ACCOUNTING AND ANALYSIS OF THE EFFECTIVENESS OF PUBLIC FINANCING OF AGRICULTURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents results of analysis of normative-legal documents that contain the definition of the definition of "state aid". The features of recognition and accounting of agricultural enterprises of the funds received in the form of state aid are considered. The method of improving the reflection of public assistance in accounting and financial reporting is proposed. Method of analysis of the effectiveness of the use of state aid on the basis of these financial statements is given.

Keywords:
agriculture; state aid; agricultural enterprises; performance evaluation, efficient use of funds; accounting; financial reporting.
Text

Сельское хозяйство – это стратегически важная отрасль экономики Донецкой Народной Республики; одно из перспективных направлений государственной политики, которое обеспечивает продовольственную безопасность, защиту граждан и повышение качества их жизни.

На сегодняшний день специалисты Министерства агропромышленной политики и продовольствия ДНР занимаются разработкой перспективных программ развития всех отраслей сельского хозяйства, направленных, прежде всего, на определение слабых сторон в развитии и их устранение [1]. Принципиально важным направлением деятельности специалистов агропромышленного комплекса республики (далее – АПК) является разработка программ и мероприятий, направленных на увеличение выработки основных видов сельскохозяйственной продукции высокого качества, что позволит удовлетворить потребности внутреннего рынка и экспортировать достаточные ее объемы. В Донецкой Народной Республике государственная помощь предоставляется предприятиям всех подотраслей сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, выращивание садов и др.

Республика обладает значительными ресурсами для развития данного сегмента экономики. Удельный вес предприятий сельского хозяйства в общем объеме предприятий республики по состоянию на 2016 г. составляет 10,4% (20 из 192 предприятий) [9]. По данным Министерства агропромышленной политики и продовольствия, на территории ДНР 617,8 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, в т.ч. пашня  – 476,3 тыс. га. Из данного объема, в пользовании сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств находится 238,4 тыс. га.

Базовой отраслью аграрного производства является растениеводство. За 2016 г. экспорт зерновых культур составил 96,7 тыс. тонн на сумму 1 млрд руб. В натуральном выражении рост объемов экспорта зерновых в 2016 г., по сравнению с 2015 г. составил 4,8%. На данный момент Министерством агропромышленной политики и продовольствия ДНР уже представлены прогнозные данные на 2017 г. Так, прирост производства продукции сельского хозяйства в 2017 г. по сравнению с 2016 г. составит 13,2%, в денежном выражении – 9% [10].

Само собой разумеется, что таких показателей сельскохозяйственные предприятия не добьются самостоятельно без систематической и своевременной государственной поддержки и государственного финансирования. В связи с чем, интерес для нас представляет изучение теоретических и практических аспектов практики предоставления государственной помощи в Донецкой Народной Республике, а также особенностей ее отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности сельскохозяйственных предприятий.

Проблеме признания и отражения государственной помощи в бухгалтерском учете сельскохозяйственных предприятий уделяется достаточно много внимания в научной литературе. Среди основных российских и украинских исследователей данной темы необходимо отдельно выделить Прокофьеву Н.В., Гузалию С.К., Регину И.Н., Балашову Н.Н., Нуриеву Р.И., Клычову Г.С., Шарапову В.М. и мн. др. Тем не менее данная тема является актуальной и требует дальнейшего изучения в современных экономических условиях.

Цель данной работы состоит в проведении анализа нормативно-правовых документов для определения дефиниции «государственная помощь»; формировании усовершенствованной методики отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности сельскохозяйственных предприятий государственных дотаций; разработке методики оценки экономической и социальной эффективности использования государственной помощи, предоставленной сельскохозяйственным предприятиям.

В первую очередь, необходимо определить, что собой представляет государственная помощь. Анализу экономической эффективности государственной поддержки сельского хозяйства в целом и отдельных ее составляющих в течение многих лет в отечественной научной литературе не уделялось должного внимания. Результатом этого является отсутствие четко сформулированного и законодательно закрепленного определения понятия «государственная помощь».

Так, в Законе Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» не приведено понятия «государственная помощь» и нет классификации ее видов.

