PSYCHOLOGICAL CORRECTIONAL WORK WITH EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES BASED ON METAPHORICAL ASSOCIATIVE MAPS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Abstract. The article deals with the problem of transition to a higher level of psychological work in the internal affairs bodies, by narrowing and concretizing the existing knowledge regarding psychocorrectional methods used by departmental psychologists. The use of metaphorical associative tools in psychological correction: metaphorical associative cards, metaphorical dolls (puppet therapy), fairy tale therapy, sand therapy, phototherapy, which can significantly increase the interest of internal affairs personnel in seeking help from a psychologist. According to the included observation, as a result of the application of the method of associative metaphorical cards, there is a positive dynamic in the relationship of police officers in the unit according to the following indicators: empathy, acceptance of others, group cohesion, emotional attachment to the group, tolerance.

Keywords:
metaphor, psychological work, psychological correction, metaphorical associative tools.
Text

Актуальность данной темы связана с наличием в повседневной работе российских полицейских высоких физических и психических перегрузок, негативно влияющих на поведенческие реакции сотрудников и их эмоциональное состояние. При этом разнообразие симптоматики  по степени выраженности и тяжести последствий, варьируются от распространенных когнитивных искажений до развития депрессивного расстройства. И перед ведомственными психологами стоит актуальная задача оптимизации работы с сотрудниками с целью повышения их устойчивости к негативным факторам.

В результате нестандартизированного интервью психологов служб и подразделений органов внутренних дел различных регионов России отмечен следующий факт: большинство сотрудников правоохранительной системы не обращаются за специализированной психологической помощью к специалистам [4, 5]. Отмечено, что в процессе психодиагностических мероприятий и сотрудники проявляют больший интерес к проективным методикам по сравнению с письменными тестами. Проективные методики облегчают специалисту работу с сотрудниками, которые испытывают сильное внутреннее сопротивление при взаимодействии с психологом.

В связи с чем сделано предположение о том, что использование в психологической коррекции метафорического ассоциативного инструментария (метафорические ассоциативные карты, метафорические куклы (куклотерапия), сказкотерапия, пескотерапия, фототерапия) может существенно повысить заинтересованность личного состава органов внутренних дел в обращении за помощью к психологу.

Таким образом, возникает потребность в исследовательских мероприятиях, направленных на изучение эффективности данного метода, в сравнении с наиболее часто используемыми в настоящее время, а именно, в психологической коррекционной работе, и составление на этой основе рекомендаций по усовершенствованию психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Наиболее важные вопросы теории и практики психологической коррекции можно найти в научных исследованиях и публикациях Караяни  А.Г., Сыромятникова И.В., Леоновой А.Б., Кондрашенок В.Т., Осипова А.А., Алешина Е.Ю.  и др.

Методы по использованию предметного инструментария в психологической практике описываются в работах следующих авторов: Ушакова Т.О., Копытин А.И., Халкола У., Кац Г., Мухаматулина Е., Киршке В., Морозовская Е.В. и др.

Отдельные аспекты совершенствования психологической работы в органах внутренних дел изложены в работах следующих ученых: Крук В.М., Караеваев А.Ф., Носс И.Н., Мальцева Т.В., Петров В.Е., Реуцкая И.Е., Федотов А.Ю., Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. и др.

Работа с метафорами в психологической практике обозначена у Улыбиной Е.В., Арутюновой Н.Д., Гинзбурга Р.М., ГудковаЛ.Д., КошелюкМ.Е., КрольЛ.М., СапоговойЕ.Е., ШрагинойЛ.И. и др. Работу с ассоциативным материалом в психологической науке описывают Борисова С.Е., Бурлачук Л.Ф., Буравцова Н.В., Левина Л.В. и др.

Опираясь на результаты научныхисследований вышеуказанных ученых, и синтезируя достигнутые научные результаты в различных направлениях психологического знания, можно перейти на более качественный уровень психологической работы в органах внутренних дел, путем сужения и конкретизации имеющихся знаний в отношении психокоррекционных методов, используемых в органах внутренних дел.

Достаточно популярными в работе психолога с клиентами сегодня являются метафорические карты, основанные на ассоциативном методе и механизме метафоры [1, 3]. Данный метод хорошо зарекомендовал себя в работе с группами респондентов разного возраста и разной этнической принадлежности. Начиная с 30-х гг. ХХ века метафора изучается не только философами, филологами, лингвистами, но и методологами науки, культурологами, антропологами, психологами, и другими специалистами. Анализируя рост интереса к метафоре различных наук, связанных с изучением сознания, следует отметить, что метафора с недавнего времени стала восприниматься как средство, способствующее пониманию основ мышления, процессов создания образа мира.

