Russian Federation
Penza, Penza, Russian Federation
The article presents the results of assessing the level of political culture of modern Russian youth, in particular, students in the upper grades of general education organizations and students of higher educational institutions. It is established that the respondents show a rather passive political behavior, have a low level of interest in the development of their political culture, which demonstrates the need, both at the state and regional levels, and at the level of educational and general education organizations, to create conditions for the self-realization of young people, Social, in particular political processes of the country.
political culture, youth, pupils, students, level, assessment.
Введение
Повышение качества жизни российских граждан и обеспечение конкурентоспособности России в мировом сообществе возможно только при эффективном использовании потенциала современной молодежи. Мировой опыт свидетельствует о том, что недостаточное внимание государства к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества [5].
Следует отметить, что развитая политическая культура современной молодежи является одним из факторов эффективности развития общества, особенно в условиях, когда коренные изменения, происшедшие в социально-экономических основах современного российского общества, привели к снижению интереса людей к политической деятельности и нежеланию участвовать в ней значительной части населения.
Под политической культурой ученые понимают часть общей культуры, включающей исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение людей. Понятие «политическая культура» ввел в 1956 г. в научный оборот американский политолог X. Файнер, популяризировали Г. Алмонд и С. Верба [1].
Составной частью политической культуры общества является политическая культура молодежи [2; 7; 8].
Под молодежью принято понимать социально-возрастную группу населения в возрасте 14–35 лет. Эта группа населения заслуживает отдельного изучения по следующим причинам:
– жизненный опыт этой группы достаточно ограничен;
– представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определено;
– жизненные ценности подвергаются различным влияниям.
При этом молодежь является одним из скрытых резервов российского общества, от мобилизации которого зависит его жизнеспособность. Специфические социально-психологические характеристики делают эту демографическую группу важнейшим субъектом политических отношений. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение политической культуры современной молодежи.
Методические подходы к исследованию
Цель исследования состоит в изучении уровня политической культуры современной российской молодежи, разработке направлений ее развития.
Метод исследования: анкетный опрос на основе специально разработанной анкеты, состоящей из двух разделов:
- оценка уровня политической образованности молодых людей;
- уровень политического участия молодых людей в жизни страны.
В выборочную совокупность исследования вошли:
– учащиеся 10–11 классов ФЭЛ №29 г. Пензы – 27 чел.;
– студенты 1 курса (28 чел.) и 4 курса (21 чел.) Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Уровень политической культуры современной российской молодежи: о чем говорят результаты исследования
Результаты мониторинга показали, что уровень политической образованности старшеклассников можно оценить как выше среднего. Это обосновывается тем, что 81% опрошенных правильно сформулировали тип государства России, назвали органы законодательной и исполнительной власти в России. Во многом это связано с тем, что эти вопросы рассматривались при изучении дисциплины «Обществознание».
Второй блок анкеты касался оценки уровня политического участия современной молодежи в жизни страны.
Среди известных российских женщин-политиков были названы Эльвира Набиуллина, Ирина Хакамада, Алина Кабаева.
Ангела Меркель была названа как зарубежный известный женщина-политик.
Большинство опрошенных (76%) отметили, что политика как особая сфера формирования и использования власти должна принадлежать на 70% мужчинам и на 30% женщинам. Среди причин такого политического неравенства женщин и мужчин, низкой представленности женщин в политике на ключевых государственных постах респондентами были выделены (табл. 1):
- устойчивость гендерных стереотипов (главенствующая роль мужчины; второстепенная роль женщины) в российском обществе;
- функции деторождения и материнства как препятствующие продвижению во властные структуры;
- гендерные предпочтения и социальные перспективы для мальчиков-подростков-юношей;
- отсутствие или недостаток общественно-политического опыта у женщин и др.
Таблица 1
Причины политического неравенства женщин и мужчин, %
Причины политического неравенства женщин и мужчин |
Старшеклассники |
Студенты |
Студенты |
устойчивость гендерных стереотипов (главенствующая роль мужчины; второстепенная роль женщины) в российском обществе |
90,2 |
60,7 |
81,0 |
недостаточный уровень политического образования женщины |
7,7 |
3,6 |
0,0 |
функции деторождения и материнства как препятствующие продвижению во властные структуры |
75,7 |
39,3 |
19,0 |
гендерные предпочтения и социальные перспективы для мальчиков-подростков-юношей |
54 |
14,3 |
33,3 |
низкий уровень правовой и политической культуры женщины |
3,1 |
7,1 |
0 |
отсутствие или недостаток общественно-политического опыта у женщин |
27 |
17,9 |
9,5 |
В тоже время большинство опрошенных считают, что у современной женщины достаточно реальные возможности для того, чтобы быть эффективным и гибким политиком. При этом если среди старшеклассников таких 88%, то среди студентов первого курса – 89,4%, а среди студентов 4 курса 95,2% уверены в возможностях женщин реализовать себя на высоких политических должностях (табл. 2).
