INCREASING THE EFFECTIVENESS OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE TIMBER INDUSTRY COMPLEX
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers and analyzes measures of state support for small and medium-sized businesses in the timber industry complex of the regions of the European North, identifies priority areas for their improvement. Among the financial instruments of state support for SMEs, the improvement of legislation regarding forest auctions was suggested as the most effective; the development of a list of measures aimed at improving the mechanism for subsidizing small and medium-sized enterprises; formation of regional programs for subsidizing interest rates on loans to small and medium-sized forestry enterprises; creation in the regions of the European North of state or authorized leasing companies; Increase of preferential tax periods for forestry enterprises. Among the organizational measures of state support for SMEs, the organization of activities of business support institutions, including those specialized in the timber industry, was proposed; providing consulting and information services to small and medium-sized businesses; holding exhibitions and competitions aimed at promoting the products of the timber industry complex. Also, as a result of the study, it was determined that one of the most optimal and productive forms of development of the timber industry complex in the regions of the European North will be the development of forest industrial clusters.

Keywords:
timber industry complex; small and medium-sized business; measures of state support; forest industry cluster.
Text

Общий запас древесины лесных насаждений Российской Федерации составляет более 82,7 млрд м3, при этом на долю регионов Европейского Севера приходится более 10% данного объема. Именно поэтому лесопромышленный комплекс является одним из ведущих секторов экономики данного региона России,включающего в себя территории Республик Коми и Карелии, Архангельской, Вологодской и Мурманской областей, а также Ненецкого автономного округа.

Вместе с тем, нельзя не отметить роль субъектов малого и среднего предпринимательства в развитии, как лесопромышленного комплекса регионов, так и экономики государства в целом. Стабильный рост и функционирование субъектов малого и среднего бизнеса обеспечивают развитие конкурентной среды, способствуют сокращению размеров безработицы, обеспечивают рост инвестиционной активности в регионах.

В связи с этим реализация мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства может рассматриваться как инструмент развития лесопромышленного комплекса регионов Европейского Севера, и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности лесной отрасли в целом.

Целью данного исследования является обоснование приоритетныхнаправлений государственной поддержки субъектов МСП в лесопромышленном комплексе регионов Европейского Севера, а также пути их совершенствования и повышения эффективности.

За последние годы в лесопромышленном комплексе наблюдается рост объемов отгруженнойпродукции в области лесозаготовок, обработки древесины и целлюлозно-бумажной промышленности. Всего по регионам Европейского Севера с 2011 по 2016 г. объем отгруженных товаров собственного производства в сфере лесозаготовок и деревообработки увеличился на 40,5% и 93,1% соответственно, а в целлюлозно-бумажной промышленности произошло увеличение показателей в 2,5 раза (табл. 1).

Таблица 1

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности,

млн руб.

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Темп прироста 2016 к 2011, %

