RETROSPECTIVE OF PRESENTATIONS AND ANALYSIS OF EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN'S SELF-DEVELOPMENT IN SUPPLEMENTARY EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the study of the essence of pedagogical support for self-development of an individual as an independent scientific category, comparison of its morphology with other methods of interaction between teachers and pupils that are close by nature (upbringing, pedagogical support). Attention is focused on the fact that the history of pedagogical thought and educational practice, using the term "pedagogical support of children's self-development," mostly resorts to demonstrating the accumulated pedagogical experience of implementing various educational approaches in conditions of additional education, extra-curricular activity, children's camps and profile shifts, that gives grounds to conclude that additional education is an environment that is optimal for the implementation of the ideas of pedagogical training of the self-development of the maturing personality. The results of empirical study of the problem are presented.

Keywords:
self-development of the person, pedagogical support, additional education.
Text

Введение. Когда речь идет о руководстве самопознанием и саморазвитием, то его предпочтительнее осуществлять, как утверждает В.Г. Маралов, на основе идей сопровождения, которое, не умаляя роли активности личности, дает возможности создавать условия для самопознания и саморазвития, что не исключает в случае необходимости оказания помощи и поддержки детям, педагогам, родителям [1, с. 116]. В научных трудах М.И. Рожкова понятие сопровождения саморазвития обучающихся рассматривается в психолого-педагогическом аспекте как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ученый рассматривает педагогическое сопровождение как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, обеспечивающее успешность учения и самовоспитания [2]. Сопровождение М.И. Рожковым дифференцируется в соответствии с доминирующими задачами, которые реализуют педагоги (дидактическое, коррекционное сопровождение и т.п.) [2]. Основные идеи. Материалы исследования. Теоретический анализ показал, что технологии саморазвития расширяют и дополняют технологии, ориентированные на развитие, при этом происходит смещение акцентов в пользу самопостроения личности, которой необходимо создать для этого условия за счет задействования самоуправляющего механизма индивида и расширение сфер жизнедеятельности при актуализации не только познавательной мотивации, но и мотивации саморазвития. Примечателен факт, что многие ученые, педагоги-новаторы, апробируя авторские педагогические концепции, построенные на идеях свободного воспитания, индивидуализации образовательного процесса, предоставления обучающимся свободы вы-
бора и других принципах, имеющих прямое отношение к педагогическому сопровождению саморазвития детей, нашли свое воплощение в практике дополнительного образования детей, в укладе детских лагерей, в организации внеурочной деятельности (опыт О.С. Газмана, Ш.А. Амонашвили, И.Д. Демаковой, В.П. Бедерхановой, М.И. Рожкова, А.А. Караковского, С.А. Шмакова и др.). Беря за методологическую основу экзистенциальную педагогику, под педагогическим сопровождением саморазвития обучающихся будем понимать комплекс действий педагогов как субъектов социального воспитания, обеспечивающих интериоризацию общественных ценностей, включенность детей в значимые события, способствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней [4, с. 175]. Методики исследования. Проводя исследование в рамках экзистенциальной педагогики, под саморазвитием понимаем реализацию ребенком собственного проекта совершенствования ему необходимых качеств [3, с. 27], при этом важным показателем саморазвития является наличие субъектного уровня готовности к саморазвития, который представлен показателями, связанными характеристиками личностного выбора.

References

1. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya: uchebnoe posobie. M.: Akademiya, 2004. 256 s.

2. Rozhkov M.I. Kontseptsiya ekzistentsial'noy pedagogiki // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2011. № 4. S. 43-47.

3. Rozhkov M.I. Ekzistentsial'nyy podkhod k sotsial'no-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu detey // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2013. T. 2. № 4. S. 23-27.

4. Sapozhnikova T.N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie zhiznennogo samoopredeleniya starsheklassnikov: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Yaroslavl', 2010. 430 s.

5. Shakurov R.Kh. Emotsiya. Lichnost'. Deyatel'nost' (mekhanizmy psikhodinamiki). Kazan', 2001. 136 s.

Login or Create
* Forgot password?