INSTITUTIONAL AND REGULATORY FRAMEWORK FOR THE MANAGEMENT OF THE TIMBER INDUSTRY COMPLEX IN THE REGIONS OF THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the institutional and regulatory framework for the management of the timber industry complex in the regions of the European North of Russia. The analysis showed that most of the functions related to forest management, their use and development are assigned to the authorities of the constituent entities of the Russian Federation, which increases the importance of managing the timber industry complex at the regional level. In most regions, the forestry management process is carried out in conjunction with forest management. At the same time, in the Republics of Komi and Karelia, as well as in the Murmansk region, issues pertaining to the use, protection and reproduction of forests are within the competence of one authorized body, and the development of the forestry complex is another. State support for the development of the timber industry complex is realized mainly through the implementation of regional programs, and the stimulation of economic activity of forest industry enterprises takes place through the use of the mechanism of priority investment projects in the area of forest development. The analysis of regional strategic documents showed the presence of emphasis on the development of the timber industry complex in the Strategies for Social and Economic Development of the Arkhangelsk and Vologda Regions, as well as the Republics of Komi and Karelia. In addition, the Arkhangelsk region developed a "Strategy for the development of the timber industry complex for the period until 2030", which is aimed at improving the efficiency of the region's timber industry complex through the development of deep wood processing and integrated use of forest resources. Despite the fact that in recent years there has been a positive development in the development of the woodworking and pulp and paper industry, there are a number of unresolved problems in the functioning of the timber industry complex of the regions under consideration. The prospect of further research is the development of a set of measures, tools and methods for more effective management of the development of the forestry complex in the regions of the European North.

Keywords:
timber industry complex; management of the development of the timber industry complex, the European North of Russia, strategic management, state programs.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Зона Европейского Севера России это одна из самых богатых лесными ресурсами территорий  нашей страны. Входящие в ее состав,  Республики Коми и Карелия, Архангельская, Вологодская и Мурманская области, а также Ненецкий автономный округ, относятся к тем регионам, где лесопромышленный комплекс является одним из самых перспективных для развития экономики региона. Общая площадь земель лесного фонда регионов Европейского Севера России, покрытых лесами, составляет около 74,9 млн га. Общий запас основных лесообразующих пород оценивается в 8,2 млрд  м3, из которых более 34,3% приходится на Республику Коми, 31,4% на Архангельскую область, оставшаяся треть распределена между Республикой Коми, Вологодской и Мурманской областями.

Однако необходимо отметить, что при достаточно больших запасах основных лесообразующих пород на территории Европейского Севера, доля освоения допустимого объема изъятия древесины не велика и составляет лишь 43,8%. Данные цифры в первую очередь свидетельствуют о наличии ресурсного потенциала в лесопромышленном комплексе рассматриваемых регионов и возможности увеличения объемов производства продукции.

Безусловно, в развитии лесопромышленного комплекса и использования его потенциала полностью, большое значение имеет реализация мер государственной политики. Именно поэтому изучение институциональных основ управления лесопромышленным комплексом, а также проведение анализа государственных программ и документов стратегического планирования по развитию лесной промышленности регионов Европейского Севера приобретает особую актуальность и является целью настоящего исследования.

Под управлением лесопромышленным комплексом понимается целенаправленное воздействие органов управления ЛПК – субъекта управления, на объект управления – ЛПК, которое обеспечивает достижение стратегических целей ЛПК с учетом конкретных предпосылок и условий регионов. Наиболее значимыми условиями обеспечения достижения стратегических целей ЛПК являются рыночные факторы экономики, динамика условий  воспроизводства, формирование приоритетов в лесном комплексе, нормативно-правовая база, эколого-природоохранные требования. К предпосылкам достижения стратегических целей можно отнести стабилизацию площадей земель лесного фонда, государственное регулирование рыночной экономики, нормативно-правовое обеспечение управления землями лесного фонда, государственную поддержку лесного комплекса и экологическое нормопользование [10].

Государственное управление лесопромышленным комплексом России осуществляет Министерство промышленности и торговли (Минпромторг России). К его основным функциям относятся оказание государственных услуг, управление государственным имуществом в сфере лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Однако необходимо отметить, что поскольку лесопромышленный комплекс находится в тесной  взаимосвязи с лесным хозяйством, то целесообразно рассматривать управление этими двумя блоками в комплексе.