Лесозаготовки

Республика Карелия

5664,5

5759,4

6242,1

6991,4

8029,3

10015,7

176,8

Республика Коми

3142,1

3466,3

1549

2240

2384,9

2814,4

89,6

Архангельская область

4330,7

4244,8

4325,4

4285,7

5356,9

6028,5

139,2

Вологодская область

5644,2

5688,6

6193,8

5959,1

6321,1

7548,1

133,7

Мурманская область

84

92,4

68

55,7

57,1

95,5

113,7

Итого по регионам ЕС

18865,5

19251,5

18378,3

19531,9

22149,3

26502,2

140,5

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки

Республика Карелия

5729,3

4964

6373,4

9370,9

10726,1

13455,6

234,9

Республика Коми

12624,8

13469,1

16202,7

17957,1

21936,4

24870,3

197,0

Архангельская область

13055,6

13194,1

12865,7

15550,1

19865,5

22943,8

175,7

Вологодская область

14294,2

16790,2

18369

21756,4

24786,7

27059,2

189,3

Мурманская область

133,6

98

113,5

126,3

161,1

204,8

153,3

Итого по регионам ЕС

45837,5

48515,4

53924,3

64760,8

77475,8

88533,7

193,1

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

Республика Карелия

24313,4

22000,1

17498,1

19260

35294,3

41648,7

171,3

Республика Коми

30377,9

33319,6

44986,3

53510,8

Архангельская область

41019,6

40139,1

40504,6

46742,9

63786

70758,9

172,5

Вологодская область

2088

2102,7

2661,5

2566,5

2987,9

4116

197,1

Мурманская область

194,8

170

Итого по регионам ЕС

67615,8

64411,9

91042,1

101889

147054,5

170034,4

в 2,5 раза

Источник: Составлено автором по данным Росстата

… - нет данных

 

Проведенный на примере Вологодской области анализ количества организаций лесопромышленного комплекса показывает, что с 2012 по 2016 г. общее количество организаций в сфере лесного хозяйства и лесозаготовок сократилось на 8,7%, при этом количество малых предприятий выросло более чем в 2 раза (табл.2). В области деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности произошел рост количества организаций на 27,5% и 39,1% соответственно. При этом количество малых и средних предприятий в деревообрабатывающей промышленности выросло более чем в 2,4 раза.

Таблица 2

Количество организаций ЛПК Вологодской области по видам экономической деятельности, ед.

 

2012

2013

2014

2015

2016

Темп прироста 2016 к 2012, %

Лесное хозяйство, лесозаготовки  и предоставление услуг в этих областях, из них:

747

700

674

669

682

91,3

Средние предприятия

5

4

7

6

4

80,0

Малые предприятия

168

181

195

301

355

в 2,1 раза

Обработка древесины и производство изделий из дерева, из них:

679

695

754

786

866

127,5

Средние предприятия

2

2

3

3

6

в 3 раза

Малые предприятия

196

218

249

418

469

в 2,4 раза

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий, из них

23

25

28

30

32

139,1

Средние предприятия*

-

-

-

-

-

-

Малые предприятия

9

9

10

14

16

177,8

Источник: Составлено автором по данным Вологдастата

*нет данных

 

Однако, стоит отметить, чтонеравные условия конкуренции для крупных предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства являются объективной реальностью современного рынка, в том числе и в лесопромышленном комплексе регионов Европейского Севера. Как показывает практика, основные меры государственной поддержки бизнеса в лесной отрасли ориентированы преимущественно на крупное производство. Безусловно, это является серьезным недостатком в работе органов власти в сфере развития лесопромышленного комплекса, а также повышения эффективности рынка, его сбалансированности и восприимчивости к инновационным тенденциям.

Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в лесопромышленном комплексе в целом можно условно подразделить на финансовые и организационные (рис.1).

 

Рис.1.Меры государственной поддержки субъектов МСП в лесопромышленном комплексе

Источник: составлено автором

 

К финансовым мерам государственной поддержки субъектов МСП можно отнести налоговые льготы, субсидии и гранты на развитие бизнеса, льготные условия аренды лесных участков, софинансирование кредитных и лизинговых сделок по приобретению лесозаготовительных машин и производственного оборудования. К организационным мерам поддержки относятся деятельность институтов поддержки предпринимательства, оказание органами государственной власти консультационных и информационных услуг субъектам МСП, проведение выставок и конкурсов, направленных на продвижение продукции лесопромышленного комплекса на внутреннем и зарубежном рынках.

Говоря о финансовых мерах поддержки субъектов МСП, прежде всего, следует отметить необходимость совершенствования лесного законодательства в части проведения аукционов, поскольку высокие цены на аренду лесных участков являются серьезным препятствием для небольших фирм и индивидуальных предпринимателей. Полагаем, что это является недостатком методики расчета коэффициента  для определения расходов на обеспечение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, включенных в договор купли-продажи лесных насаждений. Так, коэффициенты для определения расходов на обеспечение выполнения подготовительных работ, проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов высчитываются из нормативных затрат, которые отсутствуют в открытых источниках. Данные затраты не отражают конкретных мероприятий, направленных на восстановление лесного фонда, объемов проведенной работы, времени и сроках ее выполнения. С целью приведения коэффициентов в соответствие с фактическими затратами и мероприятиями, проводимыми по восстановлению лесов, достаточным представляется разработка обоснованных коэффициентов, отражающих реальные действия по восстановлению лесов в рамках договора купли-продажи лесных насаждений [10].

