The article describes the Lawfull investigator`s Authority in Tajik Criminal Law, analis of his rights and obligations.
criminal procedure code, lawfull investigator, lawfull investigator`s authority, criminal procedure
С приобретением независимости в Республике Таджикистан происходят глубокие изменения в социально-экономических и политико-правовых сферах, формируется государственно-правовая структура, создаются новые правовые институты и, соответственно, новое законодательство, совершенствуется и судебно-правовая система.
Анализ теории и практики реализации полномочий следователя в Таджикистане указывает на необходимость тщательного изучения вопроса о более чёткой разработке и регламентации статуса следователя, его процессуальных полномочий. Потому что в настоящее время целый ряд вопросов, связанных с правами и обязанностями следователя, не находит единообразного разрешения в теории и практике. Исследование правового статуса следователя в уголовном процессе позволяет более подробно охарактеризовать основополагающие начала, на которых построено предварительное расследование. На стадии предварительного расследования наиболее полно реализуется значительная часть норм уголовно-процессуального закона и большая часть научных рекомендаций криминалистики.
Согласно п. 7 ст. 6 УПК РТ [5], следователь представляет собой государственное должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах компетенции, установленной УПК РТ. Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обязанности и обладающим определёнными правами, которые чётко определены законом.
Следователь занимает специфичное положение в уголовном процессе. Его деятельность осуществляется в трёх стадиях: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Неразрывная связь процессуальных прав и обязанностей – характерная особенность положения следователя. Интересы законности требуют, чтобы следователь точно и четко выполнял возложенные на него законом права и обязанности. Следователь обязан руководствоваться предписаниями закона о со¬держании и направлении его деятельности. Он должен в полном объеме реализовывать задачи, установленные УПК РТ [5]. При осуществлении функции государственного принуждения его профессиональный долг заключается в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Он обязан подходить к расследованию каждого уголовного дела с позиции государственных, а не узкопрофессиональных интересов.
Круг полномочий следователя по действующему законодательству Республики Таджикистан закреплён в ст. 39 УПК РТ [5]. УПК РТ предоставляет следователям прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, Агентства по контролю за наркотиками при Президенте РТ, Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией широкие полномочия по производству следственных действий, по применению мер уголовно-процессуального принуждения и по принятию различных процессуальных решений.
Установленная законодательством процессуальная самостоятельность обеспечивает следователю возможность оценивать собранные им доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и собственным правосознанием.
Следователь проводит предварительное следствие, деятельность которого регламентирована Уголовно-процессуальным кодексом Республики Таджикистан [5], в соответствии с которым он решает следующие основные задачи: быстрое раскрытие преступления, установление и изобличение всех обвиняемых; всестороннее, полное и объективное расследование уголовного дела; поиск и процессуальное оформление доказательств, как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого; формирование обвинения в соответствии с требованиями закона; соблюдение интересов и прав всех участников процесса в производстве по уголовному делу; принятие мер по возмещению материального ущерба и устранению негативных последствий от преступления; профилактическое воздействие на причины и условия, способствующие совершению преступления.
Следователь, рассматривая заявление о совершенном преступлении, самостоятельно принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Если в ходе расследования он придет к убеждению, что в материалах следствия нет состава преступления, то им выносится постановление о прекращении уголовного дела. Собрав достаточные доказательства, дающие основание для привлечения лица в качестве обвиняемого, следователь самостоятельно выносит мотивированное постановление и предъявляет обвинение. Проведя расследование в полном объеме, он составляет от своего имени обвинительное заключение и представляет дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления его в суд.
По уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий. Этим правом следователи пользуются постоянно. Учитывая, что они несут полную ответственность за весь цикл расследуемого дела, сложные и ответственные следственные действия они выполняют сами. В то же время в следственной практике следователь часто дает поручение органам дознания при производстве обыска, выемки, задержания и других следственных действий. Нередко возникает необходимость в допросе свидетелей или потерпевших, находящихся за пределами того района, где производится расследование. В таких случаях следователь имеет право направлять отдельное поручение о допросе в орган предварительного следствия по месту нахождения свидетеля или потерпевшего.
Большое значение в борьбе с преступностью имеют сроки производства расследования. По общему правилу, предварительное расследование по уголовному делу должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления дела прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо прекращения или приостановления производства по делу.
Завершение предварительного следствия в установленный законом срок считается необходимым условием своевременного раскрытия преступления, обнаружения, закрепления и использования доказательств, создания необходимых предпосылок для рассмотрения дела в суде, обеспечивая обвиняемому, потерпевшему и другим участникам уголовного судопроизводства право на участие в судебном разбирательстве [1, с. 45].
Соблюдение установленных сроков необходимо не только для обеспечения полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, но и для обеспечения прав и законных интересов обвиняемого и потерпевшего.
Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает, что моментом начала срока предварительного следствия является дата возбуждения уголовного дела, независимо от того, когда дело было принято следователем к своему производству. В срок предварительного следствия включается и время дознания, производившегося по уголовному делу.
