Abstract and keywords
Abstract (English):
This article analyzes the poetry collection «Songs of loneliness» known modern Kyrgyz poet A. Omyrkanova, which was awarded the State Prize of the Kyrgys Republic by Toktogul in 2014. The author uses the examples of genre-thematic and ideologocal-artistic specifics, especially creativity of poet

Keywords:
loneliness, modernity, destiny, luck, lust for life, feelings, sadness, a new look, the artistic value, poet, novelty, lyric, collection
Text
Publication text (PDF): Read Download

Ведя речь о литературе, возникшей со времен обретения кыргызами независимости, мы всегда отмечаем, что жизнь народа изменилась до неузнаваемости, а в людских мировоззрениях произошли коренные изменения. Поэтому на данном этапе как перед наукой, так и перед художественным познанием, стоят новые задачи, требующие постичь национальную культуру в новом ракурсе, в едином контексте с общечеловеческими художественными ценностями и в соответствии с их заново складывающимися взаимосвязями. Если подойти с этой точки зрения, то совсем немногие из многочисленных опубликованных ныне поэтических книг заслуживают отдельного рассмотрения.

Подобным высоким критериям полностью соответствуют произведения Народного поэта Кыргызской Республики Анатая Омурканова, вошедшего в литературу своим первым поэтическим сборником «Мелтур сезим» («Искреннее чувство») в конце 70-х годов, то есть еще в советскую эпоху. Своей самобытностью, художественно-эстетическими находками поэт сразу же обратил на себя внимание кыргызской общественности. Он по сей день продолжает активно трудиться на ниве поэтического творчества. Если сопоставить его стихотворения, написанные в разные периоды времени, то, о чем бы ни писал поэт, в них всегда чувствуется особая манера художественного постижения. Его стихотворениям, отдающим свежестью, очищающей душу, присущи такие качества, как самобытность, таинственность и многогранность. Начиная с первой книги «Искреннее чувство» и до последнего поэтического сборника «Песня одиночества», – во всем его творчестве красной нитью проходит искренний образ поэта, облеченного благородной душой с мечтательной и богатой фантазией, умеющего отразить разнообразной художественный мир. Еще одной особенностью поэта является его умение всегда оставаться самим собой. Он отражает мир естественно и точно таким, каким он его чувствует, осознает. Он не ищет и не выбирает тему для своего творчества, а просто пишет о том, чем он живет и что его волнует. К примеру, на самые разнообразные темы: о родине, о природе, о любви, о ревности, о тоске, о радостях и огорчениях жизни и т.д., – поэт пишет одинаково вдохновенно и искренне, сохраняя при этом свой самобытный, естественный поэтический стиль, подкупающий читателя простотой и честностью. И не зря поэтому композиторами были написаны мелодии к более чем 100 стихотворным текстам поэта, и песни эти стали уже практически народными.

«Поэзия сильнее поэта. С каким бы мрачным чувством не смотрел поэт на жизнь, все равно в процессе создания стихотворения он переживает душевный подъем», – в этих словах русского поэта А. Кушнера есть доля правды [1, с. 44]. Поэт рос от сборника к сборнику. Четкая гражданская позиция поэта выражена в его сборниках «Кундогу так» («Пятно на солнце»), «Асмансыз жылдар» («Годы без неба»), «Тушалган чагылган» («Неразорвавшаяся молния»). В них поэт предстает отважным патриотом своего народа и родины, бескомпромиссно борющегося за народные интересы в переходное время; ради этих целей, если понадобится, готового поставить на кон и свою жизнь. Эти острые, актуальные произведения своего времени нашли соответствующий отклик и поддержку среди народа. Сборник «Песня одиночества» состоит из проникновенных стихотворений, написанных «в возрасте, который еще молод для смерти, но уже стар для жизни». Эта книга особенна тем, что в ней раскрыты новые поэтические горизонты жизни, автор передал их посредством мощных и влиятельных поэтических образов. Совсем неспроста этот сборник был назван «Песней одиночества». Заметно, что и до этого поэт особое значение придавал к названию своих книг. Например, «Пятно на солнце» отображает со всех сторон разные «пятна» в жизни людей в самых тяжелый период акаевского правления. А в сборнике «Годы без неба» повествуется о народе, который, имея свое небо, не в состоянии увидеть его. В сборнике «Неразорвавшаяся молния» идею национального достоинства поэт подымает на новый уровень. В сборнике «Песня одиночества» автор пишет о судьбах своих современников, пропуская через свое сердце их надежды и чаяния о будущем, их печаль и горе, любовь и сожаление. Во многих стихах отображена личная судьба самого поэта. Но эта судьба обобщается от просто единичного до общечеловеческого уровня, тем самым превращаясь в личную радость и огорчение, печаль и сожаление самих читателей. Лишь настоящая поэзия способна обладать такими качествами, переходя из авторской собственности поэта до уровня народной художественной ценности. Название сборника глубоко символично. Можно его связать с личной судьбой поэта и в то же время рассматривать в контексте кыргызской народной мудрости о том, что каждый человек, по сути, глубоко одинок. Одиночество выступает и счастьем, и трагедией поэта. Сложность жизни, ее многогранность, бесконечность изображаются через призму одиночества. Открывающее сборник стихотворение, озаглавленное образно «В одиночестве заключено все…», уже в самом заголовке охватывает многозначность реальной жизни. Ибо за одиночеством последовательно чередуются такие разнообразные (подчас противоречивые) чувства, как радость, жажда жизни, наслаждение, любовь, сожаление, горе и разочарование. Эти поэтические произведения отличаются свежим поэтическим взглядом, изображающим эти, казалось бы, банальные и избитые темы как бы впервые. Размышляя о жизни и быте, поэт способен увидеть в малом и будничном большое значение и суть, тем самым убеждая читателя, что в жизни нет ничего незначительного, мелкого и ненужного…

