SOME QUESTIONS OF FORMING THE PROFESSIONAL STRUCTURE OF THE POLICE AT THE PRESENT STAGE OF THE DEVELOPMENT OF THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the authors consider the main directions of the formation of a professional core in the bodies of internal affairs, the concept of cadres, the profession, and specialization. An emphasis is placed on the personnel policy of the bodies of internal affairs of the Russian Federation. Important role in the provision of high-quality personnel is allocated to education and upbringing. The authors note that in order to successfully create the necessary professional skills for employees, it is also necessary to create conditions that allow staff to meet pressing needs.

Keywords:
Personnel technology, personnel, personnel, management, team, system, leader, requirements, education, training, competence.
Text

Изменение системы Министерства внутренних дел (далее МВД) в царской России, в СССР, в Российской Федерации, в том числе и на современном этапе развития, происходило и происходит параллельно развитию общества. Проведенный анализ Закона Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 и Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ, показал, что нормы, касающихся принципов деятельности полиции в 2011 году были расширены. В статье 3 Закона РФ «О милиции» было определено, что деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности [1]. В основе создания нового облика органов внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД), были закреплены и расширены основные принципы деятельности: соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, а также использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем [2], что говорит о совершенно новом, социально направленном, инновационном подходе в деятельности ОВД.

21 июля 2017 г. на телеканале НТВ, в рамках проекта «Недетский разговор», Президент РФ В.В. Путин определил, что смысл службы в готовности пожертвовать собой ради соотечественников [3], ориентир, к которому необходимо стремиться.

Работоспособность и развитие любой системы во многом зависит от способности реагирования на будущие процессы, адаптации к изменяющимся реалиям, эффективного использования потенциала каждого работника, с учетом индивидуальных и коллективных особенностей, запаздывания в принятии решений.

Основной целью кадровой политики ОВД и движения в заданном Президентом Российской Федерации В.В. Путиным ориентире, является формирование, сбережение и развитие личного состава. Отметим, что формирование профессионального состава полиции возможно через механизм применения трех основных компонентов: обучение, воспитание и стимулирование. К сожалению, не приходится говорить о том, что в систему органов внутренних дел придут уже высокообразованные, работающие самостоятельно и с энтузиазмом кадры.

Полагаем целесообразным для обоснования соответствующего подхода к формированию, сбережению и развитию личного состава ОВД провести краткий анализ вышеназванных составляющих механизма личности сотрудника ОВД. В последнее время очень широко применяется термин «кадры». Хотелось бы отразить, что в современном толковом словаре русского языка кадры понимаются как основной подготовленный состав работников какой-либо профессиональной организации [4, C. 255.]. Видится, что основной и подготовленный, значит действующий и функционирующий,
т.е. состав имеющий кадровый потенциал, выражающийся в виде количественных и качественных характеристик, на изменение которых влияют кадровые процессы в виде численности, возраста, пола, образования, мотивации, воспитания, срока службы, квалификации, дисциплины и др. Для эффективного функционирования организации процесс управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, является одним из необходимых направлений деятельности, завершить или приостановить который не возможно.

Согласно современному толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, «профессия» - это род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющийся обычно источником существования [4, C. 649.]. Более конкретное понятие, данное в словаре, выражающее градации внутри профессии это специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства. Дело, занятие, в котором кто-либо проявляет умение, искусство [4, C. 782.]. В толковом словаре Д.Н. Ушакова специализация - это разделение труда на отдельные операции [5].