Кроме того, при определении победителя лесного аукциона целесообразно учитывать не только платежеспособность участника торгов, но и его нацеленность на развитие современного производства, создание высокотехнологичных рабочих мест непосредственно в регионе. С этой точки зрения целесообразным видится создание специальных комиссий по определению победителей лесных аукционов [9].

Также в целях повышения эффективности аукционов органам государственной власти необходимо принимать дополнительные меры по обеспечению высокой конкуренции заявок, исключения сговора и контррыночного снижения цен аукциона. В частности, одной из таких мер является увеличение размеров штрафа за подобные экономические преступления.

Например, одним из вариантов решения проблемы приобретения лесных участков в аренду может быть заключение взаимовыгодных договоров субаренды и субподряда между крупными предприятиями и представителями малого и среднего бизнеса. Однако здесь необходимо учитывать тот фактор, что данная мера связана с определенным риском, поскольку может способствовать не развитию производств глубокой переработки древесины, а росту лесозаготовок, в худшем случае – перепродаже леса [15].

В современных экономических условиях прямое субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства должно являться основной мерой государственной финансовой поддержки лесопромышленного комплекса. В рамках решения данной проблемы следует отметить необходимость разработки и согласования федеральными, региональными органами власти перечня мероприятий, направленных на совершенствование механизма субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства. В основу данного перечня может быть положена реализация следующих мероприятий: 

  • пересмотр и согласование условий софинансирования расходов из средств федерального бюджета на реализацию мер поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах;
  • увеличение федерального финансирования лесопромышленной отрасли;
  • расширение перечня субсидий предприятиям ЛПК;
  • упрощение документального порядка оформления заявок на получение субсидий для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • создание в рамках инфраструктуры информационно-консультационных центров для оказания информационной и консультационной работы по субсидированию и помощи предпринимателям в оформлении документации по субсидиям;
  • формирование в открытом доступе Единого реестра получателей субсидий (субъектов малого предпринимательства) по видам субсидий [16].

Также, по нашему мнению, значительным стимулом для развития малого и среднего бизнесаможет стать формирование программы инвестиций в развертывание сети промышленных площадок для размещения новых организаций лесопромышленного комплекса на основе государственно-частного партнерства.

            Поскольку износ основных производственных фондов, устаревшее оборудование являются одной из основных проблем предприятий лесопромышленного комплекса, то поиск источников средств обновления оборудования является одним из приоритетных направлений работы для владельцев предприятий. Для субъектов малого и среднего бизнеса основным источником финансирования обновления ОПФ являются заемные средства. В табл.3 представлены сведения о размере процентных ставок по кредитам и займам банков некоторых стран. 

Таблица 3

Размер средней процентной ставки по кредитам и займам банков

некоторых стран для субъектов МСП, %

Страна

Средняя процентная ставка по кредитам и займам, %

Канада

3-5,3

Чехия

3,83-2,86

Словакия

4,5

Швейцария

0,92-2,08

Великобритания

2,45-3,52

Франция

2,75-3,69

Южная Корея

>8

США

3,07-4,43

Россия

13-17

Источник: данные МСП банка [11]

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в России значения процентных ставок кредитования субъектов МСП в разы больше, чем в зарубежных странах. Например, в Канаде величина процентных ставок составляет от 3% до 5,3%, в то время как в России – от 13% до 17% [6,11].

Формирование региональных программ субсидирования процентных ставок по кредитам для малых и средних предприятий ЛПК будет являться одной из эффективных мер по стимулированию модернизации действующих и создания новых организаций ЛПК. Такого вида поддержка может оказываться на конкурсной основе или предоставляться комплексно с предоставлением лесного фонда в аренду [10].