Таблица 2
Наличие у современной женщины реальных ресурсов для того, чтобы быть эффективным и гибким политиком, %
Наличие у современной женщины реальных ресурсов для того, чтобы быть эффективным и гибким политиком |
Старшеклассники |
Студенты |
Студенты |
да, есть все ресурсы |
88,0 |
89,4 |
95,2 |
нет |
12,0 |
3,6 |
4,8 |
всего |
100 |
100 |
100 |
Мнение респондентов в определенной мере соответствует данным общероссийских социологических исследований, проведенных Аналитическим центром Юрия Левады. Так, на сайте центра отмечено, что «В России одобряют участие женщин в политике порядка 70%, а наличие женщин на высших государственных постах наравне с мужчинами – 60%» [9].
Результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показали, что 32% респондентов считают, что женщин-политиков в России должно быть больше [4].
Прежде чем проанализировать степень политической активности респондентов настоящего исследования, следует привести некоторые результаты исследования, посвященного изучению вовлеченности молодежи в общественную жизнь и политику, проведенного ВЦИОМ 20–21 июня 2017 г. [6].
Если в 2007 г. лишь 75% респондентов считали, что необходимо привлекать молодежь к участию в политической и общественной жизни страны, то в 2017 г. таких уже 90%. От 67% до 34% россиян одобряют участие молодежи в различных видах политической деятельности (прежде всего, – простое участие в выборах в качестве избирателей, реже – участие в деятельности партий, агитацию в пользу того или иного кандидата, выдвижение своей кандидатуры на выборах) [6].
При этом, как показывают результаты нашего исследования, только 34% опрошенных старшеклассников ответили, что если бы у них появилась возможность заниматься политикой (выдвижение своей кандидатуры в депутаты, депутатская деятельность, руководство общественным объединением, политической партией, государственным органом, организацией и др.), они взяли бы на себя такую ответственность. Студенты 4 курса университета более в себе уверены и амбициозны, так как среди них 66,7% готовы заниматься политикой (табл. 3).
Таблица 3
Готовность взять на себя ответственность заниматься политикой, %
Готовность взять на себя ответственность заниматься политикой |
Старшеклассники |
Студенты |
Студенты |
да, готов |
34,0 |
39,3 |
66,7 |
нет, не готов |
66,0 |
60,7 |
33,3 |
всего |
100 |
100 |
100 |
Обратимся к результатам общероссийского исследования 4000 жителей РФ от 17 до 34 лет. Только 50% опрошенных отметили, что сами интересуются политикой, при этом 33% считают, что их сверстники не интересуются ни внутренней, ни внешней политикой [3].
Самооценка своего политического поведения респондентами настоящего исследования показала, что только 27% опрошенных старшеклассников, 28,6% студентов первого курса и лишь 19% студентов выпускного курса оценили свое политическое поведение как активное (табл. 4). Такие результаты свидетельствуют в целом о низкой политической активности современной молодежи.
На основе результатов анкетирования выявлена недостаточная заинтересованность респондентов в развитии своей политической культуры (табл. 5). Применительно к учащимся школы это может быть связано с низкой активностью их родителей (т.е. нет примера), отсутствием влияния со стороны школы.
Таблица 4
Политическое поведение современной молодежи, %
Политическое поведение современной молодежи |
Старшеклассники |
Студенты |
Студенты |
активное |
27,0 |
28,6 |
19,0 |
пассивное |
73,0 |
71,4 |
81,0 |
всего |
100 |
100 |
100 |
Таблица 5
Уровень заинтересованности респондентов в развитии своей политической культуры (1 – плохо развито, 5- значительно развито)
Составляющие политической культуры |
Старшеклассники |
Студенты 1 курса |
Студенты 4 курса |
стремление к информированности о своих политических правах, политической системе, политических событиях и процессах в стране |
4 |
3 |
3 |
способность вырабатывать собственное мнение на основе владения информацией о политической ситуации в стране (лидерах, партиях и их программах и др.) |
2 |
3,8 |
3,3 |
способность и потребность обсуждать политические проблемы с друзьями, родственниками, знакомыми и др. |
2 |
3,5 |
3 |
способность к регулярным акциям, осуществление которых разрешается политической системой |
2 |
2,6 |
2,2 |
способность и желание взаимодействовать с обществом и государством: знание правовых основ и механизмов действия институтов власти |
2 |
2,7 |
3 |
способность и умение находить решение сложных общественно-политических проблем путем переговоров и взаимных компромиссов |
4 |
3,0 |
2,9 |
толерантность, уважение к чужому мнению и поведению на основе принятия общечеловеческих ценностей, социальной адаптации и интеграции |
5 |
4,0 |
3,7 |
Общая оценка |
21 |
22,6 |
21,1 |
Если анализировать отдельные аспекты заинтересованности респондентов в развитии своей политической культуры, то наибольшую оценку получила такая составляющая, как «толерантность, уважение к чужому мнению и поведению на основе принятия общечеловеческих ценностей, социальной адаптации и интеграции», на втором месте «стремление к информированности о своих политических правах, политической системе, политических событиях и процессах».