В Российской Федерации бухгалтерский учет государственной помощи сельскохозяйственными предприятиями регламентируется Положением бухгалтерского учета (далее - ПБУ) 13/2000 «Учет государственной помощи», которое утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 №92н (ред. от 18.09.2006) [7].

В соответствие с указанными выше документами, государственная помощь – это выгода организации в результате поступления активов (денежных средств или имущества). К основным ее видам относят:

1)           средства на финансирование капитальных расходов,

2)           средства на финансирование текущих расходов.

В нормативно-правовых актах Украины дефиниция «государственная помощь» также отсутствует.

В Положении (стандарте) бухгалтерского учета (далее - П(С)БУ) 15 «Доход», которое утверждено приказом МФУ от 29.11.99 №290, с изменениями от 27.06.2013 №627 [6], приводится понятие «целевое финансирование», которое по своему смысловому содержанию является близким понятию «государственная помощь». Так, целевое финансирование – это денежные средства, которые переданы предприятию на условиях бесплатности, целевого использования, безвозвратности и являются отдельным видом дохода предприятия. Целевому государственному финансированию характерны следующие черты:

1)         предприятие несет обязательство относительно выполнения условий предоставления целевого финансирования;

2)         средства целевого финансирования используются на текущие расходы и капитальные вложения;

3)         предприятие не несет расходов, связанных с его получением [6].

Следует обратить внимание на то, что целевое финансирование предоставляется только в форме денежных средств, тогда как государственная помощь представляет собой более широкое понятие и может предоставляться в виде активов (товаров), услуг, в форме субсидий, льгот, компенсаций и пр.

Наиболее точно дефиниция «государственная помощь» определяется в международной практике. Так, согласно Международному стандарту бухгалтерского учета (далее – МСБУ) 20 «Учет государственных грантов и раскрытие информации о государственной помощи» [5], государственная помощь – это действия Правительства, направленные на предоставление какой-то экономической выгоды определенному предприятию или ряду предприятий, отвечающих определенным критериям. Государственная помощь в соответствие с данным стандартом не включает косвенные выгоды, предоставляемые опосредовано через действия, влияющие на общие условия коммерческой деятельности, например в результате создания инфраструктуры, в районах освоения или наложения ограничений на коммерческую деятельность конкурентов.

Таким образом, из проведенного анализа нормативно-правовых актов следует, что государственная помощь предприятиям сельского хозяйства – это выраженная в денежной форме степень влияния государства на деятельность предприятий сельского хозяйства, с целью обеспечения эффективного развития агропромышленного комплекса государства, путем прямого предоставления активов (денежных средств, имущества и пр.), либо отказа от взимания с предприятия причитающихся соответствующему бюджету доходов.

Государственное финансирование предприятий АПК республики осуществляется в следующих формах: субсидии, кредиты, дотации, льготное налогообложение, предоставление государством гарантий и поручительства, регулирование рыночных цен и т.п. Новая система налогообложения Донецкой Народной Республики также была разработана с учетом направленности на стимулирование развития агарного бизнеса.

Деятельность сельскохозяйственных предприятий, которые могут быть созданы в форме юридического лица или физического лица – предпринимателя, по производству и реализации сельскохозяйственной продукции регулируется Законом ДНР «О фермерском хозяйстве» [3]. Статьей 3 этого законодательного акта определены основные положения государственной поддержки и гарантий деятельности фермерских хозяйств, такие как:

1)         государство оказывает поддержку фермерским хозяйствам, в т.ч. посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа к финансовым и иным ресурсам;

2)         фермерские хозяйства имеют право на поставку товаров для государственных нужд, право на формирование и участие в обеспечении государственного заказа;

3)         ежегодно органы государственной власти и органы местного самоуправления предусматривают денежные средства в проектах местных бюджетов на поддержку фермерского хозяйства [3].

Осуществление государственного финансирования сельскохозяйственных предприятий в ДНР осуществляется с учетом особенностей развития АПК республики.

Достоверных и полных данных об объемах государственной помощи, которая предоставляется органами государственной власти ДНР сельскохозяйственным предприятиям, на официальных ресурсах Главного управления статистики ДНР не представлено. Тем не менее, можно отметить, что государством выделяются значительные бюджетные средства, направленные на поддержку и стимулирование развития сельского хозяйства в республике.

