Abstract and keywords
Abstract (English):
Models related to current and total estimation of junior school pupils’ meta subject results achievement are considered in this paper, and each model’s features are proved. Possibilities of pedagogical diagnostics in estimation of meta subject results are discussed in detail. The offered material allows a teacher to choose the most adequate models of assessment proceeding from specifics of meta subject results themselves.

Keywords:
meta subject results, estimation, work model, standardized written work, pedagogical diagnostics, conclusions’ reliability, predictive value.
Text

За три года работы российской начальной школы по новому Федеральному государственному образовательному стандарт у начального общего образования (ФГОС НОО) удалось найти ответы на многие вопросы. Однако одной из самых острых проблем остается организация образовательного процесса, направленного на получение метапредметных результатов и выбор способов итоговой и текущей оценки их достижения.

В п. 13 ФГОС НОО зафиксировано, что предметом итоговой оценки освоения обучающимися Основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов ее освоения, необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке выделены два вида результатов:

  1. промежуточной аттестации обучающихся, которые отражают динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования;
  2. итоговых работ, характеризующих уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Следовательно, педагог начальной школы в ходе текущего контроля должен уметь оценивать уровень достижения его учащимися метапредметных результатов, а в конце четвертого класса провести итоговое оценивание достижения метапредметных результатов.Данные положения стандарта выдвигают серьезные требования к качеству контрольно-оценочной деятельности педагогов начальной школы. При этом очевидно, что педагогам нецелесообразно использовать психологические методики диагностики, им необходимо иметь собственный педагогический инструментарий оценки метапредметных результатов учащихся.

Создание одной-единственной модели оценки метапредметных результатов невозможно, поскольку результаты эти очень разнородны. Приведенный в п. 11 ФГОС НОО список метапредметных результатов включает 16 позиций, каждая из которых, в свою очередь, имеет несколько составляющих, поэтому оценка явно должна быть многокомпонентной. Таким образом, перспективным является создание нескольких моделей оценки метапредметных результатов.

References

1. Vinogradova N.F. Planiruemye rezul´taty osvoeniya Osnovnoy obrazovatel´noy programmy nachal´nogo obshchego obrazovaniya i ikh otsenka [Expected outcomes of the educational program mastering basic primary education and their evaluation]. Nachal´noe obrazovanie [Primary Education]. 2011, no. 2, p. 3-15.

2. Kovalevа G.S. Itogovaya attestatsiya vypusknikov nachal´noy shkoly: kompleksnaya rabota [Final certification of primary school leavers : a comprehensive work]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 75 p.

3. Asmolov A.G. Kak proektirovat´ universal´nye uchebnye deystviya v nachal´noy shkole: ot deystviya k mysli: posob. dlya uchitelya [How to design a universal learning activities in elementary school : from action to thought : benefits]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2009. 151 p.

4. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii. Federal´nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (red. ot 25.11.2013 g.) [On Education in the Russian Federation. Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (as amended on 25.11.2013]. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (Accessed 10 January 2014).

5. Otsenka dostizheniya planiruemykh rezul´tatov v nachal´noy shkole: ucheb. izdanie. V 3 ch. [Assess the achievement of the expected results in the primary school. In 3 parts]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010, Part 1. 215 p.

6. Otsenka dostizheniya planiruemykh rezul´tatov v nachal´noy shkole: ucheb. izdanie. V 3 ch. [Assess the achievement of the expected results in the primary school]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2012, Part 3. 273 p.

7. Savinov E.S. Primernaya osnovnaya obrazovatel´naya programma obrazovatel´nogo uchrezhdeniya. Nachal´naya shkola [Approximate basic educational program of an educational institution. Elementary School]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 204 p.

8. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart nachal´nogo obshchego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 06.10.2009 g. № 373 (s izmeneniyami ot 26.11.2010 g.). [Federal State Educational Standard primary education. Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 06.10.2009 № 373 (as amended on 26.11.2010)]. (in Russian)

Login or Create
* Forgot password?