Применительно к органам внутренних дел, сопоставляя указанные выше определения можно говорить о вхождение в профессию «полицейский» большого числа специальностей, т.к. сотрудники ОВД, получая образование по профессии, фактически работают по конкретному направлению деятельности, т.е. по определенной специализации, иногда и вообще не имеющей отношения к профессии. Выполняя многообразные задачи, система ОВД нуждается в различных специалистах, как для выполнения поставленных государством задач, так и для их подготовки. Результаты исследований профессора Л.М. Колодкина свидетельствуют о том, что в системе ОВД служат представители более 3 тысяч специальностей (юристы, инженеры, программисты, бухгалтера и т.д.)[6]. Таким образом, одной из приоритетных задач в области работы с кадрами является обеспечение качества кадрового состава, за счёт комплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами, преимущественно выпускниками ведомственных образовательных организаций.

Так, в 2016 году на 1,8 % увеличилось число сотрудников из числа начальствующего состава, имеющих высшее среднее и высшее специальное юридическое образование (63,0%; АППГ: 61,2%)[7].

По мнению большинства специалистов, даже при наличии профильного образования, срок получения практических умений и навыков, в конкретной специализации, т.е. в становлении профессионалом - знающим порученный участок работы и успешно решающим свои профессиональные задачи возможно через 3-5 лет. 

Следовательно, первостепенное значение приобретают: обучение в процессе оперативно-служебной деятельности, дополнительного профессиональное образование (переподготовка, повышения квалификации), а также процесс вхождения в должность, резерв кадров, наставничество, воспитание и др.

Целью обучения является изменение профессиональной компетенции и поведения персонала, которые потом будут применены. Обучение необходимо рассматривать как средство повышения потенциала организации, которая вкладывая в качество, получает возможность развития и движения в ногу со временем. Основным аспектом в данном направлении деятельности, видится осознание потребности в обучении и объекта и субъекта указанного процесса.

Проведенный опрос сотрудников органов внутренних дел, с целью выяснения состояния работы с кадрами, мотивации, результатов применения кадровых технологий, в котором приняли участие 100 респондентов имеющих высшее, в основном юридическое образование, показал, что треть опрошенных сотрудников сообщили, что не имеют необходимых умений и навыков для проведения занятий с личным составом, т.е. занятия проводятся не в полной мере, а следовательно, обучение в процессе оперативно-служебной деятельности, вхождение в должность молодых сотрудников не отвечает предъявляемым требованиям.

Для формирования, сбережения и развития персонала, параллельно обучению осуществляется воспитание, технология изменения личности, имеющая своей целью, во-первых объяснить и ориентировать персонал на активную и социально направленную жизненную позицию в служении обществу, и во-вторых предостеречь от ошибок и негативных последствий. Говоря, об обучении и воспитании отметим, что сотрудник должен мотивировать себя на продвижение по службе, на выполнение обязанностей с большим объемом, иметь достаточную подготовку, а главное понимать ответственность за работу в отношении других. В своем стихотворении И.В. Астапкин наиболее точно указал главное предназначение руководителя, непосредственного субъекта кадровых технологий и вообще каждого выбравшего свой путь в служении государству, в служении людям.

Имея честь быть Вашим командиром

Имею честь в ответе быть за Вас,

Имея часть, горжусь своим мундиром,

И честь имею выполнить приказ.[8]

Авторы полагают, что ориентация субъектов обучения и воспитания должна быть на конечный результат, а не подгонку к правилам в рамках установленных норм. Решить указанную выше проблему возможно только путем соответствующей подготовки, в первую очередь субъектов и преимущественно в образовательных организациях системы МВД России. Обучение и воспитание сотрудника направлено на использование его потенциала в последующей деятельности в максимально полезном для системы качестве (руководителя, специалиста), а не в проведении формальной, делопроизводственной работа. Очевидно, что реализуемые кадровые технологии направлены не только на обучение, но и на воспитание, и представляют собой сложный процесс. Учитывая, что невозможно зачастую отхронометрировать деятельность каждого сотрудника, какое-то направление, отдельную операцию или конечный результат, но при имеющихся сегодня технологиях, возможно охватить максимальное количество сотрудников и дать им необходимые знания научных достижений и передового опыта.

