In the article authors note markable tendency leading to complication of variety of professional activities which don’t require one exact professional competence but different professional competences by their content. Wherein complex professional activities have professional status of activity of so named poliprofessional profile and require formation of competence environment which is called «poliprofessional competence». So named poliprofessional qualities and skills connected to main directions or functions of complex activity and following competences are very important in complex activities of poliprofessional profile. Authors note that policompetence content of complex professional activities force solving the problem of professionalism of subject of this activity in the new light. By virtue of its relevance and compliance with the current realities the ideas of poliprofessionalism should find its’ refection in the training practice for specialists in the institutes of higher education. Now it is important to train the specialist not only to be competent but to be poliprofessional in any field.
acmeology, poliprofessionalism, poliprofessional competence, complex multifuctional activities, poliprofessional profile
В публикациях, связанных с анализом социально-экономической ситуации в
нашей стране, в выступлениях руководителей государства часто можно встретить
суждения о том, что сейчас в управлении, предпринимательстве,
здравоохранении, образовании и других сферах особенно остро ощущается
недостаток настоящих профессионалов. Это справедливые утверждения, однако
надо заметить, что у нас в стране отношение к профессионализму и
профессионалам всегда было двойственным: с одной стороны, постоянно
декларировалась большая потребность в них, а с другой — отсутствовал внятный
и реальный запрос на профессионализм. Особенно наглядно это проявлялось в
кадровой политике, когда на высокие должности назначались лица лишь по
критерию принадлежности к команде или семье, и предпринимательстве, где
немалая действует доля серых схем и теневых операций, на которые настоящие
профессионалы не пойдут в силу высокой нормативности их поведения и
деятельности.
Доминирование непрофессионализма наносит стране огромный ущерб,
поэтому важно, чтобы профессионализм стал главным критерием при решении
40
кадровых вопросов во всех сферах жизнедеятельности страны. Для этого
необходимо соответствующее научное обеспечение, потому что проблема
профессионализма весьма сложная, недостаточно разработанная и требующая
глубокого изучения.
В науке интерес к проблеме профессионализма всегда был большим. В
настоящее время она разрабатывается в социологии, экономике, философии и
психологии (В.К. Белолипецкий, В.Г. Игнатов, А.В. Понеделков, В.А. Су- лимов,
А.И. Турчинов и др.). Однако наиболее результативными следует при- знать
психолого-акмеологические исследования, в которых именно профессионализм
является важнейшей базовой категорией (А.А. Деркач, В.Г. За- зыкин, Н.В.
Кузьмина, А.А. Реан и др.). В этих исследованиях было раскрыто психолого-
акмеологическое содержание феномена профессионализма, обоснован его
понятийный аппарат, разработаны критерии оценки профессионализма, пути и
методы его развития, было показано, что профессионализм имеет системную
организацию и состоит из нескольких подсистем (профессионализма личности и
деятельности, нормативной регуляции, образных представлений). Были
разработаны психолого-амеологические модели профессионализма, частные
акмеологические концепции профессионализма и его развития (А.А. Деркач, В.Г.
Зазыкин, А.К. Маркова и др.). Проблема профессионализма активно
разрабатывается в прикладных направлениях акмеологии, особенно в акмеологии
управления [2, 4, 5].
В психолого-акмеологических исследованиях профессионализма всегда
подчеркивалась важная роль такого личностно-профессионального свойства, как
профессиональная компетентность. Она, по сути, является центральным звеном,
главной составной частью профессионализма, ведь без высокого уровня
компетентности невозможно стать профессионалом. В акмеологии и психологии
профессиональная компетентность позиционируется прежде всего как сложное
личностно- профессиональное свойство субъекта деятельности, не сводимое
только к профессиональной эрудиции или квалификации, а проявляющееся
прежде всего в сфере признанного и авторитетного профессионального ведения.
Понятие «ведение» близко по содержанию к понятию «компетенция» как сфере
приложения общей системы соответствующих профессиональных знаний,
умений, профессионального статуса в области их проявления. Иными словами,
сущностью компетенции является общепризнанная сфера авторитетного
профессионального ведения, имеющая определенные границы [7].
Полученные в научных исследованиях результаты, безусловно, являют- ся
значимыми для разработки проблемы профессионализма. В то же время их можно
рассматривать как ее первый срез, ибо профессиональные реалии
свидетельствуют о том, что необходимо более глубокое изучение, в том числе
основанное современных профессиональных феноменах и направлениях их
изменения. Эта необходимость об- условливается, в первую очередь, тенденцией,
связанной с возрастанием роли и доминированием так называемых сложных
полипрофессиональных видов деятельности. Полипрофессиональными
называются виды деятельности, выполнение которых осуществляется в разных
сферах компетенций и соответственно требует разных по своему содержанию и
научному обеспечению видов компетентности. Полипрофессиональные виды
41
деятельности существовали всегда. Примером может служить деятельность
земских врачей, которые были и терапевтами, и хирургами, и невропатологами и
т. д. К полипрофессиональной можно отнести деятельность руководителей так
называемых системообразующих (головных) предприятий, выпускающих
высокотехнологичную продукцию, содержащую разные компоненты, и имеющих
большое количество «смежников».
