MANDATORY STATE INSURANCE OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS: PRIVATE LAW PRINCIPLES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the insurance contract as a basis for the emergence of obligations for compul-sory state insurance of law enforcement officers. This type of insurance has a number of features and its specificity, in addition to the fact that the insurance of law enforcement officers protects the rights and interests of individuals, it also protects the interests of the state.

Keywords:
civil servants, insurance, private law, civil law, public law.
Text
Publication text (PDF): Read Download

НИР в рамках Гранта Президента Российской Федерации

Research within the Grant of the President of the Russian Federation

 

Страхование играет одну из главенствующих ролей в современном мире. Оно выступает гарантом стабильности, уверенности и безопасности в завтрашнем дне. Отдельные виды страхования не только защищают интересы физических и юридических лиц, но и интересы государства. Так, согласно ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наряду с добровольным и обязательным видом страхования, «в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям)». Данная статья появилась в 1996 г., и с тех пор она не претерпела каких либо изменений. Одной из предпосылок возникновения вышеуказанной статьи явилось постановление Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 г. № 382 «О государственном обязательном личном страховании лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел».

С момента появления второй части Гражданского кодекса РФ было заложено начало гражданско-правового регулирования договорных отношений обязательного государственного страхования [1, с. 107–113].

Ранее, в редакциях (в период с 2003 по 2013 г.) Федерального закона от 27.05.2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» содержалось понятие правоохранительная служба как «вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины». С 1 января 2016 г. данное понятие было упразднено и заменено на «государственная служба иных видов», а лица, ранее относящиеся к категории правоохранительная служба, были добавлены в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. Это можно объяснить рядом реформ, пересмотром нормативно-правовой базы, расширением и изменением субъектов государственной службы, в том числе, занимающихся правоохранительной деятельностью. С одной стороны, это положительный момент, так как он носит гибкий характер по отношению к дальнейшим поправкам в законодательстве и уменьшению юридико-технической нагрузки. С другой стороны, есть и минусы, среди которых – размытие классификаций государственной службы. Кроме того, понятие правоохранительной службы можно было бы оставить, а виды государственной службы – расширить (дополнить). Это, в свою очередь, подчеркнуло бы значимость правоохранительной службы, как гаранта безопасности общества и государства, а также публично продемонстрировало бы стабильность гарантий лиц, состоящих на правоохранительной службе.

Одна из особенностей обязательного государственного страхования проявляется в том, что согласно п. 2 ст. 969 ГК РФ «обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями». Из этого положения следует, что обязательное государственное страхование может быть внедоговорным. При этом ответственность за осуществление обязательного государственного страхования, как правило, несет страхователь в лице уполномоченного органа или организации.

В науке встречается подобное мнение, когда отношения по обязательному страхованию возникают непосредственно из закона, без заключения договора [2, с. 29]. Но не стоит забывать о том, что фактическим обстоятельством, предусмотренным законодательством, определяющий момент возникновения правоотношений между субъектами страхования  является договор. Подобной точке зрения придерживаются иные цивилисты, которые считали, что отношения по обязательному страхованию возникают на основании договора [3, с. 120].

Договор обязательного государственного страхования вытекает из ГК РФ, хотя сам кодекс не содержит понятия «договор страхования». Ранее данная дефиниция содержалось в Законе от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: «договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки. Договор страхования может содержать и другие условия, определяемые по соглашению сторон, и должен отвечать общим условиям действительности сделки, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации». Однако в конце 1997 г. она была упразднена.

На наш взгляд, понятие «договор страхования» необходимо законодательно закрепить как «соглашение между страховщиком и страхователем, в силу которого страховщик, в случае наступления предусмотренного события (страхового случая) обязуется произвести выгодоприобретателю (страхователю или иному лицу), указанному в договоре страхования, выплату страхового возмещения в пределах страховой суммы, а страхователь в установленный срок обязуется уплатить страховую премию или периодически выплачивать страховые взносы в пределах страховой суммы – страховщику». Данное понятие положительно скажется не только на развитии страхового законодательства в общем, но и на развитии обязательного государственного страхования в частности, а также позволит укрепить юридическую конструкцию страховых взаимоотношений.

Однако необходимо отметить, что, несмотря на публичность обязательного государственного страхования, в данном виде страхования усматривается его частноправовая природа, т.к. основывается на принципе свободы договора [4, с. 42]. Статья 421 ГК РФ подтверждает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом свободны в характере и условиях такого договора. Главное условие при этом, чтобы не было противоречащих законодательству условий подобного договора. 