Следует сказать, что опрошенные респонденты как представители современной молодежи отметили, что обладают низкой способностью вырабатывать собственное мнение, не имеют желания обсуждать политические проблемы с друзьями, родственниками, знакомыми.
Респондентами был оценен свой интерес к политике, на основе чего также был построен профиль уровня интереса российской молодежи к политике (табл. 6).
Таблица 6
Профиль уровня интереса респондентов к политике
Рекомендации по развитию политической культуры современной российской молодежи
Среди факторов формирования политической культуры российских старшеклассников следует отметить:
- знания старшеклассников о политической системе (для этого в школах введен предмет «Обществознание», а в некоторых еще и отдельно «Право»), которые нужно развивать и давать обучаемым на самом высоком профессиональном и современном уровне;
- личное участие старшеклассников в формировании политической системы также важно (посильное участие в политической жизни страны, и прежде всего, в избирательном процессе (через год-два им исполнится 18 лет), – это не только их право, но и долг, поэтому они должны чувствовать себя ответственными за состояние дел в обществе, в том числе и во власти, чувствовать себя гражданами своей страны).
Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1) Современный уровень развития человеческой цивилизации требует высокой культуры личности. Особое место здесь занимает политическая культура, без которой не могут быть организованы политическая жизнь, политические отношения, гражданская жизнь общества. И если школьники еще во многом зависят от своих родителей, то студенческая политическая культура должна рассматриваться как стратегическое направление деятельности государства, определяющее перспективы развития российского общества.
2) Выросло количество россиян (с 75% в 2007 г. до 90% в 2017 г.), которые считают, что необходимо привлекать молодежь к участию в политической и общественной жизни страны, прежде всего, для простого участия в выборах в качестве избирателей, реже для участия в деятельности партий, агитации в пользу того или иного кандидата, выдвижение своей кандидатуры на выборах.
3) Только 27% опрошенных старшеклассников, 28,6% студентов первого курса и лишь 19% студентов выпускного курса оценили свое политическое поведение как активное, а 34% опрошенных старшеклассников и 66,7% студентов отметили, что если бы у них появилась возможность заниматься политикой (депутатская деятельность, руководство общественным объединением, политической партией и др.), они взяли бы на себя такую ответственность.
4) С целью развития политической культуры современной российской молодежи необходимо на государственном, региональном, вузовском уровнях создавать условия для самореализации молодых людей, стимулировать их включение в общественные и политические процессы страны.
1. Almond G.A., Verba S. Grazhdanskaya kul'tura i stabil'nost' demokratii [Tekst] / G.A. Almond, S. Verba. //Politicheskie issledovaniya. - 1992. - № 4.
2. Balynin I.V. Otsenka urovnya politicheskoy kul'tury sovremennoy rossiyskoy molodezhi [Tekst] / I.V. Balynin. // V sbornike: LOMONOSOV-2015 Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma (Elektronnyy resurs). Otvetstvennye redaktory: A.I. Andreev, A.V. Andriyanov, E.A. Antipov. 2015.
3. Interes molodezhi k politike: [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://fom.ru/Politika/13285 (data obrashcheniya 26.02.2018 g.).
4. Zhenshchina-Prezident v Rossii: byt' ili ne byt'? [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/politics/internal-policy/political-ideology/article/zhenshchina-prezident-v-rossii-byt-ili-ne-byt.html (data obrashcheniya 26.02.2018 g.).
5. Lisovskiy V.T. Sotsial'nye izmeneniya v molodezhnoy srede [Tekst] / V.T. Lisovskiy. // Teoreticheskiy zhurnal "Credo". - 2002.
6. Molodezh' i politika: tochki soprikosnoveniya [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116312 (data obrashcheniya 26.02.2018 g.).
7. Podrezov K.A., Smelova M.V. Politicheskie tsennosti kak element tsennostnykh orientirov i politicheskoy kul'tury molodezhi [Tekst] / K.A. Podrezov, M.V. Smelova. // Molodoy uchenyy. 2016. № 13-2 (117). S. 57-60.
8. Sushko V.A. Politicheskaya kul'tura rossiyskoy molodezhi [Tekst] / V.A. Sushko // Nauchno-analiticheskiy zhurnal Obozrevatel' - Observer. 2016. № 2 (313). S. 84-92.
9. U zhenshchin vse men'she shansov na uspekh v bol'shoy politike: [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.levada.ru/2017/11/07/u-zhenshhin-vse-menshe-shansov-na-uspeh-v-bolshoj-politike/ (data obrashcheniya 26.02.2018 g.).