В целях успешного формирования у сотрудников необходимых профессиональных качеств наряду с последовательной целенаправленной воспитательной работой руководителям следует также целенаправленно создавать необходимые условия, позволяющие сотрудникам удовлетворить самые насущные потребности.

В современном российском обществе органы внутренних дел функционируют в режиме по сути бега, непрерывных перемен - реформ и трансформаций, в том числе и в самих органах внутренних дел. Эти перемены, а также динамичный, ускоренный характер всех социальных процессов, предъявляют новые требования к сотруднику ОВД.

Ему сегодня нужно действовать более самостоятельно, более творчески и более инициативно, находя нужное решение в различных ситуациях, быть готовым к непрерывным переменам (инновациям). И все это надо осуществлять в рамках закона, соблюдения прав и законных интересов граждан.

Необходимо отметить, что наряду с обучением и воспитанием немаловажным направлением деятельности ОВД является стимулирование - воздействие на поведение, активность в деятельности, через проявление интереса. Авторы полагают, что стимулирование не возможно, рассматривать самостоятельно, в связи со сложностью прогнозирования будущего результата. Как уже отмечалось ранее, целью применения обучения, воспитания, является формирование профессиональных кадров, сохранение, эффективное использование и приумножение их, однако в полной мере без комплексного использования стимулирования это не возможно.

Профессиональные кадры определяются наличием результатов, знанием как решить проблему, способностью найти из множества вариантов оптимальный. Говоря о формировании профессионального состава полиции на современном этапе развития ОВД важно, чтобы весь личный состав работал на один конечный результат, а не свой индивидуальный, был обучен, боролся не со следствием, а с источником проблем и находил способы ее устранения.

Очевидно, что не возможно решить сразу все проблемы, из-за отсутствия достаточного количества ресурсов. Необходимо выделять приоритеты и работать не в роли догоняющих, по факту, а на опережение в направлении курса Президента РФ и лозунга МВД России «Служа закону – служу народу».

В заключение, хотелось бы привести слова Кано Дзигоро, который сказал: «Неважно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше чем вчера» [9].  

References

1. Law of the Russian Federation "On the Militia" of 18.04.1991. No. 1026-1 (inoperative wording). [Electronic resource]. -URL: http: //www.consultant.ru/

2. The Federal Law "On the Police" of 07.02.2011. No. 3-FZ (current version). [Electronic resource]. -URL: http: //www.consultant.ru/

3. The transfer of the NTV television company «Nedetskiy razgovor» s V. Putinym ["The Nedetsky Conversation" with V. Putin] ot 22.07.2017 [Elektronnyy resurs]. -URL:http://www.ntv.ru/

4. The modern explanatory dictionary of the Russian language. - Ch. S.A. Kuznetsov. - St. Petersburg: Noring Publ., Moscow: RIPOL Classic Publ., 2008

5. A large explanatory dictionary of the modern Russian language (180,000 words and phrases). - Ushakov D.N. M .: "Alta-Print" Publ/, LLC publishing house "HOUSE. XXI century", 2008. - VIII, 1239 p.

6. Organizaciya upravleniya nauchno-pedagogicheskoy deyatel'nost'yu v sisteme MVD Rossii. Monografiya. {Organization of management of scientific and pedagogical activity in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Monograph}. Moscow: All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2006.

7. Information on the state of work with personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation for 2016: Collection of analytical and information materials. - M .: DGSK of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2016.

8. «AY PI EY (IPA) - vot deviz nastoyaschih druzey!» ["HA PI Hey (IPA) - that's the motto of true friends!"]: Sat. verses and lyrics of members of the IPA / [seldom: I.V. Mikhalevich (hand), etc.]. - Moscow: AATRONIC Publ, 2014.

9. Cano Jigoro. Citaty izvestnyh lyudey [Quotes of famous people.] [Elektronnyy resurs]. -URL:http://www.citaty.info/


Login or Create
* Forgot password?