TOPICAL ISSUES OF DEVELOPMENT OF AUDIT ACTIVITY IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
At present, audit in Russia does not fully comply with the requirements of our economy. This is because it is constrained by several factors that make it difficult to call Russia a country with a developed market economy. By solving this problem can become full-fledged development of Russian audit. This requires a systematic solution of the problem.

Keywords:
audit activities, audit report, accounting, reliability, entrepreneurship, international standards of financial accounting and reporting financial results
Text

Аудиторская деятельность (аудит) – представляет собой предпринимательскую деятельность, которая выражается в  независимой проверке финансовой отчетности организаций и ИП. Основным нормативным актом, который регулирует осуществление аудита на территории, РФ является Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Цель аудита: вынесение решения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных, а уже на основании этих данных принимаются важные хозяйственные решения. 

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы оказывают сопутствующие аудиту услуги. В основном это постановка и ведение бухгалтерского учета, также решение вопросов по налоговому учету, анализ хозяйственной деятельности предприятия, оценочная деятельность, разработка бизнес-планов, помощь в решении юридических вопросов [7]. 

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, поэтому они являются субъектами исключительной компетенции и независимости в вынесении окончательного решения по аудируемому субъекту (предприятию). Рассмотрим основные принципы аудиторской деятельности.

Таблица 1. Принципы аудиторской деятельности

Принципы аудита

Пояснения

Независимость

Аудитор не должен иметь финансовой, имущественной, родственной и иной заинтересованности в отношении проверяемого хозяйствующего субъекта (Согласно ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности») [9].

Профессиональная компетентность

Наличие у аудитора высшего образования, стажа работы и др.

Конфиденциальность

Аудиторская тайна (аудиторские организации и индивидуальные аудиторы должны хранить тайну об операциях, проведенных на аудируемом хозяйственном субъекте). Аудитор обязан обеспечить сохранность сведений и документов о проведенной проверке, не вправе передавать эти сведения без письменного соглашения руководства организации, в отношении которой осуществлялась проверка (за исключением случаев, которые предусмотрены федеральными законами). В случае разглашения сведений без согласия аудируемого лица с аудиторской организации или индивидуального аудитора вправе требовать возмещения убытков [4].

Полнота

Необходимость полного состава проверяемых документов аудируемых субъектов. Осуществляется для получения объективной оценки и вынесения правильного решения по проверяемому хозяйствующему субъекту.

 

Рассмотрим виды аудиторской деятельности. На данный момент выделяют два вида: обязательный аудит и инициативный аудит.

Таблица 2.  Виды аудиторской деятельности

1.     Обязательный аудит 

Ежегодная обязательную аудиторская проверку ведения бухгалтерского учета бухгалтерской отчетности организации или индивидуального предпринимателя (аудируемого лица). Осуществляется в случаях, когда организация имеет организационно правовую форму ОАО, также, если ценные бумаги данной организации допущены к обращению на торгах на рынках ценных бумаг. Обязательным аудит является, если аудируемая организация – кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный или иной фонд, общество взаимного страхования (и другое в соответствии с Федеральным Законом). Критерием проведения обязательного аудита является объем выручки от продажи ТРУ организации. Берется выручка  за предшествовавший отчетному год, превышающая 400 миллионов рублей (или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года, превышающая 60 миллионов рублей). Существуют и иные случаи проведения обязательной аудиторской проверки, которые регламентируются федеральными законами. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций проводится только аудиторскими организациями в случаях, когда ценные бумаги аудируемых субъектов допущены к обращению на торгах фондовых бирж, организаций в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний [6].

Инициативный аудит

Аудит, который проводится по решению самого аудируемого субъекта в случаях, не указанных в законодательстве.

 

Углубляясь в историю развития и становления аудита в нашей стране, этот процесс можно разделить на несколько ступеней.  Первая ступень (1987-1993 гг.) - аудита здесь был связан с созданием аудиторских организаций. Вторая ступень (1993 г. до принятия ФЗ «Об аудиторской деятельности» - август 2001 г.) – здесь начинается период становления аудита в России. На данном этапе проводилась аттестация аудиторов и лицензирование их деятельности.  Также выделяется третий ступень развития аудиторской деятельности в нашей стране. Главная суть этого этапа состоит в принятии Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. №119-ФЗ.  И наконец, четвертая ступень – принятие этого Федерального закона. Этот Федеральный закон положил новой модели рынка аудита в России. Он  должен был повысить качество аудиторских услуг, установить контроль над аудиторами с сомнительной репутацией со стороны аудиторских саморегулируемых организаций. На данный момент в РФ создана мощная правовая основа аудита, основанная на международном опыте, также, разработаны формы организации аудита [8].

