RECOMMENDATIONS FOR CORRECTION OF ADVERSE EVALUATING OPPORTUNITIES FOR LIFE PERSPECTIVES OF CHILDREN AND ADOLESCENTS AFFECTING IN STATE INSTITUTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reflects the results of the scientific research carried out by the authors and the experience of practical work with adolescents. The article presents the results of an empirical study of the concepts of life perspectives and recommendations on the organization and content of psychological and pedagogical work aimed at forming a full-fledged life perspective for adolescents living in government institutions. Such work should be an important direction of the developing and corrective activity of the institution that educates adolescents who have fallen into a difficult life situation — the families left without care. Psychological support of the formation of ideas about life prospects will allow adolescents to develop much more adequate ideas about themselves, their abilities, life perspectives, and learn to plan their own life's events. Psychological work on the formation of adequate ideas about life prospects with teenagers raised outside the family will help create the prerequisites for overcoming this category of adolescents between the "dysfunctional past and the present" and the "dysfunctional future," and will contribute to a more prosperous independent life in the future.

Keywords:
the prospect of future adolescents, the development of the personality of adolescents who are brought up in state institutions, correction of unfavorable options for assessing adolescents' life prospects.
Text

Актуальность

Важность исследования жизненных перспектив определяется той ролью, которую они играют в решении человеком жизненных задач, социальной адаптации и развитии личности [1, 2, 4, 5]. Несмотря на то, что изучение жизненных перспектив является предметом психологических исследований в целом ряде работ, конкретное психологическое содержание составляющих ее конструктов на разных этапах жизненного пути и у лиц, относящихся к разным социальным группам, остается малоисследованным.

В связи с этим возрастает значимость содержательного анализа представлений о прошлом, настоящем и будущем у особой категории подростков, которые в силу разных обстоятельств, остались без попечения родителей. Изучение закономерностей средовых условий на формирование и трансформацию представлений о жизненных перспективах детей и подростков открывает возможности для их целенаправленного формирования, а в случае необходимости и коррекции.

Переживание детьми негативного опыта проживания в родительской семье и отлучение от неё, не способствует построению в будущем собственной гармоничной семьи и в целом благополучной социализации личности. Для оказания эффективной психологической помощи важно разобраться в репрезентациях событий прошлого, настоящего и будущего, которые формируются в детском и подростковом возрасте в условиях семейной депривации [3, 4].

Проблема

Низкие показатели «жизненной успешности» выпускников государственных воспитательных учреждений не могут на беспокоить общество. Несмотря на педагогическое внимание и материальные затраты, но без полноценной семьи, очень часто не удается сформировать личность готовую к самостоятельной продуктивной жизни [2]. Известно, что неблагоприятные обстоятельства семейной жизни (распад, потеря семьи) оказывают негативное влияние на формирование личности, но что именно происходит «в душе» оставшегося без семьи подростка во многом остается малоизученным.

Научные модели неблагоприятных вариантов формирования личности подростков в условиях семейной депривации не являются достаточно структурированными и позволяющими организовать научно обоснованную систему психологической поддержки формирования конструктивных и коррекции неконструктивных представлений о перспективах прошлого, настоящего и будущего.

Проблема состоит в том, что оказание эффективной психологической поддержки или коррекции неблагоприятных представлений о собственных жизненных перспективах возможно только в условиях ясного понимания особенностей их деформации. Без такого понимания психологическая работа может оказаться недостаточно целенаправленной, а потому и недостаточно эффективной.

В данной статье представлены результаты изучения 110 испытуемых подросткового возраста. Экспериментальную группу образовали 50 подростков в возрасте от 12 до 14 лет включительно, оставшихся без попечения родителей, проживающих в трёх государственных учреждениях. Контрольную группу образовали 60 подростков, проживающих в семье, в возрасте от 12 до 14 лет включительно. Выборки испытуемых не имели значительных различий по половым (UЭмп = 1430) и возрастным (UЭмп = 1360.5) признакам.

Методы исследования

В исследовании был использован комплекс психологических методик.

1) «Метод мотивационной индукции» (Ж. Нюттен);

2) «Оценивание пятилетий жизни» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник);

3) «Диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему» (А.М. Прихожан);

4) «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» (А.М. Прихожан);

5) «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова);

6) «Свободный выбор ценностей» (Е.Б. Фанталова);

7) «Самооценка» (Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн);

8) «Распределение времени» (О.Н. Жильцова);

9) анкета «Я и мое будущее» (О.Н. Жильцова);

10) анкета «Представления о будущем» (О.Н. Жильцова).

Результаты эмпирического исследования

В результате эмпирического исследования выделены в общей сложности 26 особенностей. Среди них: особенности представлений о разных компонентах жизненных перспектив (темпоральной ретроспективе, актуальном настоящем, темпоральной проспективе) и трансспективе; особенности личности подростков и особенности связей между темпоральной транспективой и особенностями личности подростков, оставшихся без семьи.

 

References

1. Nyutten Zh. Motivatsiya, deystvie i perspektiva budushchego / Pod red. D.A. Leont'eva. M.: Smysl, 2004.

2. Problema sirotstva v sovremennoy Rossii: Psikhologicheskiy aspekt / Otv. red. A.V. Makhnach, A.M. Prikhozhan, N.N. Tolstykh. M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2015. 668 s.

3. Soldatov D.V., Zhil'tsova O.N. Motivatsionnyy komponent obraza budushchego u podrostkov / Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii. 2017. № 1. S. 34-40.

4. Tolstykh N.N. Khronotop: kul'tura i ontogenez. Monografiya. Smolensk-Moskva, 2010.

5. Wood J.V. Theory and research concerning social comparison of personal attributes // Psychological Bulletin. 1989. Vol. 106. P. 231-248.

Login or Create
* Forgot password?