В ст. 199 Закона ДНР «О налоговой системе» указано, что для осуществления контроля над начислением и уплатой сельскохозяйственного налога, а также для определения соотношения предельного количества сельскохозяйственной продукции, которая может быть выращена (произведена) и размера земель сельскохозяйственного назначения, используемых для такого выращивания (производства) (в т.ч., для нужд собственного потребления физическими лицами) плательщики налога не реже одного раза в квартал предоставляют в органы статистики и Министерство агропромышленной политики и продовольствия ДНР информацию о произведенной (реализованной) сельскохозяйственной продукции (изготовленных товарах, предоставленных услугах). То есть соответствующие органы государственной власти, регулярно осуществляют контроль такого вида государственной поддержки, как льготное налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей [2].

Поскольку государственная помощь сельскохозяйственным производителям определяет объем, выделенных из бюджета ДНР средств и иные виды помощи, полученные сельскохозяйственными товаропроизводителями в результате реализации программ Министерства агропромышленного развития и продовольствия ДНР, то для ее оценки предлагаем использовать следующую методику:

ГП = ПФ + Ц + НД                       (1)

где,     ГП – государственная помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям (тыс. руб.);

          ПФ – прямое предоставление средств (имущества или денежных средств) (тыс. руб.);

          Ц – установленные цены на сельскохозяйственную продукцию (тыс. руб.);

          НД – невостребованные государством доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей (тыс. руб.).

При этом невостребованные доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей представляют собой совокупность предоставленных налоговых льгот, бюджетных кредитов, государственных гарантий, а также выгод, полученных от реструктуризации долгов, поэтому определяются следующим образом:

НД = НЛ + БК + Г + РД                (2)

где,     НЛ – налоговые льготы (тыс. руб.);

          БК – бюджетные кредиты (тыс. руб.);

          Г – государственные гарантии (тыс. руб.);

          РД – выгоды, полученные от реструктуризации долгов (тыс. руб.).

Для расчета эффективности использования бюджетных средств целесообразно использовать показатели, приведенные нами в табл. 1:

 

Таблица 1

Показатели оценки эффективности использования государственных целевых дотаций

№ п/п

Наименование показателя

Формула

Содержание

1

Эффективность использования государственной помощи, предоставленной для обновления основных фондов (приобретение / восстановление земельных участков, приобретение животных, техники и т.д.)

Эф.ГП%= [endif]-->%

ΔОС – изменение основных средств, как в целом, так и по основным видам;

ГП% – сумма государственной помощи, предоставленной на уплату процентов по кредиту

2

Эффективность использования государственной помощи, предоставленной на приобретение материальных запасов

Эф. ГП мз = МЗ / ГП мз

МЗ – сумма осуществленных предприятием материальных затрат в отчетном периоде;

ГП мз – субсидии, полученные на компенсацию осуществленных затрат

3

Эффективность использования государственной помощи, полученной на компенсацию затрат по краткосрочным займам

ЭГП кк = МЗ / ГП кк

МЗ – сумма осуществленных предприятием соответствующих материальных затрат в отчетном периоде;

ГП кк – сумма государственной помощи, полученной на уплату процентов по краткосрочным займам

4

Эффективность использования государственной помощи, предоставленной на конкретный вид сельскохозяйственной помощи

ЭГПп = ВП / ГПп

ВП – общий выпуск продукции соответствующего вида в отчетном периоде;

ГПп – сумма государственной помощи, полученной на поддержку выпуска конкретной продукции.

5

Социальная эффективность использования государственной помощи

СЭГП = (ФОТ11) / (ФОТ00)

ФОТ1 – фонд оплаты труда текущего периода, в котором получена помощь;

ФОТ0 – фонд оплаты труда предыдущего периода, в котором не было государственного финансирования;

Ч1 – численность персонала текущего периода;

Ч0 – численность персонала в предыдущем периоде.

Источник: составлено авторами

 

Выбор того или иного показателя из ряда предложенных в табл. зависит от направления использования бюджетных средств.

