WORKS COUNCILS IN RUSSIA: BALANCE OF ECONOMIC AND SOCIAL RIGHTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The Labour Code of the Russian Federation was amended in 2013 in a way that a new body of workers’ representation — works councils — can be established. These amendments don’t add any new rights or obligations neither to employers nor to employees. They are made with purely political purposes and only imitate the creation of the analog of the well-known German system of works councils. The author comes to conclusion that currently existing rights in informing and “taking into account” the workers’ representative body opinion, contained in the Russian Labour Code, are not sufficient for existence of the real industrial democracy. The article is aimed at answering the question, whether an implementation of functioning works councils may be beneficial to the adequate balancing of social rights of workers and economic rights of the employers. Although the full transposition of the German works councils system seems to be impossible, some of its positive features may be effectively adopted in the Russian law. For example, the employer’s obligation to consult workers shouldn’t be dependent on the existence of the workers’ representative bodies. Besides, a range of issues that are subject to the mandatory informing of workers by the employer must be significantly broadened. The procedure of consultations must include the real negotiations between the employer and employees on the basis of good faith principle.

Keywords:
Social rights, economic rights, industrial democracy, works councils, labour law.
Text

В мае 2013 г. в Трудовой кодекс РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми у работодателей появилось право создавать производственный совет, т.е. «совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников». Возникает вопрос: неужели раньше работодателям было запрещено создавать совещательный орган из числа своих работников, чтобы те давали полезные советы своему работодателю, и зачем нужна эта законодательная норма?

Поправки в ТК РФ были внесены во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», прямо упоминающего необходимость внесения изменений в законодательство «в целях расширения участия работников в управлении организациями», хотя никаких новых прав и обязанностей согласно поправкам в ТК РФ не получили ни работники, ни работодатели. Указ Президента РФ, в свою очередь, был принят в рамках выполнения предвыборных обещаний, сформулированных ранее В. В. Путиным в посвященной социальным вопросам статье в газете «Комсомольская правда». Из этой статьи можно понять, о чем, собственно, шла речь изначально. Там прямо упомянута немецкая модель производственных советов, наиболее известная в сравнительном трудовом праве.

Немецкая система производственных советов. Производственные советы (нем. Betriebsräte) считаются стержнем, «становым хребтом», на котором основана вся немецкая система отношений в сфере труда. Немецкий производственный совет - это представительный орган работников, действующий на уровне предприятия и представляющий всех работников данного предприятия. Чтобы избежать конкуренции производственных советов с другим важнейшим представителем работников - профсоюзами, функции и сфера деятельности этих двух представительных органов четко разграничены в законе. Немецкие профсоюзы действуют на уровне крупных отраслевых объединений и ведут централизованные коллективные переговоры, как правило, с объединениями работодателей. Представляют профсоюзы только своих членов, а положения заключаемых отраслевых коллективных соглашений касаются в первую очередь уровня оплаты труда.

Производственные советы создаются только на уровне предприятия, и в их компетенцию входят социальные вопросы, не касающиеся уровня оплаты труда. Они представляют всех работников данного работодателя вне зависимости от членства. Средства, с помощью которых они осуществляют свои функции, принципиально отличаются от тех, которыми пользуются профсоюзы. Если профсоюзы отстаивают интересы своих членов с помощью переговоров, которые в случае недостижения компромисса с объединением работодателей могут привести к забастовке, то деятельность производственных советов носит не антагонистический по отношению к работодателю характер, а строится на модели совместного принятия решений (нем. Mitbestimmung).

References

1. Addison J. T. The Economics of Codetermination: Lessons from the German Experience. 2009.

2. Addison J. T., Schnabel C., Wagner J. German Works Councils in the Production Process. IZA-Discussion Paper. 2003. No. 812.

3. Dilger A. Works Councils and Personnel Turnover. Discussion Paper. 2004. No. 3.

4. Grund C., Schmitt A. Works Councils, Wages, and Job Satisfaction. IZA-Discussion Paper. 2011. No. 5464.

5. Hauser-Ditz A., Hertwig M., Prie L. Kollektive Interessenregulierung in der “betriebsratsfreien zone”. Typische Formen “Anderer Vertretungsorgane”. Industrielle Beziehungen. 2009. N. 16.

6. Müller S. Betriebsräte und betriebliche Produktivität. Schmollers Jahrbuch. 2011. N. 131.

7. Weiss M. Modernising the German Works Council System: A Recent Amendment. The International Journal of Comparative Labour Law and Industrial Relations. Vol. 18. Issue 3. 2002.

8. Workers’ Representation in Central and Eastern Europe: Challenges and opportunities for the Works Councils’ System / R. Blanpain, N. Lyutov (eds.). Bulletin of Comparative Labour Relations. 2014.

9. Bizyukov P. Trudovye protesty v Rossii v 2008-2011 gg. Analiticheskiy otchet. M., 2012.

10. Gerasimova E. S. Nuzhny li proizvodstvennye sovety v Rossii. Trudovoe pravo. 2013. № 1.

11. Kurennoy A. M. Proizvodstvennaya demokratiya i trudovoe pravo. M., 1989.

12. Lyutov N. L. Konsul´tatsii i informirovanie rabotnikov v prave Evropeyskogo Soyuza. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. 2009. № 4.

13. Nurtdinova A. F. Znachenie resheniy Konstitutsionnogo Suda RF dlya sovershenstvovaniya trudovogo zakonodatel´stva. Zhurnal rossiyskogo prava. 2011. № 10.

14. Putin V. V. Stroitel´stvo spravedlivosti. Sotsial´naya politika dlya Rossii. Komsomol´skaya pravda. 2012. 13 fevr.

Login or Create
* Forgot password?