Стихотворения поэта, кажущиеся на первый взгляд очень простыми, на самом деле начинают раскрывать свое подлинное значение и глубокую суть только при внимательном чтении, требующем сопереживания от читателя. Читая стихотворения «Порванный снимок», «Щенок», «В одиночестве заключено все…», «Одинокие камни», «Прошлогодний снег», «Я создал тебя из самой луны», «Звезда – спутник одинокого человека», «Стекающая слеза», мы ощущаем себя собеседниками поэта, который доверил нам свои сокровенные тайны. В этих стихах поэт через образ одиночества раскрывает такие проблемы безграничной жизни, как судьбы человеческие, горе, тоска, любовь, противоречие в душе человека, бесконечная сложность жизни. Но, говоря об одиночестве, не следует понимать все в буквальном смысле, будто поэт остался совершенно один, лишившись всех и вся. Ибо, уже при рождении человек не одинок: его окружают близкие люди, природа, которые никогда не оставят его одиночестве. Но человеку суждено родиться одиноким. И уйти из жизни одному. И никому не дано понять душу человека так, как он сам ее понимает. Иной раз человек огорчается, не понимая сам себя. Подобную сложность в природе человека поэт исследует через призму своего одиночества.

Хотя о сложном и противоречивом мире одиночества и раньше писали кыргызские поэты, но в творчестве А. Омурканова эта тема разработана и отображена так глубоко и зримо, как никому до этого не удалось проникнуть. К примеру, поэт в стихотворении «В одиночестве заключено все…», пишет так:

Вновь зайду, вынесу свое одиночество,

В одиночестве заключено всё?… но не могу найти.

Я гляжу на себя из зеркала:

Кажется, что явился чужой человек.

В одиночестве заключено всё… влюбляет в себя,

Влюбляет, огорчает и… не сбываясь…

Словно старый орел, подставивший клюв солнцу,

Карабкаюсь, не в состоянии взлететь [2, с. 21]*.

*Стихотворения даны в подстрочном переводе (примечание переводчика).

А в стихотворении «Звезда – спутник одинокого человека» пишет:

От одиночества иногда вою, словно волк,

Но все же, одиночество мое, ты не покидай меня.

В одиноком сердце тоскующего человека

Есть воспоминание, которого хватит на целый век…

 

Одиночество мое, не улетай, словно птица,

Доброе ты или недоброе, но спи ты рядом со мной.

Человек мог бы стать Солнцем, светящимся днем и ночью,

Если бы мог превратить свою тоску, превратить в свет [2, с. 29].

Поэт ассоциирует себя с одиночеством, которое ему то по душе, то нет, то радует его или же, наоборот, огорчает. Свой вчерашний и сегодняшний день, а также будущее, – все чувства, «пропущенные» через одиночество, А. Омурканов вкладывает в свои произведения. Потому, что он живет только в поэтическом мире, священно чтя свое творчество, соотнося его с переживаемыми самим чувствами, – с одиночеством, разочарованием, горем, – и пытается сберечь их от всех бед и напастей. Не зря поэт просит у бога: «Лучи таланта покапайте сверху».

«Пусть говорят обо мне, что я плохой человек, но мне не хочется, чтобы кто-то говорил, что я плохой поэт…», – лишь стихи всегда рядом с ним и не бросают его никогда, жалея одинокого поэта в минуты нестерпимого страдания, и превращают его жизнь в радость, и в любое время невзгод находятся рядом с ним. Даже в стихотворениях, написанных в минорном тоне, повествующих о горе, тоске, любви и несчастьях из жизни поэта, в подтекстовом значении заметны сила и воля, не поддающиеся ударам судьбы. Подобное настроение особенно заметно в его стихах о любви. Известно, что поэт и ранее часто обращался к этой теме. Но стихотворения на эту тему в каждом его новом сборнике обогащаются новыми находками и мыслями, раскрывая любовь с разных ракурсов. «Он знакомит читательский мир с тем, что представляет собой дикая сила любви, предварительно распознав это, как следует, лично сам. Он показывает, как внутри возникает это теплое, сладостное чувство с музыкальным звучанием, описывая его с помощью слов» [3, c. 35]. Именно это свойство творчества в сборнике «Песня одиночества» выражено очень ярко.

