STATISTICAL REPORTING OF ORGANIZATIONS, SMALL ENTERPRISES AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Statistical reporting is one of the types of documentation that is transmitted to the state statistics authorities.Its forms are set at the legislative level.The article highlights current issues related to the presentation of statistical reports in 2017.

Keywords:
statistical reporting, composition, forms, legal entities, responsibility.
Text

Помимо обязательной налоговой и бухгалтерской отчетности организации и индивидуальные предприниматели должны отчитываться в Росстат. Эта документация отлична от той, которую необходимо подавать в органы налоговой инспекции или внебюджетный фонд. Необходимость ведения статистической документации закреплена Федеральным законом №282-ФЗ от 29.11.2007 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». Порядок ведения статистических документов, требования по их оформлению и подачи информации в контролирующие органы,  утверждены постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».

Непосредственно состав статистической отчетности зависит от ряда факторов:

  • факта участия (либо неучастия) в обследованиях Росстата;
  • категории респондента: микропредприятие, малое, либо среднее предприятие. Критерии для каждой из категорий приведены в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. Категорию организациям и предпринимателям присваивают налоговые органы;
  • вида деятельности, которым занимается организация или индивидуальный предприниматель.

Федеральная служба государственной статистики имеет два вида наблюдения за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей: сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение для малого и среднего бизнеса проводится раз в пять лет. Выборочное наблюдение проводится постоянно. О попадании в выборку Росстат заранее извещает компании письменно или устно. Перечень таких организаций формируется за месяц до срока сдачи отчетной формы.

Представить формы статотчетности, необходимые для сплошного наблюдения за малым и средним бизнесом, можно следующими способами:

– «на бумаге» (лично, через представителя или отправив отчет по почте);

– в электронном виде через спецоператора, предоставляющего услуги электронного документооборота (с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи);

– в электронном виде через портал Web-сбора. Благодаря онлайн-системе все юридические лица могут ею воспользоваться для передачи сведений через сеть Интернет.

Независимо от численности и вида деятельности все организации, которые обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должны сдать ее экземпляр в территориальный орган статистики до 31 марта (за 2016 г. до 31.03.2017). Эта обязанность закреплена в ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Формы статистической отчетности представляются в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Приказом Росстата от 11.08.2016 № 414 утверждены основные формы статистического наблюдения. Данный документ содержит формы как для малых и микропредприятий, так и для юридических лиц, не относящихся к этим категориям.

Пояснения по заполнению конкретных форм отражены в отдельных приказах Росстата. Так, например,  приказом Росстата от 09.12.2014 № 691 утверждены указания по заполнению формы №1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации»; приказом Росстата от 26.10.2015 № 498 (ред. от 06.02.2017) утверждены указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения: №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», №П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», №П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации».

На 2017 г. назначено федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и продажу (наблюдение «затраты – выпуск»). Данное обследование предусмотрено распоряжением Правительства РФ от 14.02.09 № 201-р, периодичность проведения – один раз в пять лет. Участники наблюдения – нефинансовые коммерческие организации, малые предприятия, а также бюджетные, автономные и казенные учреждения. Для каждой категории ведомство утвердило свои бланки (приказ Росстата от 29 июля 2016 г. № 374).

На официальном сайте Росстата ежегодно публикуются табель и альбом действующих статистических форм отчетности, а также календарь их представления.

Необходимо заметить, что в 2017 г. Росстат некоторые формы статистической отчетности, такие как  ТОРГ (микро); 11-тэр; Приложение к ф. № 11-тэр; 2-приватизация; 3-приватизация; 1-приватизация (жилье); 1-этр; 3-сб (вывоз); 1-ВС; 1-АПТ – отменил, а другие претерпели изменения.

В соответствии со статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 №2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» должностные лица, ответственные за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, несут административную ответственность за ее непредставление, нарушение сроков представления сведений и искажение отчетных данных.

Статьей 31.9 КоАП установлена давность исполнения постановления о назначении административного наказания, в соответствии с которой постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Уплата штрафа не освобождает организацию или индивидуального предпринимателя от обязанности представить статистическую отчетность.

Одна из основных функций Росстата заключается в исследовании экономических показателей, поэтому статистическая отчетность необходима для составления и последующего предоставления Правительству отчета о среднем размере заработной платы, количестве занятых в конкретной отрасли людей, степени оснащенности отрасли, конкурентоспособности продукции и т.д. Благодаря Главному межрегиональному центру Росстата бухгалтерская отчетность обрабатывается на основании методологических классификаторов и справочников, в ее работе задействована Главная Администрация  Регистра  Росстата. В обобщенной информации, касающейся субъектов экономической деятельности и результатов их предпринимательской активности, нуждается государство.

 

References

1. Kodeks Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah: ot 30.12.2001 №195-FZ; v red. ot 29.07.2017g.

2. O buhgalterskom uchete: Federal'nyy zakon RF ot 06.12.2011g. №402-FZ.; v red. ot 18.07.2017 g.

3. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federacii: Federal'nyy zakon ot 24.07.2007 №209-FZ; v red. 26.07.2017g.

4. Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya dlya organizacii federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya za zatratami na proizvodstvo i prodazhu produkcii (tovarov, rabot, uslug): prikaz Rosstata ot 29.07.2016 №374; v red. ot 31.01.2017g.

5. Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya dlya organizacii federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya za deyatel'nost'yu predpriyatiy: prikaz Rosstata ot 11.08.2016 №414.

Login or Create
* Forgot password?