В сложившейся на данный момент сложной ситуации для предпринимательства все больше бизнесменов готовы трезво взглянуть на экономическое положение своей организации. Они понимают, что без серьезной реорганизации и контроля над деятельностью организации не будет успешного ведения бизнеса. Именно поэтому на сегодняшний день одним из актуальных видов аудита является аудит эффективности. Аудит эффективности – это проверка деятельности, которая направлена на выявление недостатков в управлении организацией с последующими рекомендациями для увеличения результативности [1]. 

Аудит эффективности в частности предназначен для управленческого персонала. Именно поэтому критерий качества управленческой информации – это необходимость и достаточность такой информации для принятия управленческих решений. 

Основные направления исследования аудита эффективности: 

  • выполнение поставленных целей; 
  • соответствие нормативно-правовым положениям; 
  • достоверность данных; 
  • контроль и оценка эффективности деятельности [3]. 

Целевую направленность аудита эффективности можно представить как экономичность (насколько экономично и рационально предприятие использует свои ресурсы), продуктивность (оценка уровня продуктивности организации) и результативность (эффективно ли аудируемых субъект использует способы для достижения эффективности своей деятельности). Единого определения этих трех компонентов не существует. 

Для того, чтобы успешно внедрить аудит в российскую практику, следует успешно проработать методическую базу.Прежде всего, это заключается в правильном выборе и формирования критериев оценки эффективности.

Проведение исследований в области методологии аудита эффективности в ряде зарубежных стран, позволило сделать следующие выводы: 

  • методика проведения аудита во многом повторяет положения общепринятых международных стандартов; 
  • адаптация практических рекомендаций по проведению аудиторских проверок к каждой конкретной ситуации; 
  • аудит эффективности проводится на основе имеющихся лучших практик. 

В современных условиях глобализации экономики аудит подвергается существенным изменениям. Россия добилась больших успехов на пути развития аудита [10]. В связи с этим были разработаны и приняты ряд Федеральных законов, ПБУ, приближенные к международным стандартам. Можно сказать, что за последние 10 лет рынок аудиторских услуг сформировался в устойчивый сектор экономики.К тому же этот рынок ежегодно растет и развивается.

Но следует отметить, что существует ряд проблем, которые являются сдерживающим фактором на пути развития аудита, снижают его эффективность.Возникает сильная конкуренция между участниками рынка. Это приводит к резкому снижению цены на услуги аудитора из-за пользователей этих услуг, которые хотят получить подписи аудитора за меньшие средства.Такое резкое снижение цены на услуги приводит к снижению их качества, так как вместо тщательной и детальной проверки аудируемого субъекта нечестный аудитор может вынести решение на основе поверхностной оценки.А поскольку в России низкий государственный контроль над деятельностью аудиторов, то это приводит к тому, что клиенты искушены экономией денег, которые стоило бы потратить на качественный аудит, и вообще не проводят проверок.Такая схема называется «черный аудит».Она наносит существенный урон рынку и его участникам, снижая репутацию института аудита.Правительство РФ внесло коррективы в регулирование аудиторской деятельности, поскольку эта проблема существует на протяжении уже нескольких лет. В связи с этим был принят Федеральный закон №№307-ФЗ от 30.12.08 «Об аудиторской деятельности».Суть закона этого закона состоит в переводе аудиторской деятельности на принципы саморегулирования. С 01.01.2010 г. право на осуществление аудиторской деятельности дает обязательное членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов – некоммерческой общественной профессиональной организации, состоящей из аудиторских фирм и частных аудиторов.СРО должны проводить регулярные проверки аудиторской деятельности своих членов. Они через суд могут отозвать аудиторский аттестат и лишить аудиторскую компанию членства.При учете, что аудитор может быть в процессе своей деятельности только лишь в одной СРО, то это приведет к его уходу с рынка. 

Таким образом, обновленный закон должен привести к цивилизованности рынка аудиторских услуг, к повышению уровня солидности имиджа аудитора.Эксперты прогнозируют  дальнейшее развитие рынка аудиторских услуг. Этому будут способствовать некоторые факторы: динамичный рост малого и среднего бизнеса; его желание привлечь дополнительные денежные ресурсы [2].В связи с  этим более популярными становятся услуги по подготовке и аудиту отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности, так как рынок не стоит на месте и все больше пользователей финансовой отчетности стали предъявлять требования к наличию отчетности по МСФО. 