Так, государственное управление лесным хозяйством на федеральном уровне осуществляют: Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды России) и Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). К основным функциям Минприроды России относятся функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны лесов, земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в земли другой категории, лесных отношений. Рослесхоз исполняет функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом в области лесных отношений [6].

На региональном уровне вопросами развития лесопромышленного комплекса в каждом субъекте РФ занимаются различные органы власти (табл. 1).

Отметим, что в некоторых регионах вопросы, касающиеся использования, защиты и воспроизводства лесов относятся к компетенции одного уполномоченного органа, а вопросы развития ЛПК – другого. Так, к примеру, в Республике Карелия Министерство природных ресурсов и экологии занимается вопросами в сфере лесного хозяйства, а вопросами развития промышленности – Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия. Аналогичная ситуация в Мурманской области и Республике Коми.

Обращаясь к вoпросу нормативно-правового регулирования лесопромышленного комплекса регионов Европейского Севера, необходимо отметить, что Российское лесное законодательство состоит из Лесного кодекса [9], федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов иных органов исполнительной власти и муниципальных нормативных актов. При этом особое внимание следует уделить государственным программам, направленным на развитие лесопромышленного комплекса.

В частности, Государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013–2020 годы» [4], целью которой является решение вопросов по созданию условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия.

Среди федеральных нормативно-правовых актов следует также выделить «Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года» [12]. Данный документ определяет принципы, цели и задачи государства в области использования, сохранения и воспроизводства лесов, а также механизмы их реализации.

На региональном уровне имеется ряд документов, регулирующих деятельность лесопромышленного комплекса и направленных на его развитие. Следует отметить, что органами государственной власти поддержка развития лесопромышленного комплекса оказывается в первую очередь посредством реализации региональных государственных программ.

 К примеру, на территории Вологодской области действует государственная программа «Развитие лесного комплекса Вологодской области на 2014–2020 годы» [2]. Целью подпрограммы 3 «Развитие лесопромышленного сектора экономики» государственной программы является обеспечение экономического развития лесопромышленного сектора экономики. В качестве основных задач определены увеличение выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью и увеличение доступности лесных ресурсов.

В Республике Коми утверждена и действует государственная программа «Развитие промышленности» [3], целью которой является развитие и эффективное использование промышленного потенциала региона. Одной из задач программы является обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала, в том числе за счет содействия промышленным предприятиям в эффективном использовании лесных ресурсов.

Органами государственной власти Архангельской области также уделяется большое внимание развитию лесопромышленного комплекса региона. В частности, следует выделить государственную  программу «Развитие лесного комплекса Архангельской области (2014– 2020 годы)» [1], целью которой является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и вклада лесного комплекса Архангельской области в социально-экономическое развитие региона.

В другом нормативно-правовом документе «О состоянии и перспективах развития лесопромышленного комплекса Архангельской области» [8] установлены приоритетные направления государственной политики, проводимой Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в сфере лесных отношений и развития лесопромышленного комплекса. Также в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики отмечено проведение политики повышения конкурентоспособности и расширения присутствия производителей Архангельской области на российском рынке в сегментах продукции из древесины и древесных материалов. Помимо этого, в Архангельской области разработан проект «Территориальный бренд Архангельской области "Архангельский лес"» [7], среди основных целей реализации которого  обозначены поддержка  производителей  продукции  из  древесины  на  рынках  с  высоким уровнем конкуренции и содействие развитию малого и среднего предпринимательства в сфере деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности.

В настоящее время в части стимулирования развития лесопромышленного комплекса используется механизм приоритетных инвестиционных проектов, который закреплен статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации. Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов утверждено Постановлением Правительства «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» [11]. Ведение данного Перечня осуществляет Минпромторг России. Включение проекта в Перечень осуществляется на основании заявки коммерческой организации на реализацию инвестиционного проекта, утвержденной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или Рослесхозом и согласованной с Рослесхозом. В рамках указанных инвестиционных проектов предполагается как модернизация действующих производств, так и строительство новых лесопромышленных предприятий.

Отдельно стоит остановиться на рассмотрении стратегических документов, направленных на развитие лесопромышленного комплекса, главным из которых является «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» [18].