Еще одно перспективное направление поддержки предпринимательствав лесной отрасли регионов Европейского Севера, – внедрение лизинга как источника получения материальных средств для обновления парка лесозаготовительной и лесоперерабатывающей техники предприятий ЛПК.

Необходимо отметить, что при существующих на рынке жестких требованиях к качеству продукции, предприниматели вынуждены приобретать дорогостоящее оборудование высокого класса. Субъектам малого и среднего предпринимательства приобрести подобное оборудование, заплатив всю сумму сразу (без каких-либо отсрочек) довольно затруднительно. В данном случае эффективным финансовым инструментом для реализации таких проектов может стать финансовый лизинг. С его помощью происходит оптимизация финансовых потоков и снижение налоговой нагрузки для предприятий ЛПК. Для лесозаготовителей сотрудничество с лизинговыми компаниями выгодно еще и по той причине, что в соответствии с Налоговым кодексом, лизинговые платежи, а также дополнительные услуги лизинговой компании в полном объеме включаются в расходы. При этом допускается использование коэффициента ускоренной амортизации. В результате у лизингополучателя уменьшается размер налогооблагаемой прибыли, сокращаются расходы по налогу на имущество [10].

Таким образом, целесообразным и экономически выгодным источником инвестиционной деятельности предприятий лесопромышленного комплекса будет проведение лизинговых операций, применяемых для обеспечения предприятий отрасли лесозаготовительной техникой и деревообрабатывающим оборудованием на условиях долгосрочной аренды. Для этого необходимо создание в регионах государственных или уполномоченных лизинговых компаний с целью активизации инвестиционной деятельности ЛПК и предоставления дополнительных гарантий потенциальным инвесторам. Полагаем, что указанная компания, участвуя в лизинговых поставках техники и оборудования для предприятий конкретного региона, могла бы взять на себя не только роль посредника и гаранта сделки между продавцом и покупателем, но и обеспечить государственный контроль за использованием лесопромышленными предприятиями в лизинг технических средств. Это, в конечном итоге, будет способствовать более эффективному развитию всего лесопромышленного комплекса. Также к функционалу данных лизинговых компаний следует отнести доведение информации до организаций ЛПК о лизинге, его использовании и преимуществах, поскольку, как показывает практика, предприятия плохо осведомлены о возможностях, достоинствах и нюансах лизинговых сделок [9].

Необходимо отметить, что одного субсидирования процентных ставок по кредитным и лизинговым сделкам недостаточно, поскольку инвестиции в лесопромышленный комплекс долгосрочные, а рентабельность невысокая. Для того чтобы заинтересовать предприятия в создании новых производственных мощностей необходимо увеличение льготных периодов налогообложения для предприятий лесопромышленного комплекса [5].

Осуществление государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в рамках реализации государственных программ также является одним из действенных инструментов развития субъектов малого и среднего бизнеса. Положительным примером здесь может являться опыт Республики Коми по созданию сети площадок временного складирования древесных отходов в рамках государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды»[12].  Площадки нацелены на развитие промышленного производства в сельских районах республики. На них происходит концентрация древесных отходов с многочисленных малых лесопильных производств для последующей переработки в биотопливо. Данная мера господдержки не только снижает негативное воздействие на окружающую среду и способствует развитию биоэнергетики, но и создает относительно равные конкурентные условия для субъектов бизнеса в удаленных от городских центров районах региона [2].

Следует отметить, что помимо финансовых инструментов, немаловажную роль играют организационные меры государственной поддержки субъектов МСП. К ним относится деятельность институтов поддержки предпринимательства, оказание консультационных и информационных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса, проведение выставок и конкурсов, направленных на продвижение продукции лесопромышленного комплекса на внутреннем и зарубежном рынках.