Заметим, сейчас рыночная экономика диктует такие условия и требования,
которые приводят к тому, что полипрофессиональных видов деятельности
становится существенно больше. И эта тенденция будет сохраняться в обозримом
будущем, так как она обусловлена как экономическими причинами (такие
специалисты могут работать, что называется, за троих), так и снижением влияния
технократичности управления, при доминировании которого управление
человеческими ресурсами стояло чуть ли не последнем месте. Вследствие этого в
таких традиционных полипрофессиональных видах деятельности, как
управленческая, значительно повысилась роль психологической и
акмеологической компетентности, позволяющей вести работу по восполнению и
преумножению человеческих ресурсов.
Естественно, полипрофессиональная деятельность требует от ее субъекта не
просто профессиональной компетентности, а компетентности в различных
сферах. В этом случае речь идет о пространстве компетентностей, или
поликомпетентности, или полипрофессиональной компетентности.
Наиболее наглядно роль полипрофессиональной компетентности про-
является в предпринимательской деятельности. Профессиографический анализ
предпринимательской деятельности позволил описать важнейшие ее направления,
среди которых: управление, организация взаимодействия, экономическая
деятельность, прогностическая деятельность, оценочная деятельность, правовая
деятельность, рекламная деятельность и другие ее составляющие, которые
связаны единой целью — получением прибыли. Значимость этих компонентов
сопоставима. Для успешной предпринимательской деятельности необходимо
обладать соответствующими данным направлениям компетентностями —
управленческой, психологической, кадроведческой, экономической, правовой,
собственно профессиональной, компетентностью в сфере рекламных
коммуникаций и РR-взаимодействия и многими другими. Они требуют различных
знаний и умений, в том числе не связанных между собой.
Иными словами, компетентность в предпринимательстве представляет
собой пространство из названных компетентностей, которое в совокупности
образует единую систему. Системные связи определяются общей целью
предпринимательской деятельности и целями ее направлений, то есть речь
должна идти не о компетентности, а о поликомпетентности.
Проблема полипрофессиональной компетентности была поставлена
относительно недавно и разрабатывалась преимущественно в связи с
необходимостью подготовки в педагогических вузах специалистов
полипрофессионального профиля (Н.В. Кузьмина, Н.Н. Пачина, Н.П. Фетискин и
др.). Ее психологическое и акмеологическое содержание наиболее полно
разработано в трудах Н.Н. Пачиной [9]. В част- ности, в ее изложении
полипрофессиональная компетентность представляла собой структурно-
42
динамическое интегративное новообразование, направленное на решение
внутрипрофессиональных и межпрофессиональных задач, то есть систему
внутрипрофессиональных и межпрофессиональных компетентностей. Было
установлено, что при профессиональной подготовке специалистов в русле идеи
полипрофессиональной компетентности необходимо выделить «акмеологическое
ядро» ее развития, включающее в себя следующие виды компетентности:
профессиологическую, аутопсихологическую, акмеологическую и
интегративную. Каждая из них состоит из мотивационного, когнитивного,
регулятивного и рефлексивного компонентов.
Разработка проблемы полипрофессиональной компетентности у субъектов,
занимающихся сложной много- функциональной деятельностью, обусловила
выход на более масштабные уровни. Так была сформулирована проблема
полипрофессионализма. Действительно, если деятельность поли-
профессиональная, а ее направления и компетенции являются равнозначимыми,
то правильнее было бы говорить не о профессионализме субъекта, а о его
полипрофессионализме.
Первые работы в русле идеологии полипрофессионализма проводились в
рамках педагогической психологии и акмеологии (И.А. Валеева, Д.М. Вечедов,
Н.Е. Казакова, Н.В. Кузьмина, Л.Ф. Лунева, О.Г. Носкова и др.). В дальнейшем
исследования стали осуществляться в собственно акмеологическом русле, то есть
стали направляться на изучение полипрофессионализма как системы
профессионализма различной направленности, имеющей разный научный базис
— управление, право, психологию, педагогику, акмеологию и пр.
Дальнейшая разработка проблемы позволила исследователям вы- сказать
предположение о том, что полипрофессионализм как личностно-
профессиональное свойство не сводится к совокупности знаний, умений и
навыков в разных профессиональных сферах, имеющих высокий уровень
развития, а представляет собой единую функциональную систему различных
видов профессионализма, необходимую для эффективного выполнения сложной
профессиональной деятельности, в которой каждый вид профессионализма
является подсистемой.