Согласно Стратегии, основными проблемами в развитии лесного комплекса, сдерживающими экономический рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов, являются недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием лесов и недостаточный объем лесохозяйственных мероприятий, а также недостаточное развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья. В Стратегии выделены основные факторы, препятствующие  развитию лесопромышленного комплекса, такие как недостаточная емкость внутреннего рынка лесобумажной продукции, недостаток мощностей по глубокой переработке древесины, недостаточная инновационная активность и инвестиционная привлекательность, технологическая отсталость отраслей ЛПК, несоответствие российского лесного машиностроения задачам развития лесного комплекса, кадровые проблемы. Исходя из обозначенных проблем, в Стратегии определены цели развития лесопромышленного комплекса.

В настоящее время органами государственной власти разрабатывается Стратегия развития лесного комплекса до 2030 г. Согласно данным Федерального агентства лесного хозяйства России, в данном документе будут отражены как региональные особенности лесного комплекса, так и векторы развития основных элементов увеличения экономического и экологического потенциала российских лесов [5]. Согласно проекту Стратегии, основными целями развития лесного комплекса будут являться достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств Российской Федерации в части лесов, а также повышение долгосрочной конкурентоспособности лесной промышленности и вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие России.

К 2030 г. планируется существенно увеличить вклад лесного комплекса в экономику страны. В качестве основных направлений, при этом, обозначены: развитие ориентированного на экспорт производства целлюлозы, рост выпуска тарного картона и санитарно-гигиенических изделий для внутреннего рынка, а также развитие ориентированного примерно в равной степени на внутренний рынок и на экспорт производства пиломатериалов, фанерно-плитных производств, мебели, деревянного домостроения.

Достижение установленных целей планируется за счет реализации ряда мероприятий, среди которых можно выделить поддержку развития перерабатывающих производств, развитие рынков сбыта лесопродукции, обеспечение доступности сырьевой базы, развитие кадрового, технологического и научного потенциала и т.д.

Говоря о региональных стратегических документах, следует отметить, что одной из главных в вопросах социально-экономического развития каждого субъекта Российской Федерации является Стратегия социально-экономического развития региона [27]. Отметим, что в настоящее время во всех регионах Европейского Севера разработаны и утверждены данные стратегии.

Детальный анализ данных документов свидетельствует о том, что акцент на развитии лесопромышленного комплекса есть в региональных Стратегиях социально-экономического развития Архангельской и Вологодской областей, а также Республик Коми и Карелии.

В «Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года» [20] при проведении оценки текущего состояния и потенциала каждого из секторов экономики региона определены четыре группы отраслевых приоритетов экономического развития. При этом лесопромышленный комплекс определен в качестве первого отраслевого приоритета наряду с судостроением, машиностроением, транспортом и туризмом. В Стратегии отмечается, что основной потенциал развития лесопромышленного комплекса Архангельской области связан с обеспечением доступности лесных ресурсов и более высокой глубины переработки леса, то есть с производством продукции с более высокой добавленной стоимостью. Сегодня развитие сектора лесозаготовки в Архангельской области сдерживается нехваткой экономически доступной лесосеки. Главным фактором для развития ЛПК региона, согласно Стратегии, будет являться развитие лесных дорог, в том числе магистральных, а также повышение эффективности лесопользования. Также существенным для развития сектора представляется модернизация действующих ЦБК с целью повышения их эффективности и развитие мебельной промышленности.

В «Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года» [21] одной из задач в сфере развития промышленности (в том числе и в лесопромышленном комплексе) обозначено создание условий для углубленной переработки сырья предприятиями, приводящей к повышению доли добавленной стоимости создаваемой в регионе, а также создание благоприятных условий для формирования производственно-технологических площадок, обеспечивающих развитие Арктической зоны Российской Федерации. Создание региональной экономической зоны промышленно-производственного типа по глубокой переработке древесины, а также создание и развитие промышленных кластеров на территории области в целях укрупнения производственных цепочек, локализованных полностью или преимущественно на территории Вологодской области, по приоритетным видам промышленной деятельности (в том числе «Лесопромышленный кластер») обозначены в Стратегии в качестве ее задач.

В «Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года» [24] лесопромышленный комплекс выделен как один из базовых секторов экономики. С 2004 г. в регионе взят курс на глубокую переработку древесины, на создание условий для привлечения инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение действующих перерабатывающих предприятий, направленных на выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции глубокой переработки древесины, отвечающей требованиям международного рынка и экологическим стандартам.

Согласно Стратегии в территориальном пространстве республики выделяются «зоны опережающего развития» – наиболее динамичные территории, выполняющие функции «локомотивов», подтягивающих в развитии соседние территории. Из представленных в табл. 2 данных видно, что число направлений специализации каждой из зон входит как минимум одна из отраслей лесопромышленного комплекса.

