Russian Federation
Russian Federation
The process of organization of state control and audit is one of the necessary conditions for the construction of an economically developed state. Within the framework of the state audit, the state audit bodies are responsible for analyzing the efficiency and effectiveness of using budgetary funds and all state property. Therefore, there is a question of finding effective strategic decisions on the management of budgetary and economic processes on the basis of fundamental scientific research, by conducting state audit.
state audit, methodology of state audit, methods of state audit.
Государственный аудит представляет собой целостную и независимую оценку эффективности деятельности объектов аудита, охватывающую не только финансовые вопросы, но и все направления их деятельности с представлением действенных рекомендаций на основе выявленных недостатков и предложений по управлению рисками [1].
Целью государственного аудита является повышение эффективности управления и использования государственных средств, активов государства и квазигосударственного сектора на основе оценки, проверки деятельности государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в развитии экономики или отдельных ее отраслей. При этом государственный финансовый контроль будет направлен на устранение совершенных нарушений объектами аудита и принятие мер реагирования.
Система государственного аудита, в том числе финансового контроля, должна обеспечивать объективной и достоверной информацией об использовании выделенных бюджетных средств и активов государства в соответствии с принципами законности, экономичности и результативности, а также эффективности деятельности государственных органов.
Порядок проведения государственного аудита в Республике Казахстан регламентирован Законом Республики Казахстан от 12 ноября 2015 г. № 392-V «О государственном аудите и финансовом контроле».
Согласно стандартам аудита ИНТОСАИ государственный аудит включает три основных вида, такие как «финансовый аудит», «аудит эффективности» и «аудит соответствия» [2].
Рис. 1. Виды государственного аудита согласно стандартам аудита ИНТОСАИ
Важным в организации государственного аудита является соблюдение принципов государственного аудита. Таким образом, согласно Закону Республики Казахстан, можно выделить следующие основные принципы государственного аудита и финансового контроля [2]:
1) независимость – недопущение вмешательства, посягающего на независимость органов государственного аудита и финансового контроля при проведении государственного аудита и финансового контроля;
2) объективность – проведение государственного аудита и финансового контроля в соответствии с законодательством, стандартами государственного аудита и финансового контроля, применение органами государственного аудита и финансового контроля объективного подхода и исключение конфликта интересов при проведении государственного аудита и финансового контроля;
3) профессиональная компетентность – наличие у государственных аудиторов необходимого объема знаний и навыков, позволяющих обеспечивать проведение квалифицированного и качественного государственного аудита, и финансового контроля, соблюдение стандартов государственного аудита и финансового контроля, правил профессиональной этики, а также выполнение профессионального долга;
4) конфиденциальность – обязательство органов государственного аудита и финансового контроля по сохранности документов, получаемых или составляемых ими в ходе государственного аудита и финансового контроля, без права передачи их третьим лицам либо устного разглашения содержащихся в них сведений;
5) достоверность – подтверждение результатов государственного аудита аудиторскими доказательствами;
6) прозрачность – ясность изложения результатов государственного аудита и финансового контроля;
7) гласность – публикация в средствах массовой информации результатов государственного аудита и финансового контроля с учетом обеспечения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
8) взаимное признание результатов государственного аудита – признание органами государственного аудита и финансового контроля результатов государственного аудита данных органов при условии соблюдения стандартов государственного аудита и финансового контроля.
Методология государственного аудита – представляет собой совокупность специфических методов, разработанных на основе достижений практики, которые направлены на процесс реализации государственного аудита.
Государственный аудит состоит из следующих взаимосвязанных этапов [3]:
1) формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, предусматривающего организацию государственного аудита на основании системы управления рисками;
2) планирования отдельного государственного аудита и его проведения;
3) принятия решения и составления документов по результатам государственного аудита.
Метод государственного аудита – это способ исследования или прием, который применяют субъекты государственного аудита для достижения целей аудиторского исследования.
Методы получения и обработки данных, обобщение результатов, обоснование выводов и осуществления других операций с государственного аудита делят на две группы: общенаучные методы и специальные методы.
Общенаучные методы государственного аудита основаны на принципах и категориях общенаучной теории познания и используются в большинстве отраслей знаний. Это анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация, экспертиза [7, с. 53].
К методам проведения государственного аудита относятся: аудиторская проверка; мониторинг документов, принимаемых по результатам государственного аудита и финансового контроля; экспертно-аналитическая деятельность; анализ методов организации деятельности объектов проверки; анализ результатов работы объектов проверки; анализ конкретных проблем или ситуаций использования государственных средств в проверяемой сфере или в деятельности объектов проверки; рассмотрение проблем «сверху вниз» и «снизу вверх»; проведение обследований и т.д. [4].
