Education Committee State Duma of the Russian Federation (Member of the Expert Council in general education)
Russian Federation
Russian Academy of Natural Sciences (Professor)
from 01.01.2020 until now
Russian Federation
The paper considers methods of preparing for participation in Academic Olympics on Informatics in the school setting. The proposed methods pat special attention to revealing and enhancing talents of a school-level student. Age peculiarities in studying Informatics of Academic Olympics level are shown, and among others, those involving Internet-resources. Specially outlined is the role of a teacher in timely revealing and developing talents of students, studying Informatics and Computer Programming.
academic Olympics-level tasks, school environment, computer programming.
На определенных этапах развития олимпиадного движения по информатике существовавшие методы работы с одаренными школьниками давали достаточно хорошие результаты. Однако, за последние пять лет завоевывать медали самого высокого достоинства на международной олимпиаде стало все труднее и труднее. Во-первых, это связано с тем, что страны начали активно перенимать опыт работы с одаренными детьми друг у друга. Этому способствовали как проведение различных конференций, так и широкое распространение Интернета, открывшего доступ школьникам и педагогам к учебным, дидактическим и методическим материалам по олимпиадной подготовке, накопившимся в различных странах мира, и давшего возможность школьникам всей планеты участвовать в интернет-олимпиадах по информатике и программированию.
Во-вторых, развитие информационных технологий существенно изменило лицо международной олимпиады по информатике. Значительно усложнились олимпиадные задания. Осуществился переход от операционной системы Windows к Linux и к свободно распространяемым программным продуктам, которые участники олимпиады могут теперь использовать в процессе решения задач. Появились специализированные среды проведения соревнований, включающие системы автоматической проверки решений олимпиадных задач как во время тура, так и после его окончания. Как следствие этого, изменилась и система оценивания решений задач, которая сейчас предъявляет к решениям участников более жесткие требования.
В связи с этим многие учителя решили для себя, что они не готовы работать с олимпиадниками. Эта позиция неверна. Учитель играет важнейшую роль в данной работе — фактически именно он выявляет такого ребенка и запускает процесс его олимпиадного роста в период самоопределения, т.е. в возрасте от 8 до 12 лет. Попытаемся рассмотреть подходы формирования в каждой школе среды олимпиадной подготовки на примере Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по информатике.
1. Tsvetkova M.S., Kuris G.E. Virtual’nye laboratorii po informatike v nachal’noy shkole [Virtual laboratories for science in elementary school]. Moscow, BINOM Publ., 2008. 355 p.
2. Suleymanov R.R. Organization of extracurricular activities in school club programmers [Organizatsiya vneklassnoy raboty v shkol’nom klube programmistov]. Moscow, BINOM Publ., 2010. 255 p.
3. Kiryukhin V.M. Metodika provedeniya i podgotovki k uchastiyu v olimpiadakh po informatike [Methods of operation and preparation for participation in Olympiads in Informatics]. Moscow, BINOM Publ., 2011. 271 p.
4. Kiryukhin V.M. Informatika [Informatics]. Vserossiyskie olimpiady [All-Russian Olympiad]. I. 4. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2013. 222 p.
5. Velikovich L.S., Tsvetkova M.S. Programmirovanie dlya nachinayushchikh [Programming for beginners]. Moscow, BINOM Publ., 2007. 287 p.