employee
Tyumen, Russian Federation
employee
Ekaterinburg, Russian Federation
GRNTI 67.07 Архитектура
BBK 38 Строительство
There are modern trends of industrial complex designing with innovation engineering consider in the article. These engineering are parts of industrial process, and also a part of architecture. There are foreign experience examples which illustrate superlatives of modern innovative architecture and its possibility to influence to the future of industrial architecture
industrial architecture, innovative architecture, Technology Centre
Высокие требования мирового рынка способствуют не только развитию инновационных направлений в различных отраслях производства, но и дают четкий ориентир развивающимся архитектурным тенденциям в области проектирования промышленных объектов. Промышленная архитектура находится в состоянии постоянного поиска новых проектных решений, где технологические инновации вдохновляют применение инновационных разработок для достижения идеальной функциональности и высшей степени эстетики [1, 12]. Видные архитекторы и инженеры задумали и планируют, на первый взгляд, невозможные вещи, и тем самым способствуют прогрессу в нашем мире.
Сам процесс взаимодействия высокотехнологичного производства и высокотехнологичной архитектуры представляет особый интерес, и в начале XXI века наметилась тенденция на использование такого процесса для создания уникальных образов производства, и тем самым создания и поддержания имиджа предприятия [8].
Вместе с тем, архитектурные объекты, изначально ориентированные особым назначением и функциональными возможностями, но характеризуемые именно инновационностью в используемых технологиях, конструктивных решениях, материалах, инженерной инфраструктуре, прежде всего, относятся больше к объектам общественного назначения. В качестве примеров можно привести «экоздания», в которых основными целевыми задачами является обеспечение собственных потребностей в отоплении, электричестве, вентиляции и кондиционировании, минимальная зависимость от внешних инженерных систем, безотходность всех процессов жизнедеятельности людей; максимальное снижение эксплуатационных затрат и др. Такие же задачи ставятся и при проектировании уникальных объектов с ярко выраженной целевой направленностью: олимпийские спортивные комплексы, транспортные узлы государственного и регионального значения (аэропорты, железнодорожные вокзалы, морские и речные порты) [10, 11], сложнейшие в инженерном исполнении мостовые переходы, автомобильные развязки, тоннели), многофункциональные комплексы и т.д. [5].
В области промышленной архитектуры, которая практически всегда находится как бы на втором плане, роль инновационных разработок позволяет по-новому направить работу специалистов разных профилей в процессе решения архитектурно-градостроительной задачи [8, 13, 14]. Оригинальность технических решений, основанных на использовании современных технологий, материалов, инженерных и научно-технических достижений, придает особый импульс такому взаимодействию и способствует возникновению личных или корпоративных амбициозных устремлений, идеологических или коммерческих соображений, инициирующих заказные проекты уникальных промышленных объектов [3]. Одним из ярких примеров такого симбиоза под руководством канадско-американского инженера, предпринимателя, изобретателя, инвестора и миллиардера Илона Маска является реализация проекта Gigafactory – гигантского завода по производству аккумуляторов для электромобилей компании Tesla (рис. 1).
