrazovanie. Gazeta Vedomosti, № Ί34 (3146) ot 20.07.2012 g. http://www.vedomosti.ru/opinion/news/2303684/ kak_modernizirovat_obrazovanie.
9. Milov G. Ne dotyagivaemsya do zvezd. Gazeta Vedomosti, № 73 (3577) ot 24.04.2014, http://www.vedomosti.ru/newspaper/ article/668151 /ne-dotyagivaemsya-do-zvezd.
10. Nekrest´yanova S.Ya. Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm integratsii rynka truda i rynka obrazovatel´nykh uslug. Avtoreferat dissertatsii na soisk. uch. step. d. e. n. M., 2009.
11. Shepel´ V.M. Upravlencheskaya antropologiya. M., Dom pedagogiki, 2000.
12. Shulaev V.V. Kommunikatsionnye vyzovy v sfere obrazovaniya. Algoritmy otvetov. Prezentatsiya na seminare «Formirovanie edinoy kommunikatsionnoy sredy kak neobkhodimoe uslovie razvitiya sistemy nezavisimoy otsenki kachestva professional´nogo obrazovaniya. Sozdanie mekhanizmov sertifikatsii kvalifikatsiy», g. Chelyabinsk, 11-14 noyabrya 2013 goda.