В данном понимании полипрофессионализм, безусловно, можно позиционировать
как «метапрофессионализм», «интегративный профессиона- лизм» и прочее,
терминологический аппарат проблемы полипрофессионализма в настоящее время
обосновывается и уточняется. Главное, что в сложных полипрофессиональных
видах деятельности признано существование единой системы различных видов
профессионализма (по направлениям деятельности или выполняемым функциям),
которая сейчас называется полипрофессионализмом.
Исходя из современного понимания категории профессионализм (А.А.
Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина и др.) можно утверждать, что
полипрофессионализм следует также рассматривать в единстве его
составляющих:
– полипрофессионализма деятельности;
– полипрофессионализма личности.
В соответствии с данным подходом и с опорой на акмеологические
исследования профессионализма были обоснованы следующие определения.
43
Полипрофессионализм деятельности — качественная характеристика
субъекта труда, проявляющаяся в следующих свойствах:
– высокий уровень полипрофессиональной компетентности и
полипрофессиональной квалификации;
– разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, со-
ответствующих полипрофессиональной компетентности, в том числе
основанных на творческих решениях;
– совершенное владение современными алгоритмами и способами решения
разнообразных профессиональных задач, соответствующих разным
компетенциям;
– высокая стабильная результативность деятельности;
– устойчивая тенденция повышения результативности.
С акмеологической точки зрения, отмеченные свойства могут развиваться в
широком диапазоне и быть составляющими профессионального «акме».
Полипрофессионализм личности — это качественная характеристика субъекта
труда, проявляющаяся в следующих свойствах:
– высокий уровень развития профессионально важных и личностно- деловых
качеств, соответствующих полипрофессиональной компетентности;
– высокий уровень развития акмеологических инвариантов профессионализма;
– креативность личности и деятельности;
– высокий осознанный уровень профессиональных и личностных притязаний;
– характеристики мотивационной сферы и ценностных ориентаций, на-
правленные на прогрессивное личностное и профессиональное развитие;
– высокий уровень нормативности регуляции деятельности и отношений.
Отмеченные свойства подлежат дальнейшему развитию, которое
происходит у тех, кто направлен на достижение профессионализма и
профессионального «акме».
Таким образом, полипрофессионализм в акмеологическом понимании —
это не только развитие профессионализма «вглубь» (повышение уровня
специальной компетентности, специальных навыков и умений, развития
важнейших личностно-профессиональных качеств, креативности и пр.), но и
расширение пространства профессионализма. Это расширение связано в пер- вую
очередь с освоением новых компетенций и совершенствованием в них, а также их
интегрированием в единую систему поликомпетентности, которая является
важной составной частью полипрофессионализма. Такое расширение
пространства сходно с акмеологическим феноменом развития субъектности,
проявляющимся прежде всего именно в расширении субъектного пространства.
Идея полипрофессионализма в психологии и акмеологии пока завоевывает
научные позиции, доказывает свою значимость и перспективность. В то же время
очевидно, что полипрофессиональная подготовка специалистов существенно
повысит их конкурентоспособность на рынке труда, даст новые, более высокие
эталоны и стандарты профессионализма.
Для дальнейшей углубленной разработки проблемы полипрофессионализма
необходимы координированные масштабные исследования в пространствах
сложных видов профессиональной деятельности.
1. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya. SPb.: Piter, 2003.
2. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiya upravleniya. Kazan´: TsIT, 2008.
3. Derkach A.A., Zazykin V.G. Ot podgotovki spe- tsialistov k podgotovke professionalov. Pro- fessional´noe obrazovanie. 2013. No 11. S. 10- 12.
4. Derkach A.A., Zazykin V.G. Professionalizm deyatel´nosti v osobykh i ekstremal´nykh usloviyakh. M.: RAGS, 2004.
5. Zazykin V.G. Osnovy akmeologicheskoĭ teorii professionalizma v upravlenii. M.: MAAN, 2004.
6. Zazykin V.G. Osobennosti izucheniya akmeologicheskogo ob´´ekta . Akmeologiya. 2012. No 3. S. 20-26.
7. Zazykin V.G., Karpenko A.S. Psikhologicheskaya kompetentnost´ rukovoditelya. M.: IPK GS, 2008.
8. Pachina N.N. Poliprofessional´naya kompetentnost´: akmeologicheskiĭ rakurs rassmotreniya. Paradigmal´nye osnovaniya psikhologii kompetentnosti : materialy I Vseros. simpoziuma (Kostroma, 3 fevr. 2012 g.). Kostroma, 2012. S. 69-74.
9. Pachina N.N. Akmeologiya razvitiya poliprofessional´noĭ kompetentnosti : avtoref. dis.... d-ra psikhol. nauk. Kostroma, 2013.
10. Pachina N.N. Razvitie poli professional´noĭ kompetentnosti sub´´ekta vyssheĭ shkoly. Akmeologiya. 2012. No 2. S. 49-54.