Таблица 1
Методы государственного аудита [5, с. 89]
Методы |
Содержание приемов и процедур |
проверка |
проверка количественного и качественного состояния объектов аудита путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния активов, а также проверка документов и записей |
анализ |
это комплексное изучение финансового положения и эффективности управления активами для оценки достигнутых результатов, которое проводится с помощью методов финансового анализа по данным бухгалтерского учета, финансовой, налоговой и статистической отчетности, отчетности о выполнении финансового плана и т.п. |
письменное объяснение |
заключается в получении письменного ответа от должностных лиц субъекта хозяйствования на поставленные государственным аудитором вопросы |
анкетирование |
получение необходимой для проведения аудита информации от должностных лиц субъекта хозяйствования или лиц, которые являются пользователями товаров, работ и услуг предприятия, путем применения анкет |
сверка |
заключается в письменном подтверждении третьими лицами точности информации, которое может быть осуществлено путем встречной сверки или путем письменного запроса |
обследования |
дает возможность получить общую характеристику возможностей предприятия на основании визуального осмотра |
тестирования |
состоит в формулировании перечня вопросов для оценки объекта исследования по ответам, на которые устанавливаются факторы риска и дается оценка соответствия |
экспертиза |
осуществляется с привлечением специалистов узкой специализации |
В рамках государственного аудита проводятся следующие проверки [3]:
1) встречная проверка – проверка третьих лиц (физических и юридических лиц, которые учувствуют в формировании поступлений в бюджет и / или используют бюджетные средства, а также осуществляют управление и использование государственного имущества), которая проводится исключительно по вопросам взаимоотношений с основным объектом государственного аудита в рамках проверяемого вопроса;
2) совместная проверка – проверка, проводимая совместно с органами государственного аудита и финансового контроля и / или государственными органами, в том числе с высшими органами государственного аудита других стран, в согласованные сроки, в рамках единой программы и группы государственного аудита, по результатам которой принимается единый итоговый документ;
3) параллельная проверка – проверка, проводимая с другими государственными органами, в том числе с высшими органами государственного аудита других стран, самостоятельно по согласованным вопросам и срокам проведения с последующим обменом результатами проверок.
Необходимым условием осуществления процесса государственного аудита является организация руководителями органов государственного аудита контроля качества. Контроль качества осуществляется посредством регулярной проверки документов, которые составляются государственными аудиторами в ходе своей деятельности.
Органы государственного аудита и финансового контроля на системной основе осуществляют мониторинг данных ими в аудиторском заключении рекомендаций и направленных для обязательного исполнения предписаний.
Экспертно-аналитическая деятельность осуществляется посредством проведения экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы страны, формирования и исполнения бюджета, а также посредством исследования причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий [6, с. 15].
Таким образом, методология государственного аудита – это неотъемлемая часть организации государственного аудита. Что, в свою очередь, приведет к повышению эффективности работы государственных органов, прозрачности использования бюджетных средств и управления государственными активами, а также противодействию теневой экономике.
1. Koncepciya vnedreniya gosudarstvennogo audita v Respublike Kazahstan, Utverzhdena Ukazom Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 3 sentyabrya 2013 goda № 634.
2. ISSAI 100 «Osnovopolagayuschie principy audita gosudarstvennogo sektora».
3. Zakon Respubliki Kazahstan ot 12 noyabrya 2015 goda № 392-V «O gosudarstvennom audite i finansovom kontrole».
4. Sultanova B.B. Razvitie gosudarstvennogo audita v Respublike Kazahstan // "Қazaқ universitetі" 2014 g. ISBN 978-601-04-0501-01 0,6str. KAZAHSTAN.
5. Nemchenko V.V. Audit. (Osnovy gosudarstvennogo, nezavisimogo professional'nogo i vnutrennego audita): uchebnik rasschitan na ekonomistov, finansistov, buhgalterov, auditorov, prepodavateley, aspirantov, studentov. / pod. obsch. red. prof. Nemchenko V. V., Red'ko O. Yu. - K.: Centr uchebnoy literatury, 2012. - 540 s.
6. Gosudarstvennyy i municipal'nyy audit: uchebnoe posobie dlya magistrov / V.A. Andreev, A.L. Chernyshova, E.V. Koroleva - Vladivostok: VGUES, 2016. - 79 s.
7. Dikan' L.V. Gosudarstvennyy audit: ucheb-metod posobie dlya vuzov izuchat discipliny / L.V. Dikan', O.O. Voronina, Yu.O. Golub, Ch.P. Sinhogina; pod obsch red kand ekon nauk, prof L.V. Dikan' - X: HNEU, 2008 - 164 s.