В каждом субъекте регионов Европейского Севера функционируют организации, в компетенцию которых входит осуществление мер поддержки малому и среднему бизнесу. В основном они представлены в форме «Бизнес-инкубаторов», «Корпораций развития», «Фондов по содействию кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства», «Центров поддержки предпринимательства». Однако анализ направлений работы данных структур позволяет сделать вывод, что акцент на развитие лесопромышленного комплекса есть далеко не в каждом регионе Европейского Севера. В большинстве регионов институты поддержки предпринимательства оказывают общие, неспециализированные на лесопромышленной отрасли информационно-консультационные услуги. Взяв за основу опыт АНО «Региональный центр поддержки предпринимательства Вологодской области», можно выделить следующие инструменты нефинансовой поддержки субъектов МСП с целью их тиражирования в других регионах Европейского Севера применительно к лесопромышленному комплексу:

  • обучение и консультационная поддержка по вопросам ведения предпринимательской деятельности;
  • консультационные услуги по вопросам маркетингового сопровождения деятельности и бизнес-планированию;
  • предоставление информации о возможностях получения финансовой поддержки;
  • консультационные услуги по вопросам подготовки и составления договоров, экспертиз, соглашений, инструкций и прочих документов;
  • консультации предпринимателей по вопросам бюджетирования, оптимизации налогообложения, бухгалтерских услуг;
  • организация участия предприятий в крупных мероприятиях отрасли;
  • консультирование по ведению экспортной деятельности;
  • консультационные услуги по подбору персонала и применению трудового законодательства;
  • организация вебинаров, круглых столов, конференций, форумов, семинаров, мастер-классов и иных публичных мероприятий по тематике экспортной деятельности;
  • содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов предпринимателей;
  • сопровождение инвестиционных проектов;
  • продвижение и оказание содействия в реализации совместных кластерных проектов;
  • обучение сотрудников предприятий территориальных кластеров;
  • организация кооперации с участниками кластеров, индивидуальный подбор партнеров, содействие в развитии сети деловых партнеров [8].

По нашему мнению, последние три пункта мероприятий должны стать приоритетными, поскольку на сегодняшний день в регионах Европейского Севера, как и на территории всей страны, четко прослеживается тенденция к кооперации среди субъектов крупного, среднего и малого бизнеса, поскольку автономность предприятий, входящих в кластерную структуру, и их взаимодействие на паритетных основах, развивает конкурентоспособность предприятий–участников кластера.

Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров во всех отраслях промышленности происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира. В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60%. В Европейском союзе насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы. Полностью охвачены кластеризацией датская, финская, норвежская и шведская промышленность. Так, в Финляндии, экономическая политика которой базируется на кластеризации, на протяжении 2000-х годов занимает ведущие места в мировых рейтингах конкурентоспособности. За счет кластеров, отличающихся высокой производительностью, эта страна, располагая всего 0,5% мировых лесных ресурсов, обеспечивает 10% мирового экспорта продукции деревопереработки и 25% – бумаги [18].

 В целом, кластерная политика в России, как система государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, направлена на повышение конкурентоспособности регионов и предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций.

Проведенный анализ нормативно-правовых документов, литературы по исследованию проблем формирования кластеров, позволил сделать вывод о том, что в Российской Федерации элементы кластерной политики заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. [14]. За формирование и реализацию кластерной политики Российской Федерации, координацию органов исполнительной власти в этом вопросе, формирование мер государственной поддержки отвечает Министерство экономического развития Российской Федерации. На региональном уровне кластерная политика формулируется в рамках стратегии федеральных округов и субъектов Российской Федерации и реализуется региональными органами исполнительной власти и центрами кластерного развития. С 2010 г. в России реализуются меры государственной поддержки центров кластерного развития. В современных условиях кластерный подход используется при формировании государственных программ, стратегий федеральных округов, стратегий субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в 79 субъектах Российской Федерации из 85 промышленные кластеры являются основным инструментом инвестиционной и промышленной политики, в 73 субъектах Российской Федерации принята нормативно-законодательная база, обеспечивающая создание и поддержку на региональном уровне. В федеральном законе  «О промышленной политике в Российской Федерации»[17] сказано, что основным инструментом развития региональной промышленной политики являются промышленные кластеры. Важным является то, что в настоящее время в Российской Федерации оказываются меры государственной поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровне только тем промышленным кластерам, которые есть в реестре Минпромторга. По данным «Геоинформационной системы индустриальных парков, технопарков и кластеров Российской Федерации»[4], разработанной в рамках реализации Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», по данным на 2017 г.в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации включено 20 промышленных кластеров.

