Armavir, Krasnodar, Russian Federation
Krasnodar, Russian Federation
The case-technology in the educational space provide the formation of professional competences of future bachelors. The purpose of using the case method is instilling interest in a particular discipline in the University, adequate assessment by students of their limits, reduction of psychological stress experienced in the classroom, enhancing the quality of knowledge, establishing a special confidential relationship of the teacher and the student. The article presents the technology of using case method in the University.
case-technology, case method, problem situation, problem- based learning, model.
Актуальность проблемы. Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями: первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации; вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях непрерывных изменений в общественной, профессиональной и других сферах жизни. Необходимо отметить, что применение кейс-метода в высшей школе имеет много специфических моментов, в отличие от применения данного метода в средней школе [1, с. 11]. Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case — случай, ситуация и от понятия «кейс» — чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам, и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.). Если применить кейс-метод в рамках истории, обществознания, то учебную задачу можно поставить так: есть мнение о том, что современная социально-демографическая ситуация в России явилась следствием некоторых исторических периодов развития страны. Давайте определим, какие исторические периоды действительно могли повлиять на существующую социально-демографическую ситуацию, в чем выразилось это влияние и что необходимо учитывать сегодня, опираясь на исторический опыт.
1. Guzeev V.V. Obrazovatel'naya tekhnologiya: ot priema do filosofii. M.: Sentyabr', 1996. - S. 11-13.
2. Davidenko V.A. Chem "keys" otlichaetsya ot chemodanchika? // Obuchenie za rubezhom. 2000. № 7.
3. Margvelashvili E.O. O meste "keysa" v rossiyskoy biznes-shkole // Obuchenie za rubezhom. 2000. № 10.
4. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya stud. vuzov / E.S. Polat [i dr.]. M.: Akademiya, 2008. S. 38-44.
5. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: uchebnoe posobie. M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. - S. 56-63.
6. Pedsovet [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,148148/Itemid,118/
7. Snell D., Hodgetts D. (2012). Psychology of intergroup communication. Social Psychology, 1. Available at: http://www.sociopsy.ac.nz/wfass/tkka/