Стихотворения о любви в этом сборнике сдобрены философскими размышлениями, отличаются глубоким содержанием, охватывают многозначную сущность и тем самым подвигают читателя к различным размышлениям. Читатель, знакомый с прежними стихами поэта о любви, увидит, что даже в возрасте, который «…еще молод для смерти, но уже стар для жизни», поэт не лишился свежести и новизны остроты чувств влюбленной юношеской поры, что ему не чужды чувства любви к красоте, чистоте и первозданности. И читатель вместе с поэтом, сопереживая, испытает это чувство. Следовательно, как метко написал об этом сам поэт: «Встретившись на моем изломанном судьбою пути, ты стала последней опорой в моей жизни», – настоящая любовь является истинным украшением и наслаждением самой жизни. Иначе не мог бы поэт создать подобные стихотворения, вышедшие из глубины самого сердца.

Ты – мысли мои, мои слова, – ты везде и всюду,

Ты лекарство для моего больного сердца.

И солнце я не заметил бы,

Если бы не увидел твои глаза…[2, с. 133].

 

«Не думая ни о чем,

Словно дитя, увидевшее своего отца,

Кинешься ты на мою шею,

Не говоря ни слова,

Сердце мое вздрагивает, теряю сознание,

Я остаюсь, лишившись рассудка…» [2, с. 139].

 

«Моим объятьям впору твои объятья,

Обняв тебя, я взлетаю ввысь.

Хотя знаю о краткости этой жизни,

Прошу у судьбы продлить эту любовь…» [2, с. 145].

Многие поэтические строки поэта, подобные следующим: «В миг огорчения, когда я поглаживаю твое лицо, весь мир ты заменишь мне…», «Твои глаза, глядящие словно из-под воды, выгоняют всю тоску из моей крови…», «Глядя в глаза друг другу, такое удовольствие смотреть на твое лицо…», «Когда смотришь на меня весело, я словно испытываю неизведанное ранее благо всего мира…», «Когда меня уносил бурный поток наводнения, думая о тебе, я встряхнулся и вышел на берег…», – описывают чудесную силу этого высокого чувства посредством поэзии и находят отклик в сердцах читателей, оставаясь в их памяти.

Поэт создает высокие образцы поэзии не только на тему любви. Он «в одиночестве, вмещающем в себя вселенную», создал глубоко философичные стихи: «Текущая вода», «Утренний вопрос, точный ответ», «Как жаль», «В лютую зиму», «Метаморфоза», «Сгоревший лес, убегающая птица», – которые отличаются свои глубоким содержанием и художественным великолепием.

На тему «Текущая вода» написано довольно много произведений, начиная с поэзии ырчы (поэтов-певцов) до профессиональных поэтов. Но А. Омурканов не повторяет предыдущих авторов. Он смотрит на текущую воду с нового ракурса, описывая ее новым взглядом, и выдает свою личностную трактовку. Наверное, мало кто может додуматься до того, чтобы всю силу воды раскрыть и передать через ведро воды, как в стихотворении «Одно ведро воды»:

«Течешь, не летишь и не ходишь,

Ты богата безмерно, богатств земли не хватит.

Как жаль, что сын человеческий не может быть таким, как ты,

Кормя всех, ты не хвалишься никогда.

 

В последний путь, омыв, провожаешь покойного,

Дабы покойник предстал чистым перед богом,

Подобно тому, как я вижу самого себя с тебя,

Небеса никто не увидит такими, как ты их видишь» [2, с. 160].

Поэты часто пишут стихи-посвящения. К примеру, мало кто из поэтов не попытался обрисовать поэтический портрет великого писателя Чингиза Айтматова. Но нет никакого сомнения в том, что такие стихи, как «Прощай, Чыке…», «Памяти Чингиза Айтматова», – являются высшим образцом среди тех стихотворений.

Стихотворения поэта о матери также являются высокохудожественными и оставляют глубокий след в душе читателя. В самом деле, стихи поэта о матери, написанные ранее, стали уже бессмертными и поистине народными. В этом сборнике стихи о матери представлены произведениями «Моя мать», «Подборка стихов о матери», «Милая мама», «Теперь мне некому жаловаться», «Любовь матери». В этом своем сборнике поэт использованием новых словосочетаний, находками художественно-изобразительных средств доказал, что он находится далеко впереди других поэтов. Но надо заметить, что А. Омурканов не гонится за внешними красотами и эффектами, делая основной нажим на естественные размышления и реальные жизненные наблюдения. Поэтому его стихотворения легко находят своего читателя, оседают в их душах, превращаясь в их личное духовное богатство.

Именно поэтому факт того, что книга поэта «Песня одиночества» удостоена государственной премии имени Токтогула, является вполне закономерным и естественным.

References

1. Kushner A. Apollon v snegu // Sovetskiy pisatel'. Leningradskoe otdelenie, 1991.

2. Omurkanov A. Zhalgyzdyk yry. («Pesnya odinochestva») Stihi i poemy. - Bishkek, 2013. - 271 s.

3. Dautov K. Doorlor chyndygy kөrkөm adabiyatta («Pravda epoh v hudozhestvennoy literature»). - Bishkek, 2016. - 495 s.

Login or Create
* Forgot password?