Следует отметить также, что в современных условиях развития экономики Донецкой Народной Республики особый интерес представляет расчет социальной эффективности использования государственных средств, которая отражает создание обоснованных социальных преимуществ по сравнению с существующими условиями труда по виду деятельности, подлежащему государственному финансированию, в т.ч. в увеличении средней заработной платы работников, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции (выполнении работ, оказании услуг).

Информационной базой для расчета, представленных в работе, показателей являются данные о предоставленной государственной помощи, которые отражены на соответствующих счетах аналитического учета, а также информация, приведенная в финансовой отчетности конкретного предприятия.

Для целей бухгалтерского учета под государственной помощью сельскохозяйственным предприятиям подразумевается увеличение экономической выгоды предприятия в результате получения от государства денежных средств или иного имущества.

Для обобщения информации о движении таких средств, сельскохозяйственные предприятия Донецкой Народной Республики используют счет «Целевое финансирование и целевые поступления». На данном счете ведется учет и обобщается информация о наличии и движении средств финансирования мероприятий целевого назначения, в т.ч. полученной гуманитарной помощи.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций №291 от 30.11.99 предусмотрено, что средства целевого финансирования и целевых поступлений могут предоставляться в виде субсидий, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов, целевых взносов других физических и юридических лиц и пр. [4].

По кредиту счета 48 «Целевое финансирование и целевые поступления» отражаются средства целевого назначения для финансирования определенных мероприятий (в т.ч. государственная помощь сельскохозяйственным предприятиям), по дебету – использование сумм по определенным направлениям, признание их доходом, а также возврат неиспользованных сумм.

Аналитический учет средств целевого финансирования и целевых поступлений организовывается в разрезе их назначения, по источникам поступления, по степени влияния на производство, по отношению к сферам деятельности и по другим направлениям. Так, для аналитического учета полученных государственных дотаций могут использоваться такие счета второго порядка (в разрезе сфер деятельности) к субсчету 482 «Средства из бюджета и государственных целевых фондов» счета 48 «Целевое финансирование и целевые поступления»:

–          аналитический счет 482.1 «Государственная помощь, полученная на компенсацию затрат по приобретению необоротных и оборотных активов»»

–          аналитический счет 482.2 «Государственная помощь, полученная на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции»;

–          аналитический счет 482.3 «Государственная помощь, связанная с предоставлением услуг».

Использование предложенных аналитических счетов позволит детально распределять полученную государственную помощь по соответствующим видам; упростит процесс документирования и отражения в финансовой отчетности. Перечисленные аналитические счета должны быть обязательно зафиксированы в Рабочем плане счетов в Приказе об учетной политике предприятия.

В теории бухгалтерского учета существует два основных подхода бухгалтерского учета государственной помощи (п.13 МСБУ 20):

1)         С позиции доходов – государственная помощь относится в состав доходов одного или нескольких отчетных периодов.

2)         С позиции капитала – государственная помощь прямо относится в кредит одного из счетов капитала [5].

В практике отечественных сельскохозяйственных предприятий целесообразнее использовать второй подход бухгалтерского учета государственной помощи, который, при всех своих положительных качествах, является несовершенным и требует доработки с учетом национальных особенностей учета.

Задолженность перед бюджетом по предоставленной государственной помощи необходимо отражать на отдельном счете «Расчеты с бюджетом по суммам государственной помощи», организовывая при этом аналитический учет в разрезе источников получения средств (республиканский, местный бюджет, организации, действующие от лица государства).

Информацию о задолженности перед поставщиками за продукцию, на приобретение которой получена государственная помощь, необходимо отражать на отдельном счете «Расчеты с поставщиками из сумм государственной помощи» в разрезе каждого контрагента, а также видов приобретаемой продукции.