На территории зоны Европейского Севера в настоящее время функционируют 2 кластера, включенных в реестр Минпромторга, со специализацией «Лесоводство, деревообработка и целлюлозно-бумажное производство»: Лесопромышленный инновационный территориальный кластер Архангельской области «ПоморИнноваЛес» и Лесопромышленный кластер Республики Коми.

Безусловно, предпосылки создания лесопромышленных кластеров присутствуют и в других регионах России, но для их окончательного формирования необходимо проведение более активной политики со стороны органов государственной власти, институтов поддержки предпринимательства субъектов РФ и, конечно же, со стороны самих предприятий – участников кластера.

Интеграция малых и средних предприятий лесопромышленного комплекса регионов Европейского Севера в единую модель производственной деятельности совместно с якорными (крупными) предприятиями приведет к созданию оптимальных условий развития производственной деятельности и обеспечению стабильного рынка потребления продукции, услуг, производимых предприятиями малого и среднего бизнеса.

Несмотря на то, что кластеризация лесопромышленного комплекса является одним из самых оптимальных вариантов развития конкурентной среды, ключевым моментом является недопустимость монополизации хозяйственных связей в кластерах, поскольку она может свети на нет весь созидательный потенциал данного интеграционного объединения. Исходя из этого можно сделать вывод о необходимости разработки комплекса инструментов поддержки внутренней конкуренции в кластерах,  которые бы могли противодействовать развитию процесса монополизации хозяйственных связей их участников [1].

При вступлении в лесопромышленный кластер предприятия малого и среднего бизнеса получат возможность предоставления следующих видов государственной финансовой поддержки:

  • субсидии на реализацию инвестиционных проектов, предусматривающих затраты капитального характера и направленных на развитие промышленной кооперации, в объеме, не превышающем сумму прироста налоговых отчислений участников промышленных кластеров в федеральный бюджет;
  • финансирование закупки оборудования, инфраструктурных расходов в части возмещения затрат по лизинговым платежам, либо возмещению процентной ставки по кредитам, которые были взяты на их приобретение;
  • компенсация затрат на лицензирование и сертификацию, разработку нормативной и методической документации, подготовку и повышение квалификации инженерно-технических кадров;
  • предоставление дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на возмещение части затрат при реализации совместных проектов кластера по производству промышленной продукции;
  • финансирование и возмещение затрат за НИОКР, обучение персонала, перевод предприятия на lean-технологии, costmanagement и т.д.[16].

Помимо финансовых преимуществ наличие кооперационных связей и вхождение в кластер позволит субъектам МСП чувствовать себя на рынке более уверенно, имея крупных партнеров. Повышение лояльности банковского сектора за счет того, что предприятия МСП имеют кооперационные связи и входят в кластер, также будет являться существенным преимуществом [7,13]. Кроме того,  внутрикластерное соперничество приводит к повышению эффективности деятельности участников кластера, стимулирует их к постоянному росту, оптимизации своей деятельности, развитию инноваций [3].

Таким образом, проведенный анализ финансовых и организационных мер поддержки малого и среднего бизнеса позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день органы государственной власти придерживаются кластерного подхода в развитии лесопромышленного комплекса регионов Европейского Севера, что вполне закономерно, поскольку тенденция к кооперации среди субъектов крупного, среднего и малого бизнеса на территории всей Российской Федерации это объективная реальность современной экономики.  Помимо существенных мер государственной финансовой поддержки для предприятий кластера, необходимо наличие в них ключевых условий для развития успешного бизнеса, таких как доступность ценной рыночной информации, отсутствие преград для создания нового бизнеса благодаря наличию накопленных ресурсов, присутствие духа кооперации и соперничества. Однако при наличии предпосылок создания лесопромышленных кластеров в регионах Европейского Севера, процесс их формирования и включения в их состав наибольшего количества предприятий отрасли обладает недостаточными темпами. Для интенсификации развития лесопромышленных кластеров необходимо проведение более активной политики как со стороны органов государственной власти и институтов поддержки предпринимательства субъектов РФ, так и со стороны самих предприятий – участников кластера.