Безусловно, положения ст. 969 ГК РФ не противоречат ст. 421, т.к. понуждение к заключению договора допускается в том случае, когда данная обязанность предусмотрена законом. Если рассмотреть, к примеру, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призваны на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», то в ст. 6 «Договор обязательного государственного страхования» прямо предусмотрен договор и порядок его заключения [6, с. 54]. Дополнительно ст. 7 «Выполнение страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию» предусмотрена ответственность страхователя перед выгодоприобретателями. Тем не менее, основополагающие принципы гражданского законодательства – свобода волеизъявления при заключении договора.

Договор обязательного страхования имеет ряд своих императивных особенностей, что соответствует положению п.1 ст. 422 ГК РФ: «договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения». В частности, это заключение договора в письменной форме, что также соответствует ст. 940 ГК РФ, и вышеупомянутому закону (в качестве примера). Как правило, согласно дополнительным нормативно-правовым актам, где содержатся положения об обязательном государственном страховании, договор заключается на один год [5, с. 37].

Договор обязательного государственного страхования является возмездным, поскольку обе стороны (страховщик и страхователь) производят выплаты, которые складываются из страховой премии (взносов)  и страхового возмещения. Также данный договор двухсторонний, что подразумевает наличие прав и обязанностей, как у страховщика, так и у страхователя.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников правоохранительной службы относится к сложному юридическому составу, потому как для реализации полного механизма возникновения и развития правоотношений по обязательному государственному страхованию необходимо:

– наличие контракта (соглашения), заключенного между сотрудником правоохранительных органов и соответствующим министерством – о прохождении службы;

– наличие договора, заключенного между министерством в лице уполномоченного на то лица и страховой компанией о страховании жизни и здоровья сотрудника правоохранительных органов.

Договор обязательного государственного страхования, в свою очередь, вступает в силу в соответствии с п. 1 ст. 957  ГК РФ (момент уплаты страховой премии или ее первого взноса, если в договоре не предусмотрено иное). На практике при заключении договоров обязательного государственного страхования встречаются случаи, когда стороны, оговорив все условия, называют конкретную дату, с наступлением которой договор вступает в силу, т.е. договор является консенсуальным.

П. 3 ст. 940 ГК РФ гласит, что «при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования». Так для сотрудников правоохранительных органов некоторых ведомств, согласно постановлению Правительства РФ от 6 марта 2014 г. № 169 установлен типовой договор обязательного государственного страхования. Однако до сих пор подобный договор не введен для других государственных служащих, подлежащих обязательному государственному страхованию. В связи с подобным пробелом, страховые компании, победившие в конкурсе на роль страховщика в обязательном государственном страховании служащих, чаще составляют договор страхования на своих условиях. Впоследствии при наступлении страховых случаев, страховые суммы не выплачиваются в силу того, что данные случаи не подпадают под условия договора обязательного государственного страхования [7, с. 52]. Необходимо законодательное закрепление типового договора страхования для всех категорий государственных служащих, подлежащих обязательному государственному страхованию.

Как мы видим, источник обязательного государственного страхования находится в гражданском законодательстве, а между органом государственной службы (например: министерством внутренних дел России) и страховой компанией заключается гражданско-правовой договор по страхованию жизни и здоровья сотрудника. При этом, для обязательного государственного страхования – гражданско-правовые отношения имеют первостепенное значение, поскольку находят свое отражение в гражданском законодательстве; форма страхования, закреплена в системе гражданского права; имеет конкретно закрепленную форму сделки; содержит правовую природу диспозитивного метода правового регулирования, при публичном признаке в отношениях (свободное волеизъявление сторон); носит сугубо договорной характер в пользу третьих лиц.

References

1. Bondarev Yu.A. Pravo voennosluzhaschih i sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov na vozmeschenie prichinennogo ih zhizni i zdorov'yu v sootnoshenii s normami o strahovyh vyplatah po obyazatel'nomu gosudarstvennomu strahovaniyu // Obschestvo i pravo. - 2010. - № 1. - S. 107-113.

2. Grave K.A., Lunc L.A. Kurs sovetskogo grazhdanskogo prava. M., 1960.

3. Gommelya V.B. Osnovy strahovogo dela. M., 1998.

4. Kirillova E.A. Notariat. Uchebnoe posobie / Moskva: REU im. G.V. Plehanova, 2017.

5. Kirillova E.A. Nasledstvennoe pravo Rossii. Moskva, 2017.

6. Lutchenko E.G. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie zhizni i zdorov'ya gosudarsvtennyh i grazhdanskih sluzhaschih // Yuridicheskiy fakt. - 2017. - № 20. - S. 102-105.

7. Sokolova N.A. Pravovoy status gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhaschih v sisteme obyazatel'nogo social'nogo strahovaniya // Vestnik Omskogo yuridicheskogo instituta. - 2011. - № 1 (15). - S. 45-48.

Login or Create
* Forgot password?