Метафору как объяснительный прием и как механизм создания образов и смыслов изучали Ф. Ницше, М. Блэк, П.Рикер, М. Элиаде, М. Эриксон, Р. Мей, Ж. Беккио и другие мастера философии и психологи [2]. Метафоры активизируют познавательные и мыслительные процессы, активизируют ресурсные механизмы, опосредуют использование имеющегося и приобретение нового опыта, обогащают субъективные картины мира, воздействуют на глубинные структуры психики. По выражению М. Блэка, метафора являет собой пример так называемого «двухуровневого языка», в котором репрезентированы два уровня смысла, один из которых адресован сознанию, а другой – бессознательному [1]. Результаты анализа теоретических исследований метафоры, а также ее практического применения показали, что метафора – это продукт деятельности ассоциативного мышления, главная функция которого – установление связи по сходству, смежности или противоположности.

В последние годы в психологической науке и практике открыты новые свойства метафоры, позволяющие успешно использовать ее в глубинной и социальной психологии, психодиагностике, психокоррекции, психотерапии, гипнотерапии и других видах и формах прикладной психологии. Так И.В. Вачков считает такими свойствами:

1) экстраполяцию скрытых смыслов (метафора – это «волшебный сундучок», в котором каждый находит то сокровище, какое он способен найти);

2) активацию творческих ресурсов воображения;

3) семантическое опосредование (метафоры являются связующим звеном между семантическими пространствами психолога и клиента);

4) актуализацию архетипов;

5) фасилитацию (метафоры снижают воздействие негативных эмоций и действуют гораздо мягче и деликатней, чем многие другие средства психологического воздействия) [2].

Вместе с тем, до недавнего времени попытки обращения к метафоре как области психологического знания были достаточно редки, хотя ее возможности как средства развития творческого потенциала растущего человека, как механизма, участвующего в создании новых значений, способствующего решению познавательных и межличностных проблем, значительно обширнее, представленных в современной системе технологий развития. Основная психологическая функция метафоры – обеспечить процесс понимания, что обусловлено ее способностью одновременно активизировать эмоциональную и интеллектуальную сферы.

При психологической работе с сотрудниками полиции были предложены психокоррекционные тренинги с метафорическими ассоциативными картами. В основе данной проективной методики лежит принцип переноса внутреннего образа человека на внешний объект. У каждого человека в ходе своей собственной жизни, в процессе социализации формируется система взглядов и отношений к различным ситуациям, объектам и людям. Всё, что мы видим вокруг себя, мы воспринимаем субъективно, через призму своего внутреннего опыта и отношения. Выбрав ту или иную карту, участник описывает то, что он на ней видит. И здесь срабатывает основной принцип любой проективной методики: описание внешнего объекта опосредуется внутренним образом и предъявляется психологу как внутреннее состояние. В процессе реализации методики была использована колода карт, разработанная на основе профессиональных ситуаций. В процессе тренинга было важно активизировать личностный рост участников, самопознание, открытие собственной креативности, коммуникацию с другими участниками в атмосфере безопасности и доверия, которую создают карты.

Метафорические карты помогают разобраться в психологических причинах, происходящих с человеком событий и найти решение для сложных ситуаций. Для тренинга была спроектирована колода из тридцати карт, на картинках изображены профессиональные ситуации, семейные традиции, мужские и женские фигуры в форме сотрудника полиции различных служб, а также атрибуты полицейской деятельности.

Включив в психологическую работу методы психологической коррекции с использованием метафорического ассоциативного инструментария подразумевают и задействуют активность корректируемого, способствуют отреагированию проблемного материала, что положительно сказывается на эффективности психологической коррекционной работы. По данным включенного наблюдения, в результате применения метода ассоциативных метафорических карт наблюдается положительная динамика взаимоотношений сотрудников полиции в подразделении последующим показателям: эмпатия, принятие других, групповая сплоченность, эмоциональная привязанность к группе, толерантностные установки.

References

1. Blek M. Metafora. Teoriya metafory [Metaphor. Theory of metaphor]. - M .: Progress Publ., 1990. - pp. 153-175.

2. Vachkov I.V. Metodika prepodavaniya psihologii: uchebnoe posobie [Methods of teaching psychology: a textbook] - M .: "Axis-89" Publ., 2012. - 208 p.

3. Kac G.,MuhamatulinaE. Metaforicheskie karty: Rukovodstvo dlya psihologa [Metaphorical Maps: A Guide for a Psychologist] - Moscow: Genesis Publ., 2013. - 160 p.

4. Petrov V.E., Mal'ceva T.V. Problema vostrebovannosti psihologicheskih uslug u sotrudnikov organov vnutrennih del i naseleniya // Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied psychology and pedagogy]. 2017. V. 2. No. 3. pp. 37-43 (in Russia).

5. Petrov V.E., Mal'ceva T.V. Psihologicheskoe konsul'tirovanie sotrudnikov organov vnutrennih del: monografiya [Psychological counseling for police officers: monograph]. Domodedovo. 2013. - 168 p.


Login or Create
* Forgot password?