FORMATION OF ORGANIZATIONAL PRINCIPLES OF SYSTEM FOR DEVELOPMENT OF SCIENCE AND EDUCATION IN RUSSIA BY IDEAS OF G.V. LEIBNIZ
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the proposals of the eminent German philosopher G.V. Leibniz made to the first Russian emperor Peter I, about the development of the system of science and education in Russia from scratch. As a representative of the philosophy of the Enlightenment, G.V. Leibniz represented the Russian Empire as a promising field for creating a coherent system of science and education, in line with his innovative ideas, which he failed to realize in Europe at that time.

Keywords:
G.V. Leibniz, management, science and education, development, Russia.
Text

 

К двум сферам общественной жизни России сейчас приковано наибольшее внимание – к науке и образованию. Необходимость перемен в этих сферах очевидна, но – какими именно они должны быть? От того, что здесь будет сделано в ближайшие несколько лет, зависит будущее не только собственно науки и образования, но и страны в целом. Пока это будущее поливариантно, но, вместе с тем, очевидно – из всех возможных вариантов реализуется лишь один.

В современной публицистике стала уже привычной мысль о том, что нынешний кризис – кризис не только экономики, но и идей. И это не удивительно, так как базовый элемент любого образования – школа – в то же время одна из самых консервативных частей цивилизации.

По выражению писателя и педагога С. Лебедева, «достижения науки и мысли существуют отдельно» и в итоге мы видим на политической арене деятельность разных групп лидеров с абсолютно непохожим пониманием общественной пользы [9].

Для выбора вариантов будущего развития очень интересен опыт прошлого, особенно его переломных моментов – пусть даже это будут события 300-летней давности. Речь идёт о предложениях по системному развитию науки и образования в России, подготовленных великим учёным и философом Готфридом Вильгельмом Лейбницем для Петра I.

Последние двадцать лет своей жизни (1696–1716 гг.) Г.В. Лейбниц постоянно интересовался «русскими» делами в научно-образовательной сфере и вёл переписку  с самим царём и рядом российских государственных деятелей. В этих письмах он предлагает разработанный им план развития науки и образования, который и сейчас производит сильное впечатление. Речь идёт об организации Академии наук, целой сети университетов, о создании в России системы среднего и высшего образования.

Россия чрезвычайно интересовала Лейбница именно как ученого – она представлялась ему идеальным полем деятельности: с точки зрения науки и образования это было (по его мнению) «чистое поле», а также  его привлекал огромный размер страны, нахождение её между Европой и Азией, унитарность государственного устройства (особенно по сравнению с германской децентрализацией) и, что немаловажно, – личность  самого правителя, который жаждал перемен и имел для их осуществления все полномочия.

В «русских» предложениях Лейбница можно чётко выделить две черты. Во-первых, как подобает учёному эпохи Просвещения, он считает развитие наук и искусств средством спасения человечества и ставит это выше национальных интересов. В своих письмах канцлеру Г.И. Головкину и самому Петру (в частности, в письме Петру Великому от 16 июня 1712 г.) выдающийся ученый очень ярко формулирует эту мысль: «Мои помыслы направлены на благо всего человеческого рода; ибо я считаю отечеством Небо и его согражданами всех благомыслящих людей, и мне приятнее сделать много добра у русских, чем мало у немцев, …..хотя я бы и пользовался среди них величайшим почётом, богатством  и славой, но не мог бы при этом принести много пользы другим» [8].

«Я не различаю ни наций, ни Отечества», – напишет он в том же году в письме Головкину, – «страна, в которой развитие наук достигнет самых широких размеров – будет мне самой дорогой, так как такая страна поднимет и обогатит всё человечество» [8].

Во-вторых, Г.В. Лейбниц постоянно стремится к созданию научных организаций вообще и международных в частности. По его идее, Академия внутри страны – маленькая республика учёных, а взаимосвязь  академий разных стран между собой даст миру «федерацию учёных обществ для способствования цивилизации человечества». Следует заметить, что у Лейбница был к тому времени большой опыт  – он стал инициатором создания и первым президентом Берлинской академии, основанной Фридрихом III в 1700 г.

Лейбниц прекрасно понимал, что как минимум параллельно с развитием науки должен происходить подъем образовательного и культурного уровня населения. И к этому вопросу он также подходит системно и с немецкой основательностью. Он предлагает в этом направлении три ключевых действия: 1) собирать, 2) распространять, 3) развивать.

Собирать надо всё, что уже создано в науках, ремёслах и искусствах, а далее  –  распространять (вширь) и развивать (двигать вперёд) эти же науки, ремёсла и искусства.

Под первым действием (1) Лейбниц представлял создание библиотек, самых разнообразных музеев (он говорит об «общедоступных коллекциях»), а также ботанических и зоологических садов, которые он тоже причислял к «живым» общедоступным коллекциям.

