The article views the problem of possibility and necessity of the organization and carrying out the anti-corruption examination of documentation for purchases of goods, works and services for the state needs is considered in the. The purpose of this examination consists in identification of corruptogenic factors in specified documentation, i.e. such provisions which can create conditions for emergence of the corruption relations, and in development of offers on their elimination. The description of the main corruptogenic factors in the documentation about purchases is given. They are: 1) discrepancy of the initial (maximum) price of purchased goods, works and services to the average market prices for this type or kind of goods, works and services; 2) the unreal time period provided by competitive documentation on delivery of goods, performance of work, rendering of services in the state contract; 3) overestimated requirements to participants of placement of the order, imposed for participation in competitive procedure; 4) excessive specification of the nomenclature of bought goods, works and services, requirements to the content of the performed works, provided services; 5) legal-linguistic uncertainty — the use in documentation about purchase of not settled, ambiguous terms and categories of estimated character. In the article the general methodological approaches to formation of a technique of anti-corruption examination of purchase documentation are formulated, ways of identification of all the designated corruptogenic factors are described. The following conclusions are drawn on complex nature of the anti-corruption examination: a) every document is exposed to the analysis in its interrelation with other documents which are a part of purchase documentation set; b) verification of tender documents should be focused not on some separate corruptogenic factor, but on their aggregate as they form close interconnection; c) the intended result of the introduction of anti-corruption examination of purchase documentation can be reached only if it is applied together with other means, forms and methods of anti-corruption activity. It is proved that the timely identification of corruptogenic factors and their elimination from competitive documentation is an important prophylactic way of the corruption prevention in the sphere of government procurements.
Government procurements, purchase documentation, corruption counteraction, anti-corruption examination.
Коррупциогенные факторы конкурсной документации. Закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд традиционно и вполне обоснованно считаются наиболее коррупционноемкой сферой внутригосударственной жизни. Как показывает практика в сфере государственных закупок, во многих случаях предпосылки для возникновения коррупции формируются уже на этапе планирования закупок и подготовки конкурсной документации. В документации о закупке нередко встречаются так называемые коррупциогенные факторы, т. е. положения, устанавливающие для организатора торгов необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к участникам конкурентных процедур и тем самым создающие условия для проявления коррупции. В связи с этим своевременное выявление таких факторов и их устранение из конкурсной документации является важным профилактическим средством предупреждения коррупции в сфере государственных закупок. Одним из важнейших направлений противодействия коррупции в названной сфере должна стать организация антикоррупционной экспертизы документации о закупке.
Правовой институт антикоррупционной экспертизы в отечественном праве впервые появился с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», законодательную основу данный институт приобрел с изданием Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а методическую и организационную основу — с изданием Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, а также ведомственных нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления такой экспертизы в соответствующих государственных органах. Однако в указанных актах речь идет об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов. Конкурсная документация, которая готовится заказчиком перед объявлением торгов по каждому виду закупки и которая затем размещается в единой информационной сети, правовым актом не является, и потому действие законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и их проектов на нее не распространяется. Таким образом, проблема осуществления антикоррупционной экспертизы документации о закупке рассматривается автором настоящей статьи едва ли не впервые в отечественной теории и практике осуществления государственных закупок. В связи с этим разработка теоретико-методологических основ такой экспертизы представляется весьма актуальным направлением развития антикоррупционной политики в Российской Федерации.
Объектом рассматриваемой антикоррупционной экспертизы является документация о закупке, в состав которой, как правило, входят: 1) извещение о конкурсе; 2) инструкция участникам конкурса; 3) формы конкурсной заявки и иных документов, представляемых претендентами на участие в конкурентных процедурах; 4) техническое задание; 5) проект государственного контракта; 6) иные документы в зависимости от формы конкурентной процедуры, используемой организатором торгов, а также от характера закупаемой продукции, работы, услуги.
Целью антикоррупционной экспертизы документации о закупке являются выявление в данной документации коррупциогенных факторов, т. е. таких положений, которые могут создать условия для возникновения коррупционных отношений, и выработка предложений по их устранению.
1. Interv´yu nachal´nika upravleniya po nadzoru za ispolneniem zakonodatel´stva o protivodeystvii korruptsii General´noy prokuratury Rossiyskoy Federatsii A. Anikina informatsionnomu agentstvu «RIA Novosti» (22 oktyabrya 2009 g.). URL: genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-60590.
2. Kan´shin A., Kravchenko P., Storonin V. i dr. Vory v mundirakh i v pidzhakakh. Voenno-promyshlennyy kur´er. 2013. № 19.
3. Kuznetsov K. V. Akkreditatsiya i kvalifikatsionnyy otbor kak instrument povysheniya effektivnosti zakupki. Gosudarstvennye i munitsipal´nye zakupki - 2012: sb. dokladov. M., 2013.
4. Smirnov V. I. Proekt FKS: poka pryzhok na meste. Gosudarstvennye i munitsipal´nye zakupki - 2012: sb. dokladov. M., 2013.
5. Surnina E. Soblyudaya balans interesov: Rosoboronpostavka formiruet trebovaniya k predmetu zakupki i uchastnikam torgov. Voenno-promyshlennyy kur´er. 2013. № 13.
6. Yashmanov B. Oruzhie daet «otkaty»: iz vydelennykh na oboronku ogromnykh gosudarstvennykh deneg kradetsya kazhdyy pyatyy rubl´. Rossiyskaya gazeta. 2011. 24 maya.