Основными условиями при предоставлении бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям является их целевое и эффективное использование. При выполнении этих требований суммы полученной государственной помощи включаются в состав капитала предприятия. В случае же если указанные условия не выполняются, предприятие обязано возвратить такую помощь, что в бухгалтерском учете отражается записью:

1)         до включения сумм государственной помощи в состав капитала предприятия:

Дт «Расчеты с бюджетом по суммам государственной помощи»

Кт «Текущий счет в банке»

2)         после включения сумм государственной помощи в состав капитала предприятия:

Дт «Целевое финансирование»

Кт «Расчеты с бюджетом по суммам государственной помощи»

Использование подхода бухгалтерского учета государственной помощи с позиции капитала дает возможность предоставить всем заинтересованным пользователям полную и объективную информацию о деятельности сельскохозяйственного предприятия и о суммах предоставленного государственного финансирования. Рассмотренная методика отражения государственной помощи позволяет учесть и отразить на счетах суммы осуществленных за счет финансирования расходов, а также возврат целевого финансирования при невыполнении основных условий его использования.

Информация, которая отражается в финансовой отчетности предприятия, позволяет предоставить пользователям точную, достоверную информацию и своевременные данные об основных показателях деятельности сельскохозяйственного предприятия [8]. Принципиальное значение в процессе составления финансовой отчетности имеет раскрытие информации о суммах, полученных предприятием средств из бюджета.

В современных условиях, когда сельскохозяйственным предприятиям Донецкой Народной Республики выделяются большие объемы государственных средств, необходимым становится внесение изменений и в формы финансовой отчетности. Так, на наш взгляд, в бланках форм отчетности нужно произвести следующие изменения:

1)         во втором разделе пассива Баланса добавить строку 1530 «Государственная помощь», по которой предприятия будут отражать полученную государственную помощь нарастающим итогом с начала отчетного периода;

2)         внести изменения в форму 3 «Отчет о собственном капитале» путем добавления графы «Целевое финансирование»;

3)         в Примечаниях к годовой финансовой отчетности отражать цены на реализованную сельскохозяйственную продукцию; применяемую систему налогообложения; сумму долгов, подлежащую реструктуризации; сумму предоставленных бюджетных кредитов и процентные ставки по ним; полученные от государства гарантии и поручительства и пр. аналогичную информацию;

4)         использовать практику Российской Федерации и обязать сельскохозяйственные предприятия Донецкой Народной Республики подавать форму годовой статистической отчетности типа №10-АПК (Отчет об использовании средств целевого финансирования), типовой бланк которой должен быть адаптирован под деятельность отечественных предприятий, а также совершенствоваться и изменяться по мере развития сельского хозяйства в республике.

Результатом проведенного исследования по совершенствованию бухгалтерского учета государственной помощи сельскохозяйственными товаропроизводителями стали следующие рекомендации:

1.         Следует внести коррективы в законодательные и нормативно-правовые акты ДНР, в части  определения понятия «государственная помощь», привести классификацию ее видов и осветить особенности правового регулирования  учета государственных дотаций и порядок раскрытия информации о них в отчетности. Так, наиболее приемлемым определением государственной помощи считаем «совокупность мероприятий по стимулированию развития того или иного предприятия органами государственной власти, которое осуществляется путем предоставления предприятию определенных экономических выгод (субсидий, дотаций, льгот, предоставления товаров, денежных средств, услуг и пр.)».

2.         Усовершенствовать методику бухгалтерского учета государственной помощи путем использования сельскохозяйственными предприятиями таких счетов:

«Расчеты с бюджетом по суммам государственной помощи» (для отражения поступления и возврата государственной помощи, а также ее включения в состав капитала);

«Расчеты с поставщиками из сумм государственной помощи» (для отражения возникновения и погашения задолженности перед поставщиками за счет бюджетных средств).

Аналитический учет средств государственной помощи организовывать в разрезе их назначения и по источникам поступления на счетах третьего порядка к субсчету 482 «Средства из бюджета и государственных целевых фондов».

3.         Усовершенствовать применяемые формы финансовой отчетности (Баланс, Отчет о собственном капитале и Примечания к годовой финансовой отчетности) в части отражения сельскохозяйственными товаропроизводителями информации о государственной помощи, полученной в виде целевого финансирования.

4. Анализ продуктивности направлений государственных дотаций сельскохозяйственным предприятиям осуществлять по предложенной методике их экономической и социальной эффективности, что позволит предоставить пользователям финансовой отчетности информацию о качестве ее использования, изменении объемов предоставляемой государственной помощи и о размерах произведенной за ее счет сельскохозяйственной продукции.