Следует отметить, что в производстве следователя нередко находятся трудоёмкие многоэпизодные дела, которые невозможно завершить в отведенные два месяца. Поэтому, в рамках установленных сроков, законом следователю разрешается ходатайствовать о продлении сроков предварительного следствия. Для этого следователь выносит мотивированное постановление, которое заблаговременно представляет прокурору, правомочному принять соответствующее решение. Продление срока предварительного следствия возможно одновременно с продлением срока содержания обвиняемого под стражей.
В соответствии с действующим УПК РТ [5], срок следствия продлевает прокурор, а срок содержания под стражей – суд. Следует отметить, что УПК РТ не предусматривает конкретный срок обращения следователя к прокурору о продлении срока предварительного следствия по конкретному уголовному делу. Для решения данного вопроса, на наш взгляд, необходимо предусмотреть в УПК РТ следующие сроки обращения: 5 дней до истечения двухмесячного срока, 10 дней до – трёхмесячного, 15 дней – шестимесячного и 30 дней – годичного срока.
В действующем УПК РТ (гл. 13–16) [5] к числу процессуальных действий, целью которых является выявление и закрепление доказательств, относятся: 1) допрос (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего); 2) очная ставка; 3) осмотр (места происшествия, трупа, местности, помещений, предметов и документов); 4) назначение экспертизы; 5) обыск (личности, помещений, местности); 6) выемка (документов, почтово-телеграфной корреспонденции); 7) освидетельствование; 8) следственный эксперимент; 9) предъявление для опознания; 10) эксгумация. Проведение всех процессуальных действий по делу следователем должно осуществиться в указанные выше сроки.
Кроме того, при проведении следственных действий следователь обязан неукоснительно соблюдать основной принцип юриспруденции – законность. Соблюдение законности в следственной деятельности в современных условиях – это не только проявление заботы о правах всех лиц, так или иначе вовлеченных в орбиту расследования [2, с. 25]; это и свидетельство профессионального мастерства следователя, способного законными методами обеспечить расследование преступления; это и результат надлежащего процессуального контроля, осуществляемого начальником следственного подразделения за деятельностью следователя; это, наконец, и требования руководства страны и судебной власти.
Как мы видим, круг уголовно-процессуальных полномочий следователя достаточно широк и разнообразен. Он вызывает на допросы граждан и должностных лиц; при производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования и ряда других следственных действий, обеспечивает участие понятых и специалистов, определяет и вызывает специалиста, которому поручает производство экспертизы, если она может быть произведена вне экспертного учреждения. Он свободен в выборе научно обоснованных и соответствующих закону тактических приёмов производства следственных действий, самостоятелен в планировании своей работы по уголовным делам [4, с. 13].
Однако проведение некоторых процессуальных действий требует, чтобы следователь на их проведение получил согласие (санкцию) прокурора. Например, следователь вправе прекратить уголовное дело в связи с деятельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим лишь с согласия прокурора (ст. 27 УПК РТ) [5].
Кроме того, необходимо отметить, что следователь не один работает в структуре следственного аппарата. Он в организационно-правовом отношении подчиняется руководству следственного аппарата, в котором при организации производства расследования важную роль играют: начальники следственного управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, государственной безопасности, прокуратуры, органов по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией, органов по контролю за наркотиками и их заместители, действующие в пределах своих полномочий. Указания этих лиц обязательны для исполнения следователем. Однако следователь вправе обжаловать полученные указания прокурору, не приостанавливая их исполнения.
Учитывая вышеизложенные факторы, следователь в своей служебной деятельности находится под постоянным контролем и надзором. Тем самым, осуществляя расследование, следователю приходится испытывать постоянное влияние на себя, противостоять различным, в том числе неправомерным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных в расследовании уголовных дел лиц, действовать в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения психических и физических сил, что создает реальную возможность совершения следователем, даже достаточно опытным, различного рода ошибок в расследовании [3, с. 30].
Как показывают наши исследования, в сложных следственных ситуациях следователь далеко не всегда может достаточно быстро найти правильное решение, особенно в условиях дефицита времени. Даже опытные, профессионально подготовленные следователи порой допускают ошибки, своевременно не могут использовать различные методы расследования, которые, в принципе, им хорошо известны. В такой момент приходит на помощь начальник следственного подразделения и оказывает методическую помощь следователю в проведении процессуального действия в пределах предоставленных ему законом процессуальных полномочий.
Рассмотренные в данной работе вопросы о правах и обязанностях следователя, его руководителях, а также поднятые в нем проблемы требуют дальнейшего исследования проблемы самостоятельности следователя, например, его уголовно-процессуальных функций.
1. Anashkin O.A. Nuzhen li srok predvaritel´nogo rassledovaniya? //Sledovatel´. - 2004. - № 10 (78). - S. 45.
2. Zhidkikh A.A. Obespechenie prav nesovershennoletnikh poterpevshikh na predvaritel´nom sledstvii: Avtoref. diss. … kand. yurid. nauk. - M.: VNII MVD RF, 1998.
3. Matusovskiy G.A. Sushchenko V.N. Organizatsiya raboty apparatov doznaniya i predvaritel´nogo sledstviya organov vnutrennikh del. - Khar´kov: VYuI, 1983.
4. Selivanov N.A. Rukovodstvo dlya sledovateley. - M.: Infra, 1998.
5. Ugolovno-protsessual´nyy kodeks TadzhSSR. - Dushanbe: Irfon, 1989.