Можно отметить, что аудиторские компании в России в большей степени укрепили свои позиции.Но при этом предстоит решить еще много задач для повышения конкурентоспособности российского аудита.

Для правильного развития деятельности предприятия и повышения эффективности его деятельности требуется проведение определенной работы, которая позволяет своевременно найти ошибки и проблемы. В связи с этим следует проводить постоянный и тщательный анализ, касающийся непосредственно всей работы предприятия или организации. В этом может помочь аудит. Аудит -  это независимая проверка финансовой отчётности, целью которой является составление профессионального заключения о достоверности такой отчётности. 

Аудиторские проверки являются наиболее известным способом контроля за хозяйственной деятельностью предприятия. Это связано с тем, что они направлены на проверку бухгалтерских отделов, проверку соблюдения установленных правил.

Важную роль также играет аудит различных активов. Поэтому здесь возникает еще одна проблема – недостаток специалистов, способных приносить эффективность компании. Организации, пользующиеся помощью высококвалифицированных специалистов в области аудиторских услуг, остаются в плюсе перед своими конкурентами, потому что получают бухгалтерскую, финансовую, налоговую помощь всей своей деятельности, имеющую независимый статус. 

Реформы, проведенные в нашей стране в сфере аудита, касаются его регулирования и развития. Здесь возникают проблемы, касающиеся развития и контроля аудиторских компаний. Один важный момент -  повышение критериев обязательного аудита. В свою очередь, это привело к значительному уменьшению базы клиентов. Потому что те, в свою очередь, не хотят тратить денежные средства. Появляется, как уже говорилось, понятие «черный аудит», что несомненно оказывает отнюдь не положительное влияние на экономику и рынок аудита в нашей стране.

Также стоит отметить, что еще одной важной проблемой является переход на основную аттестационную деятельность (Правительство РФ установило сроки перехода на единый аттестат аудитора - до января 2013 года). До января 2013 года представителям отрасли нужно было пройти аттестацию. Это делалось для того, чтобы аудитор смог оказывать аудиторские услуги своим клиентам (проводить проверки) и имел на это полное юридическое право. Что же явилось целью такого экзамена? В первую очередь преследовалась цель проверки профессиональных знаний будущего аудитора в тех отраслях, где он не имеет опыта работы. В законе не указано, что все без исключения аудиторы должны проходить упрощённые испытания. Тем не менее, отсутствие такого аттестата ведет к ограничению деятельности аудитора. 

Но с появлением обязательного аттестата аудиторы обрисовали круг возникших по этому поводу проблем. Например, завышенная стоимость экзамена. 

Таким образом, реформы в сфере аудита назрели, но вопрос в том, как их реализовать? Каждый аудитор уделяет много лет изучению своей профессии. А сейчас получается, что всего за несколько месяцев подготовки к экзамену аудиторы должны стать специалистами в других областях. 

На данный момент времени рынок аудиторских услуг переживает достаточно серьёзные перемены, которые вызваны с его адаптацией к международным стандартам. Если учесть, что во всём мире огромное внимание сегодня уделяется проблеме доверия к профессии аудитора и повышение качества аудиторских услуг, то, по моему мнению, введение в национальное законодательство требования о едином аттестате аудитора также можно отнести к одной из попыток повышения уровня профессиональной компетенции аудиторов. Если мы будем оценивать  плюсы и минусы  получения единого аттестата аудитора то можно сказать, что он имеет больше плюсов при трудоустройстве, за счёт чего компенсируются минусы процесса получения самого аттестата. Таким образом, работодатели всё чаще будут нуждаться в универсальных аудиторах, которые успешно сдали экзамен, а значит, те специалисты, которые намерены продолжать заниматься своей профессиональной деятельностью, рано или поздно перейдут на новый формат. Аудиторский аттестат - это важный фактор конкурентоспособности. 

И, наконец, одной из самых серьёзных, так до конца и нерешённых проблем в развитии аудиторской деятельности, остаётся демпинг [5]. Хотелось бы  сказать, что в данный момент  времени  на рынке по-прежнему действует множество небольших компаний, которые предоставляют аудиторские услуги по весьма заниженным ценам, но при этом качество данных услуг оставляет желать лучшего результата . Также необходимо отметить, при осуществлении  некачественного аудита, эти компании не только наносят вред своим клиентам, снижая уровень развития отрасли в целом, но и подрывают доверие к аудиторской деятельности в целом. По моему мнению, бороться с такими компаниями должны сами участники рынка. В связи с этим можно выделить два варианта решения проблем в отрасли:

  1. необходимо повлиять на сознание самих клиентов, убедить их в том, что дешёвого и притом качественного аудита не бывает. Серьёзный подход к выбору аудитора со стороны клиента и рост профессионального уровня заказчиков оказывают огромное влияние на уровень компетентности сотрудников аудиторских фирм. 
  2. осуществить решение проблем с помощью саморегулируемых организаций. 