 

References

1. Adamenko A.A. Konkurenciya v klasternyh obrazovaniyah mezourovnya, formiruemyh s uchastiem sub'ektov malogo i srednego biznesa / A.A. Adamenko, A.S. Tkachenko // Ekonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KSEI. - 2017. - № 73-74 (1-2). - S. 128-132.

2. Bioenergetika v Respublike Komi [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://biotoprk.ru/governance/minprom

3. Buruk A.F. Opredelenie suschnosti yavleniya konkurencii i ocenka ee roli v klasterah, formy ee proyavleniya [Tekst] / A.F. Buruk// Interekspo Geo-Sibir'. - 2017. - № 2 (tom 6). - S. 24-29.

4. Geoinformacionnaya sistema industrial'nyh parkov, tehnoparkov i klasterov Rossiyskoy Federacii. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.gisip.ru/

5. Grishin I. Vse v les [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rbcplus.ru/news/ 57209a407a8aa917c65c4aa7

6. Ivanov V.V. Mezhdunarodnye programmy podderzhki malogo i srednego biznesa [Tekst] / V.V. Ivanov, Yu.S. Shturbabina // Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. - 2014. - № 10. - S. 21-31.

7. Innovacionnye i promyshlennye klastery: osobennosti programmy podderzhki, ozhidaemye rezul'taty, pervye istorii uspeha. Stenogramma kruglogo stola Mezhdunarodnogo foruma tehnologicheskogo razvitiya «Tehnoprom-2016» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://forumtechnoprom.com/page/319

8. Interaktivnyy gid po regional'nym meram podderzhki malogo predprinimatel'stva [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://rcpp35.ru/interaktivny-j-gid-dlya-msp/index.php/search/search

9. Kobzeva N.G. Lizing v lesnom komplekse [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=33502

10. Les dlya malogo biznesa: novye vozmozhnosti i perspektivy. Sayt Pravitel'stva Arhangel'skoy oblasti[Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://dvinaland.ru/gov/-9bb9jcpd

11. Malyy i sredniy biznes v 2014 g. Sayt MSP banka.[Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.mspbank.ru/analiticheskiy_tsentr/ issledovaniya_i_analitika

12. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Komi ot 28 sentyabrya 2012 g. № 414 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Respubliki Komi «Vosproizvodstvo i ispol'zovanie prirodnyh resursov i ohrana okruzhayuschey sredy»

13. Promyshlennye klastery kak instrument realizacii promyshlennoy politiki. Stenogramma kruglogo stola Mezhdunarodnogo foruma tehnologicheskogo razvitiya «Tehnoprom-2017»[Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://forumtechnoprom.com/page/368

14. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 17 noyabrya 2008 № 1662-r «O koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya do 2020 goda».

15. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo upravleniya i povyshenie konkurentosposobnosti lesnogo kompleksa [Tekst]: inform.-analit. zapiska o tret'em etape NIR / A.N. Chekavinskiy, A.P. Kuznecov, I.A. Vohmyanin. - Vologda, 2016. - 37 c.

16. Sostoyanie i perspektivy razvitiya lesopromyshlennogo kompleksa Rossiyskoy Federacii: problemy, riski, resheniya. Informaciya s kruglogo stola 28.04.2016 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.council.gov.ru/activity/activities/roundtables/70554/

17. Federal'nyy zakon ot 31 dekabrya 2014 № 488-FZ «O promyshlennoy politike v Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/

18. Centr klasternogo razvitiya HMAO-Yugry [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://ckr-ugra.ru/cluster_policy/policy_out/#177846269682

Login or Create
* Forgot password?