Второе действие (2) – прежде всего, печатная и издательская деятельность. Лейбниц предлагал начать с издания большой энциклопедии по всем областям знания, причём это должно быть коллективное творчество учёных разных стран. Далее необходимо издавать различные учебники по отдельным отраслям – как для школ, так и для университетов, – и краткие справочники и по теоретическим, и по практическим знаниям, к примеру, для кораблестроителей, механиков, путешественников, по агрономии. Крайне важно создать полный атлас Российского государства. Также ко второму действию (2) относится создание двух типов школ – низших (прикладных) и высших. И если низшим следовало сосредоточиться на грамотности, основах сельского хозяйства и ремёсел, латинском и немецком языках и азах богословия, то для высших (университетов) были разработаны более сложные предложения: сначала – общенаучный цикл (экономика, математика, языки – французский и греческий, богословам – и древнееврейский), далее – специализация, приобретение практических знаний по географии, ботанике, зоологии, астрономии, физике, этнографии,  медицине и хирургии. Интересно, что изучать последние две науки предлагалось в том числе и будущим богословам, и вообще священнослужителям – чтобы их помощь пастве была бы всесторонней и, таким образом, повышался бы их авторитет.

В высшей школе предполагалось обучение и техническим специальностям, и даже создание специальных высших технических школ. Особое внимание Г.В. Лейбниц обращал на размещение университетов. На первых порах их предлагалось открыть в Москве, Киеве и Астрахани – то есть в центре, на юго-западе и на юго-востоке страны.

Третье действие (3) подразумевало организацию Научного общества, то есть Академии наук. Такое Общество должно было иметь серьёзную научную базу – главным образом, центральную обсерваторию. Кроме того, предполагалось создание целой сети обсерваторий меньшего размера – с огромным географическим разбросом: Москва, Ревель, Рига, Митава, Архангельск, Киев, Воронеж, Казань, Астрахань, Тобольск, Якутск. Иными словами, предлагалось создание региональных научно-исследовательских центров для сбора и систематизации самых разнообразных данных. Также при Научном обществе должны были быть организованы лаборатории научно-прикладного характера (см. подробнее: [3–7; 10]).

Более всего удивляет тот факт, что Г.В. Лейбниц постоянно помнил сам и напоминал адресатам о практическом назначении науки. Поэтому в числе задач Научного общества называется создание фабрик, в частности, стекольных; развитие транспорта и кораблестроения; повышение эффективности сельского хозяйства  путём акклиматизации новых растений и животных…

Идеи Г.В. Лейбница, выдвинутые в его «русских» письмах, поражают глубиной и масштабом. Это и соединение каналом Волги и Дона, и выяснение наличия пролива между Азией и Америкой, и обследование берегов Сибири к северу от Камчатки (именно по идее Г.В. Лейбница была организована в 1725 г. экспедиция В. Беринга).

Жизнь не была благосклонна к Лейбницу. Подавляющее большинство его предложений оказались невостребованными.  Да и в настоящее время его письма вызывают у читателя глубокое сожаление – о том, как много истин было известно,  понятно и требовало осуществления уже тогда, в начале XVIII в.[1]

Несмотря на это, сам Г.В. Лейбниц был оптимистом – что ему ещё оставалось – и верил в будущее, предчувствовал его: «Я верю, что мы должны работать для потомства. Часто строят дома, в которых не придётся жить и сажают деревья, плодов которых не придётся вкушать…» [1].

Возможно, если бы предлагаемые Г.В. Лейбницем для России идеи были реализованы – мы бы жили сейчас в другой стране. А может быть, ещё не поздно?

 

 

[1] В распоряжении автора статьи были не только переведённые на русский язык и изданные письма Г.В. Лейбница, но и не переведённые на русский язык, а также опубликованные черновики (см.: [1; 2; 8]). 

 

 

References

1. Die philosophischen Schriften von G.W.Leibniz (Hrsg. Von C.J.Gerhardt). Bd. III. Berlin, 1887.

2. Leibniz G.W. Historisch-politische und Staatswissenschaftliche Schriften. (Hrsg. von O. Klopp). Hannover, 1864.

3. Gladkov I.S., Piloyan M.G. Istoriya mirovoy ekonomiki: Nauchnoe izdanie -Spravochnik/2-e izdanie. M.: IE RAN, Prospekt. 2016. - 384 s.

4. Gladkov I.S., Piloyan M.G. Istoriya mirovoy ekonomiki posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy. M.: Binom. Lab. znaniy. 2007. - 216 s.

5. Gladkov I.S. Menedzhment: uchebnoe posobie/3-e izd. -M.: IE RAN, Prospekt. 2016. -216 s.

6. Gladkov I.S. Menedzhment: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nosti «Menedzhment»/2-e izd. -M.: Izd-vo Binom. Laboratoriya znaniy. 2006. - 215 s.

7. Gladkov I.S. Menedzhment: uchebnoe posobie. -M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya "Dashkov i K". 2003. - 312 s.

8. Ger'e V.I. Leybnic i ego vek. T.II. Otnosheniya Leybnica k Rossii i Petru Velikomu po neizdannym bumagam Leybnica v Gannoverskoy biblioteke. SPb., 1868-1871.

9. Novaya gazeta. 2009. № 39. S. 20.

10. Piloyan M.G. Ekonomicheskaya istoriya / Pod red. professora I.S. Gladkova. -M.: Dashkov i K°. 2003. - 149 s.

Login or Create
* Forgot password?