Согласно «Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года» [25] лесопромышленный комплекс наряду с топливно-энергетическим комплексом является базовым в экономике республики. При этом в документе обозначено, что целью развития лесопромышленного комплекса является создание высокоэффективных лесозаготовительных и перерабатывающих производств, базирующихся на современных технологиях с учетом требований охраны окружающей среды и рационального лесопользования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной лесобумажной продукции для поставок на внутренний и внешний рынки.

В Стратегиях социально-экономического развития Мурманской области [22] и Ненецкого автономного округа [23] явные акценты на развитии лесопромышленного комплекса отсутствуют, что объяснимо наличием  в этих субъектах РФ небогатой ресурсной базы по сравнению с другими регионами Европейского Севера.  

Среди региональных стратегических документов следует также выделить «Стратегию развития лесопромышленного комплекса Архангельской области на период до 2030 года» [19], такого рода документ имеется лишь в данном регионе Европейского Севера. Стратегия направлена на решение важнейших структурных проблем лесопромышленного комплекса, развитие технологий и инноваций, создание условий для реализации принципов государственно-частного партнёрства и других факторов устойчивого развития. В качестве генеральной цели Стратегии обозначено повышение эффективности лесопромышленного комплекса Архангельской области на основе развития глубокой переработки древесины и комплексного использования лесосырьевых ресурсов.

Обзорный анализ институциональных и нормативно-правовых основ свидетельствует о том, что управление лесопромышленным комплексом осуществляется в тесной взаимосвязи с лесным хозяйством. При этом федеральными властями устанавливаются основные законы и правила, а большая часть функций, связанных с управлением лесами, их использованием и освоением возлагается на органы власти субъектов РФ. Данный фактор, безусловно, повышает значимость управления развитием лесопромышленного комплекса на региональном уровне [10]. Анализ действующих в рассматриваемых субъектах РФ государственных программ и стратегических документов свидетельствует о наличии в них акцентов на развитии лесопромышленного комплекса практически во всех регионах Европейского Севера. Однако, несмотря на то, что последние годы наблюдается положительная динамика в развитии деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, ориентированной на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, все еще имеются определенные проблемы в функционировании лесопромышленного комплекса [26]. Перспективой дальнейших исследований будет являться разработка комплекса мер, инструментов и методов более эффективного управления его развитием.

References

1. Gosudarstvennaya programma «Razvitie lesnogo kompleksa Arhangel'skoy oblasti (2014 - 2020 gody)» utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Arhangel'skoy oblasti ot 8 oktyabrya 2013 g. N 459-pp [Elektronnyy resurs] // URL: http://base.garant.ru.

2. Gosudarstvennaya programma «Razvitie lesnogo kompleksa Vologodskoy oblasti na 2014 - 2020 gody» utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva oblasti ot 28 oktyabrya 2013 g. N 1110 [Elektronnyy resurs] // URL: http://base.garant.ru.

3. Gosudarstvennaya programma «Razvitie promyshlennosti» utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva respubliki Komi ot 28 sentyabrya 2012 goda N 419 [Elektronnyy resurs] // URL: http://base.garant.ru.

4. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federacii «Razvitie lesnogo hozyaystva na 2013 - 2020 gody» Utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federaciiot 15 aprelya 2014 g. N 318 [Elektronnyy resurs] // URL: http://base.garant.ru.

5. Kolerova V. Ivan Valentik: usloviya dlya razvitiya lesnoy otrasli sozdany // Ekspert. - 2018. - № 17-19. - S. 66-69.

6. Kolesnik V.G., Sinyatullina L.H. Sistema gosudarstvennogo upravleniya lesnym kompleksom: tekuschaya situaciya i osnovnye problemy // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. - 2017. - № 1. - S. 129-145.

7. Koncepciya realizacii proekta «Territorial'nyy brend Arhangel'skoy oblasti «Arhangel'skiy les» [Elektronnyy resurs]: Postanovlenie Pravitel'stva Arhangel'skoy oblasti ot 18 fevralya 2014 g. № 53-pp. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&nd=123032848&rdk =1&backlink=1.

8. Koncepciya proekta «O sostoyanii i perspektivah razvitiya lesopromyshlennogo kompleksa Arhangel'skoy oblasti» utverzhdena Postanovlenie Pravitel'stva Arhangel'skoy oblasti ot 18 fevralya 2014 g. № 53-pp [Elektronnyy resurs] // URL: http://base.garant.ru.