В настоящее время в России на практике саморегулирование почти не работает. Оно не решило проблем конкуренции и повышение качества услуг. Регулирование рынка государством осуществляется в лице Министерства финансов РФ. 

Также остаётся важным вопрос наличия законов, которые предусматривают ответственность за уклонение от прохождения обязательного аудита. На данный момент остается высоким  риск проведения проверок формального характера. Также  можно выделить и достаточные условия усиления роли аудита: как представители власти, так и деловая общественность должны воспринимать аудитора как объективного арбитра; аудиторы должны понимать свою ответственность и  быть преданными своей работе и принципам деловой этики. 

В заключение следует добавить о ситуации на отечественном рынке аудиторских услуг. Она вполне вписывается в общемировые тенденции. Но стоит обратить внимание  на особый российский путь развития во всём.

References

1. Bozhina Yu.V. Sostavlyayushchie effektivnoy sistemy vnutrikhozyaystvennogo kontrolya [Tekst] /Yu.V.Bozhina, A.E. Mel´guy. Segodnya i zavtra Rossiyskoy ekonomiki. - 2009. - №30. - S. 35-39.

2. Mel´guy A.E. Bukhgalterskiy uchet i analiz[Tekst]: uchebnoe posobie/ Mel´guy A.E. [i dr.]; otv. red. A.E. Mel´guy. - Bryansk: Ladomir, 2012.-339 s.

3. Orlova I.G. Ekologicheskiy audit i ekologicheskaya auditorskaya deyatel´nost´ v Rossii[Tekst] / I.G. Orlova, L.V. Dontsova //Analiz i sovremennye informatsionnye tekhnologii v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti biznesa i gosudarstva: sb. nauch. tr. i rezul´tatov sovmestnykh n.-i. proektov.-M.:REU im. G.V. Plekhanova, 2016.-S. 305-312.

4. Dontsova L.V. Organizatsiya sistemy vnutrennego kontrolya, osnovannoy na risk-orientirovannom podkhode v stroitel´nykh organizatsiyakh [Tekst] / L.V. Dontsova, I.O. Artemenko. Bukhgalterskiy uchet: dostizheniya i nauchnye perspektivy KhKhI veka.: sb. nauch. tr. i rezul´tatov sovmestnykh n.-i. proektov. - M.: izd. «Kantsler», 2015. - S. 125-132.

5. Dontsova L. V. Vyyavlenie sluchaev podkupa inostrannykh dolzhnostnykh lits v khode audita i okazaniya soputstvuyushchikh auditu uslug [Tekst] / L.V. Dontsova, I.O. Artemenko. Auditor. - 2015. - T. 1. - №. 12. - C. 22-28.

6. Dontsova L.V. Audit effektivnosti: informatsionnoe obespechenie i neyrosetevye modeli[Tekst] / L.V. Dontsova, M.M. Sharamko. Upravlencheskiy uchet. - 2014. - №4. - S.96-103.

7. Ermakova L.V. Neobkhodimost´ sudebno-bukhgalterskoy ekspertizy v sovremennykh usloviyakh modernizatsii ekonomiki Rossii [Tekst] / L.V. Ermakova, O.V. Dedova, A.E. Mel´guy. Nauka Krasnoyar´ya. - 2016. - №33(26). - S. 36-44.

8. Kovaleva N.N. Metodologicheskie podkhody k organizatsii i provedeniyu sudebno-bukhgalterskoy ekspertizy ekonomicheskogo sub´´ekta [Tekst] / N.N. Kovaleva, A.G. Sabadashev. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - №3. - S. 103-110.

9. Kovaleva N.N. Problemy stanovleniya i razvitiya sovremennogo rossiyskogo audita [Tekst] / N.N. Kovaleva. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2008. - №3. - S. 71-75.

10. Kovaleva N.N. Sotsial´nyy audit v prizme sotsial´noy otvetstvennosti organizatsiy [Tekst] / N.N. Kovaleva, Yu.A. Dvoretskaya. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - №3. - S. 278-283.

11. Kuznetsova O.N. Kontrol´ i reviziya deyatel´nosti organizatsiy: teoriya i praktika [Tekst] /O.N. Kuznetsova. Molodoy uchenyy. - 2015. - №24(104). - S. 480-483.

Login or Create
* Forgot password?