LEADERSHIP AND LEADERSHIP DEVELOPMENT TOOLS IN A VUCA WORLD
Abstract and keywords
Abstract (English):
The challenge of the VUCA’s world to us is about the development of not only narrowly professional competencies, but also of the individual as a whole, that is the process of forming “big” minds. What is “leader” and “leadership” for us now? What needs to be changed in our perception of the term “leadership” in order not only to survive, but also to be on the “crest of a wave” in the time we are experiencing VUCA? How to create a community of leaders and a living environment, an incubator environment where leaders can emerge and effectively manifest themselves? The author offers his view on the choice of leadership development tools. The article summarizes the author’s interview with one of the game developers, whose methodology is based on integrative vector modeling.

Keywords:
leader, leadership, leading, VUCA world, sustained success, transactional leadership, transformational leadership, gamification, game practice.
Text

Кто такой лидер? Неизменны ли его характеристики во времени? Что значит быть лидером? Что создает притяжение лидера? Эти вопросы представляют собой лишь сухой остаток бурных исканий и обсуждений в научной среде и бизнесе на протяжении всего существования человечества со времен Конфуция. Такие эффективные компании, как Google или Facebook тратят астрономические суммы на развитие навыков лидерства у своих сотрудников. И инвестиции окупаются многократно. Лидеры нужны организациям всегда, это — «вечная» потребность. Лидерство, в свою очередь, всегда обсуждается в контексте целей, построения команд и достижения командной синергии.
Всегда... А сейчас — это так же, как «всегда»?.. Приходит на ум такая метафора. Если нашу жизнь сравнить с беговой дорожкой, то как-то незаметно для себя мы перешли из размеренного шага по ней на бег трусцой, а затем кнопка скорости на панели управления «залипла», и мы уже давно бежим со спринтерской скоростью затяжной марафон, все быстрее и быстрее. Вокруг нас, здесь и там, мелькают и проносятся на огромной скорости информационные потоки. Остановиться в беге, пропустить важную информацию означает быть покалеченным и выброшенным с дорожки, мы можем только бежать еще быстрее, не останавливаясь, жадно хватая информацию. У бизнеса есть единственный выбор — быть гибким и способным к быстрым изменениям либо умереть. Мы ступили на территорию хаоса. Поначалу многие лелеяли надежду, что хаос — явление временное, но с некоторых пор смирились с его перманентностью, осознав, что для выживания необходимо научиться управлять им. Так у этого периода появилось обозначение — VUCA, которое расшифровывается как Volatility, Uncertainty, Complexity and
Ambiguity (нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность). Мы переживаем новый виток понимания лидерства. Какой стиль лидерства необходим в этом мире? Как в нем формировать, удерживать, развивать команду? Как сделать команду эффективной? Как надо руководить, чтобы не просто выжить, а быть впереди? Какие инструменты выбрать? Термин и понимание лидерства зачастую окружены ореолом мистики, но, к счастью, наука давно изучает это явление, так что мистики в этом вопросе осталось не больше, чем в чистке зубов. Чтобы быть лидером, им не нужно родиться, лидерству можно научиться. У каждого внутри есть все необходимое для этого.

 

References

1. Piter Senge. Tanets peremen [Dance of Changes]. Pp. 32-36. Available at: https://www.olbuss.ru/upload/iblock/6b2/tanec5.pdf (accessed 10 September 2018).

2. Online Etymology Dictionary Duglasa Kharpera [Douglas Harper’s Online Etymology Dictionary]. Available at: https://www.etymonline.com/word/leader (accessed 19 October 2018).

3. Dictionary by Merriam-Webster [Dictionary by Merriam-Webster]. Available at: https://www.merriam-webster.com/dictionary/leader (accessed 19 October 2018).

4. GOST R ISO 9004-2010 [GOST R ISO 9004-2010]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135559/

5. Konfutsiy. Velikoe uchenie [Confucius, the great doctrine]. Available at: http://daolao.ru/Confucius/Da_xue/da_xue_yk.htm (accessed 17 September 2018).

6. Piter Senge. Pyataya distsiplina. Iskusstvo i praktika obuchayushcheysya organizatsii [Fifth discipline. Art and practice of the learning organization]. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2018. 496 p.

7. Bass B.M. From Transactional to Iransformational Leadership: Learning to Share the Vision [From Transactional to Iransformational Leadership: Learning to Share the Vision] Available at: http://discoverthought.com/Leadership/References_files/Bass%20leadership%201990.pdf (accessed 10 September 2018).

8. Ashby W.R. Introduction to Cybernetics [Introduction to Cybernetics]. Available at: http://dspace.utalca.cl/bitstream/1950/6344/2/IntroCyb.pdf (accessed 30 September 2018).

9. Gregori Beytson. Ekologiya razuma. Izbrannye stat’i po antropologii, psikhiatrii i epistemologii [Ecology of Mind. Selected articles on anthropology, psychiatry and epistemology]. Available at: http://www.dragondreaming.org/ru/wp-content/uploads/sites/11/2016/04/Bateson_Ekologia_razuma.pdf (accessed 12 October 2018).

10. Eynshteyn A. Sobranie nauchnykh trudov v chetyrekh tomakh pod redaktsiey I.E. Tamma, Ya.A. Smorodinskogo, B.G. Kuznetsova [Collection of scientific papers in four volumes, edited by I.E. Tamm, J.A. Smorodinsky, B.G. Kuznetsova]. Available at: http://www.pseudology.org/science/Einshtein/tom4_1.pdf (accessed 19 October 2018).

Login or Create
* Forgot password?