9. Lesnoy kodeks Rossiyskoy Federacii» ot 04.12.2006 N 200-FZ (red. ot 29.12.2017) [Elektronnyy resurs] // URL: http://base.garant.ru.

10. Mezenina O.B. Lesopromyshlennyy kompleks RF na sovremennom etape: opredelenie, zadachi, upravlenie // Agrarnaya nauka Evro-Severo-Vostoka. - 2012. - № 2. - S. 75-80.

11. Mehanizm deystviya postanovleniya Pravitel'stva RF ot 30.06.2007 № 419 «O prioritetnyh investicionnyh proektah v oblasti osvoeniya lesov» [Elektronnyy resurs] // Fond razvitiya promyshlennosti. URL: http://frprf.ru/gospodderzhka/podderzhka-lesnoy- promyshlennosti/#s28.

12. Osnovy gosudarstvennoy politiki v oblasti ispol'zovaniya, ohrany, zaschity i vosproizvodstva lesov v Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda utverzhdeny Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 26 sentyabrya 2013 g. N 1724-r [Elektronnyy resurs] // URL: http://base.garant.ru.

13. Oficial'nyy Internet-portal Respubliki Kareliya [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.gov.karelia.ru/Power/Committee/ Forest/polojen.html

14. Oficial'nyy sayt Departamenta lesnogo kompleksa Vologodskoy oblasti [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.forestvologda.ru/

15. Oficial'nyy sayt Departamenta prirodnyh resursov, ekologii i agropromyshlennogo kompleksa Neneckogo avtonomnogo okruga [Elektronnyy resurs] // URL: http://dprea.adm-nao.ru/

16. Oficial'nyy sayt Ministerstva razvitiya promyshlennosti Murmanskoy oblasti [Elektronnyy resurs] // URL: http://mrpp.gov-murman.ru/

17. Oficial'nyy sayt Pravitel'stva Arhangel'skoy oblasti [Elektronnyy resurs] // URL: https://dvinaland.ru/gov/-6u9y0pjc

18. Strategiya razvitiya lesnogo kompleksa Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda utverzhdena Prikazom MinpromtorgaRF № 248, Minsel'hoza RF № 482 ot 31.10.2008 [Elektronnyy resurs] // URL: http://base.garant.ru.

19. Strategiya razvitiya lesopromyshlennogo kompleksa Arhangel'skoy oblasti na period do 2030 goda utverzhdena Rasporyazheniem Ministerstva prirodnyh resursov i lesopromyshlennogo kompleksa Arhangel'skoy oblasti ot 22 maya 2014 goda № 381-r. // URL: https://dvinaland.ru/-2m5atddc.

20. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Arhangel'skoy oblasti do 2030 goda utverzhdena rasporyazheniem Administracii Arhangel'skoy oblasti ot 16 dekabrya 2008 goda № 278-ra/48 [Elektronnyy resurs] // URL: http://base.garant.ru.

21. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Vologodskoy oblasti na period do 2030 goda utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Vologodskoy oblasti ot 17.10.2016 № 920. // «Konsul'tantPlyus».

22. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Murmanskoy oblasti utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Murmanskoy oblasti ot 25.12.2013 № 768-PP/20 [Elektronnyy resurs] // URL: http://base.garant.ru.

23. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Neneckogo avtonomnogo okruga utverzhdena postanovleniem Sobraniya deputatov Neneckogo avtonomnogo okruga ot 22 iyunya 2010 goda № 134-sd [Elektronnyy resurs] // URL: http://base.garant.ru.

24. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Kareliya do 2020 goda utverzhdena postanovleniem Zakonodatel'nogo Sobraniya Respubliki Kareliya ot 24.06.2010goda № 1755-IVZS [Elektronnyy resurs] // Oficial'nyy Internet - portal Respubliki Kareliya. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Leader/Document/Strategy2020/.

25. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Komi do 2020 goda utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Komi ot 27 marta 2006 g. № 45 [Elektronnyy resurs] // URL: http://rkomi.ru/page/5948/.

26. Uskova T.V., Lukin E.V. Problemy ekonomicheskogo rosta territorii. ISERT RAN, Vologda, 2013. - 170 s.

27. Uskova T.V., Chekavinskiy A.N. Zakon o strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federacii: dostoinstva i nereshennye voprosy (ekspertnaya ocenka) // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. - 2014. - № 4 (34). - S. 63-67.

Login or Create
* Forgot password?