Уже сейчас на стадии строительства внедряется ряд эффектных инноваций будущего производства:
- завод в виде гигантского моноблока площадью 0,93 кв. км станет вторым строением в мире и будет уступать только заводу Everett, на котором Boeing строит свои самолеты;
- энергетический комплекс предприятия не будет использовать ископаемое топливо. На территории Gigafactory не будет газопроводов и дизельных генераторов;
- всю площадь покрытия моноблока покроют солнечные панели, а также они будут расположены на территориях вокруг фабрики. Кроме этого будут использованы ветряные и геотермальные источники, а также системы хранения энергии;
- Gigafactory – это безотходное производство, количество вредных выбросов которого должно быть сведено к нулю, что в свою очередь потребует применения эффективных природоохранных технологий. На территории завода будет работать инновационный центр переработки всех видов отходов. Компания намерена перерабатывать вышедшие из употребления литий-ионные аккумуляторы прямо на заводе. Никель, литий и алюминий будут использоваться повторно;
- при строительстве Gigafactory решается сложнейшая задача по разработке сейсмостойких фундаментов моноблока, которые будут нести четыре основных структурных секций здания с расчетом на возможные природные катаклизмы;
- сборочный процесс основной продукции предприятия – аккумуляторов совместно с людьми будут осуществлять роботизированные механизмы, которые размещаются на электронных инновационных тележках. Эти «автоматически управляемые транспортные средства» могут, при желании, быть перемещены в любое место цеха, что позволит оптимизировать скорость и качество сборки, и отказаться от стационарных традиционных конвейерных технологий;
- некоторые линии производства предлагается оснастить платформами, которые передвигаются на магнитной подушке. В случае необходимости расширения производства или смены места расположения линии, оборудование в короткий срок может быть перемещено практически без существенных затрат, что позволяет активно внедрять различные экспериментальные технологии и формировать внутреннее пространство завода в соответствии с потребностями производства.
Рис. 1. Общий вид проекта Gigafactory
К 2020 году Илон Маск планирует запустить основные производственные участки Gigafactory, которые будут производить батареи для полумиллиона электромобилей. Помимо основной продукции для автопрома будут выпускаться специальные батарейные установки для домашнего и промышленного применения в качестве аварийных источников энергии [2, 4].
Конечно, в мире к таким амбициозным проектам относятся неоднозначно, но сам факт реализации перечисленных инновационных разработок указывает на то, что конкретный инновационный продукт, обусловленный определенными целями, предопределяет поиск нововведений и внедрение их в пространственную систему объекта.
С начала 21 века большое внимание уделяется теоретическим и экспериментальным разработкам производственных компаний, которые, в свою очередь, служат фундаментом для практического применения инноваций в производимом продукте [8, 14, 15]. Как следствие, акцент в производственном комплексе часто ставится на архитектуру технологического центра. Одни из самых известных и ярких примеров таких технологических центров, инновационных не только в своем содержании, но также и в архитектурном воплощении – это исследовательский центр Hankook Technodome. Проект выполнен, основанной сэром Норманом Фостером (Norman Foster) архитектурной фирмой Foster + Partners, как центр инноваций для южно-корейского производителя шин фирмы Hankook (рис. 2–4).
Рис. 2. Общий вид центра под единым куполом
Рис. 3. План-схема технологического центра
Компания Hankook Technodome в стремлении обеспечить лидерство в сфере современных разработок, предложила проектировщикам применить оригинальные технологии в проекте собственного технологического центра. Поэтому, появилась идея весь ультрасовременный дизайн многофункциональной структуры комплекса построить в виде «космического объекта – летающей тарелки», добавив к нему жилой 8-этажный блок, где расположены квартиры для сотрудников, фитнес-центр, медицинские центры, кафе и центры по уходу за детьми. Реализация «космического» образа в совокупности с почти космическими технологиями в экологическом аспекте строительства призвана сыграть ключевую роль в глобальных исследованиях компании Hankook, которая к тому же получила Золотой сертификат Совета по экологическому строительству США USGBC [7].
Приведенные в статье примеры убедительно показывают, что сегодня повсеместно идет активная реорганизация крупных корпораций и их технологических центров и исследовательских подразделений, работающих в сфере высоких технологий. Формирование новых конфигураций происходит и в самой промышленной архитектуре этих объектов. Можно выделить несколько направлений:
а) укрупнение сопутствующих проектных задач в экологии и зеленой архитектуре;
б) привлечение в проектный процесс широкого спектра партнеров и организаций к внедрению инновационных процессов;
в) создание вдохновляющей имиджевой роли производственной и интеллектуальной среды.
Рис. 4. Дизайн внутреннего пространства
В России также действует программа инновационной политики, предусматривающая развитие инфраструктуры исследований и разработок, создание и развитие исследовательских центров в рамках различных организационных моделей, включая реорганизацию схемы НИИ под технологические центры крупных госкорпораций. В программе призвано поощрять развитие креативности и приобщение к творчеству в любой сфере деятельности [6]. Поэтому формирование новой архитектуры предприятий и их исследовательских центров предполагает адаптацию для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики, но и общественной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения [9, 10].