References

1. V DNR razrabatyivayutsya programmyi razvitiya razlichnyih otrasley selskogo hozyaystva // Ofitsialnyiy sayt Donetskoy Narodnoy Respubliki. 26.10.2016. URL: http://dnr-online.ru/v-respublike-razrabatyvayut-programmy-razvitiya-razlichnyx-otraslej-selskogo-xozyajstva/(data obrascheniya: 05.12.2016).

2. Zakon «O nalogovoy sisteme Donetskoy Narodnoy Respubliki» №99-INS ot 25.12.2015 g., deystvuyuschaya redaktsiya po sostoyaniyu na 27.10.2016 // Ofitsialnyiy sayt Narodnogo Soveta Donetskoy Narodnoy Respubliki. 2016. URL: http://dnrsovet.su/zakon-o-nalogovoj-sisteme-donetskoj-narodnoj-respubliki/(data obrascheniya: 06.12.16).

3. Zakon Donetskoy Narodnoy Respubliki «O fermerskom hozyaystve» #110-INS ot 27.02.2016, deystvuyuschey redaktsiey ot 17.03.2016 g. // Ofitsialnyiy sayt Narodnogo Soveta DNR. 2016. URL: http://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/zakon-o-fermerskom-hozyajstve-donetskoj-narodnoj-respubliki/(data obrascheniya: 09.12.2016).

4. Instruktsiya po primeneniyu Plana schetov buhgalterskogo ucheta aktivov, kapitala, obyazatelstv i hozyaystvennyih operatsiy predpriyatiy i organizatsiy #291 ot 30.11.99 s izmeneniyami #573 ot 18.06.2015 // Buhgalter 911. 05.09.2016. URL: https://buhgalter911.com/normativnaya-baza/instr-plan-rah/plan-rah/instrukciya-pro-zastosuvannya-1021038.html(data obrascheniya: 07.12.16).

5. Mezhdunarodnyiy standart buhgalterskogo ucheta 20 «Uchet gosudarstvennyih grantov i raskryitie informatsii o gosudarstvennoy pomoschi» ot 01.01.2012 // Ofitsialnyiy veb-portal VRU. 2016. URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/929_041(data obrascheniya: 06.12.16).

6. Polozhenie (standart) buhgalterskogo ucheta 15 «Dohod», utverzhdennyiy prikazom MFU ot 29.11.99 #290, s izmeneniyami ot 27.06.2013 #627 // Buhgalter 911. 09.09.16. URL: https://buhgalter911.com/normativnaya-baza/instr-plan-rah/standart-buhgalterskogo/pologhennya-standart-buhgaltersykogo-1021481.html(data obrascheniya: 03.12.16).

7. Polozhenie buhgalterskogo ucheta «Uchet gosudarstvennoy pomoschi» (PBU 13/2000), utverzhdennoe prikazom Minfina Rossii ot 16.10.2000 #92n (red. ot 18.09.2006) // Ofitsialnyiy sayt kompanii «KonsultantPlyus». 2016. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29296/(data obrascheniya: 04.12.16).

8. Prodanova N.A., Sumkova N.G. Kachestvo upravleniya kompaniey kak faktor, opredelyayuschiy dostovernost finansovoy otchetnosti // Biznes i dizayn revyu. 2016. T. 1. # 2 (2). S. 1-7 [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_26209932_29397408.PDF/(data obrascheniya: 08.02.2017).

9. Promyishlennyiy potentsial Donetskoy Narodnoy Respubliki. Ofitsialnyiy katalog. // Ofitsialnyiy sayt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya DNR. 2016 god URL: http://mer.govdnr.ru/images/phocadownload/Katalog-predpriiatii-DNR.pdf(data obrascheniya: 04.02.17).

10. Selskoe hozyaystvo DNR: obzor otrasli (chast II, III) // DNR-LIVE/ Pervyiy delovoy portal. 23.01.2017. URL: http://dnr-live.ru/selskoe-hozyaystvo-dnr-obzor-otrasli-chast-ii/(data obrascheniya: 04.02.17).

Login or Create
* Forgot password?