THE STUDY OF THE CONCEPT OF A DERIVATIVE IN CLASSES WITH DIFFERENT PROFILES
Rubrics: PRACTICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers general approaches and methodological features of studying the concept of derivative in a profi le school. In particular, the general scheme for introducing the concept of a derivative is supplemented by comments that reveal the tasks and content of each stage; examples of profi le-oriented problems are given. Particular attention is paid to the specifi cs of the teacher’s work in the class, whose students have a diff erent profile orientation: the didactic materials and methodological recommendations for studying the derivative based on the use of the project method are off ered.

Keywords:
profi le component of teaching mathematics, professional interest, study of the derivative, method of projects.
Text

Более десяти лет в старшей школе реализуется концепция профильного обучения, предполагающая выбор уровня изучения дисциплин старшеклассниками с учетом их интересов и индивидуальных потребностей [2, 6]. За это время определены пять основных профилей (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный) [7], соответствующее им содержание образовательных программ [5], а также реализуются различные организационные формы (сетевая, специализированные центры, индивидуальные образовательные маршруты и др.). На уровне конкретной школы мобилизируются материальные и кадровые ресурсы, выбирается форма реализации профильной дифференциации, что иногда приводит к необходимости организации класса, учащиеся которого проявляют различные профессиональные интересы. В этой ситуации учителю-предметнику приходится осуществлять отбор содержания и разрабатывать методику его освоения школьниками, имеющими различные целевые установки, склонности и мотивы с точки зрения выбираемой ими будущей профессии. Это касается и преподавания математики как на базовом, так и на профильном уровне. И если уровневость, заложенная в школьных учебниках, реализуется вполне успешно, то профильная составляющая требует более детального рассмотрения. Целью статьи является описание методических рекомендаций по изучению понятия производной в различных профилях, в том числе и в классах, учащиеся которых имеют различную профильную направленность. В учебниках по математике, методической литературе традиционно выделяются три способа введения рассматриваемого понятия. Первый из них основывается на рассмотрении физического смысла производной в виде задачи о нахождении мгновенной скорости тела. Второй способ предполагает первоначальное изучение геометрического смысла производной. Подведение к понятию осуществляется, не выходя за рамки математического содержания: на примере задачи о нахождении касательной. Третий связан с одновременным рассмотрением задач на физический и геометрический смысл производной с выходом на общий алгоритм, схему применения производной. Для усиления профильной направленности обучения обратим внимание на прикладную значимость темы, которая определяется:
1) смыслом производной как скорости, ее интерпретацией в других сферах науки и техники: физическим, химическим, биологическим, экономическим и иными смыслами, где идет речь о скорости протекания различных процессов;
2) использованием аппарата дифференциального исчисления для исследования процессов, выражаемых функциональными зависимостями.
В связи с этим обогатим структуру урока введением понятия производной как модели реальных процессов, выделив пять его этапов.

References

1. Dmitrienko O.A. Sistema prikladnykh zadach v kurse matematicheskogo analiza [Th e system of applied problems in the course of mathematical ana ly s i s ] . Mezhdunarodny y zhur n a l eksperimental’nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2013, I. 10-1, pp. 133-136.

2. Kontseptsiya razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Utv. Rasporyazheniem Pravitel’stva RF ot 24.12.2013 № 2506-r [The concept of development of mathematics education in the Russian Federation. Approved. Order of the Government of the Russian Federation of 24.12.2013 No. 2506-p]. Available at: minobrnauki.rf/dokumenty/3894 (accessed 03 August 2018).

3. Prikladnye zadachi matematicheskogo analiza v profil’noy shkole [Applied problems of mathematical analysis in the profile school]. Perm. gos. gumanit.-ped. un-t Publ., Perm’, 2012.

4. Prikladnye zadachi matematicheskogo analiza: metod. ukazaniya k samostoyat. rabote dlya studentov tekhn. i ekonom. spetsial’nostey vsekh form obucheniya [Applied problems of mathematical analysis: method. directions to self. work for students tehn. and economy. specialties of all forms of training]. Kramatorsk: DGMA Publ., 2011.

5. Primernaya osnovnaya obrazovatel’naya programma srednego obshchego obrazovaniya. Odobrena resheniem federal’nogo uchebnometodicheskogo ob”edineniya po obshchemu obrazovaniyu (protokol ot 28 iyunya 2016 g. № 2/16-z) [The approximate basic educational program of secondary general education. Approved by the decision of the federal educational-methodical association for general education (protocol dated June 28, 2016 No. 2/16-h)]. Available at: http://mosmetod.ru/files/dokumenty/Primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhegoobrazovaniya.pdf (accessed 17 April 2017).

6. Rasporyazhenie Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii № 2506-r ot 24 dekabrya 2013 g. «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» [Order of the Government of the Russian Federation No. 2506 - r of December 24, 2013 “On Approval of the Concept for the Development of Mathematical Education in the Russian Federation”]. Available at: http://pravo.gov.ru/laws/?num=1

7. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart srednego obshchego obrazovaniya: prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 № 413 (red. ot 31.12.2015) [Federal State Educational Standard of Secondary General Education: Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 17 May 2011 No. 413 (as amended on 12/31/2015)]. Available at: http://base.garant.ru/70188902/

Login or Create
* Forgot password?