Заключение. Инновационность производственного и научно-экспериментального пространства предусматривает не только новые архитектурные решения и новые формы, но и возникающие при этом возможности перехода от задач сегодняшнего дня к задачам ближайших десятилетий. Новый эволюционный этап развития инновационной промышленной архитектуры будет связан, прежде всего, с возросшими требованиями к градостроительной безопасности, энергоэкономичности и экологичности производственных объектов. Особая роль при этом отводится активизации влияния предприятий на структуру социально-культурных центров городов, на их взаимосвязь с исторической и природно-ландшафтной средой.
1. Dovbiy I., Lovtakov A. Innovacii kak fenomen // Kreativnaya ekonomika. 2013. № 10 (82). S. 66-72.
2. 8 glavnyh innovaciy Gigafactory Ilo-na Maska [Elektronnyy resurs]; rezhim do-stupa: https://hightech.fm/2016/04/16/8_innovations_gigafactory (data obrascheniya: 19.12.2016).
3. Kubyshkin Sergey Aleksandrovich Simbioz cheloveka i tehniki // Vestnik May-kopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2013. №2 S.40-44.
4. The new ‘Gigafactory’ of Tesla will be inaugurated on July 29 [Elektronnyy resurs]; rezhim dostupa: https://www.carsadvisor.net/the-new-gigafactory-of-tesla-will-be-inaugurated-on-july-29/ (data obrascheniya: 19.01.2017).
5. Babich V.N., Kremlev A.G. Innovaci-onnye aspekty arhitekturnoy deyatel'nosti. Sinergeticheskiy podhod. Arhitekton: izve-stiya vuzov. 2014. № 47. URL: http://archvuz.ru/2014_3/2
6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 8 dekabrya 2011 g. № 2227-r «O Strategii inno-vacionnogo razvitiya RF na period do 2020 g».
7. Hankook Tire R+D Centre, Hankook Technodome opens in South Korea [Elektron-nyy resurs]; rezhim dostupa: http://www.fosterandpartners.com/news/archive/2016/10/hankook-tire-rplusd-centre-hankook-technodome-opens-in-south-korea/ (data obra-scheniya: 13.01.2017).
8. Vershinin V. I. Evolyuciya promysh-lennoy arhitektury. M.: Arhitektura-S, 2007. 176 s.
9. Vladimirskiy Yu. A. Hudozhestvennaya forma tehnologicheskogo oborudovaniya kak element inter'era // Voprosy gradostroi-tel'stva i arhitektury Urala Mezhvuzovskiy sbornik. M.: Izd-vo Moskovskogo arhitek-turnogo in-ta, 1987. S. 62-73.
10. Barhin M.G. Dinamizm arhi-tektury // AN SSSR. VNII iskusstvoznaniya M-va kul'tury SSSR. M.: Nauka, 1991. 191 s.
11. Blohin V. V. Kompoziciya v promyshlennoy arhitekture. M.: Stroyizdat, 1977. 52 s.
12. Kim N.N. Promyshlennaya ar-hitektura. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Stroyizdat, 1988. 244 s.
13. Serbinovich P.P., Orlovskiy B.Ya., Abramov V.K. Arhitekturnoe proekti-rovanie promyshlennyh zdaniy: (Arhit.-kompozic. i ob'emno-planirovochnye reshe-niya): Ucheb. posobie dlya stroit. vuzov i fak. M.: Vyssh. shkola, 1972. 407 s.
14. Industry and modernism : com-panies, architecture, and identity in the Nordic and Baltic countries during the high-industrial period / ed. by Anja Kervanto Nevanlinna. 2007. S. 392-401.
15. Jones E. Industrial architecture in Brit-ain, 1750-1939. New York ; Oxford : Facts on File, 1985. 239 s.