In the scientific publication the organizational and managerial questions connected with placement and functioning of constructions and means of communication and mass communications are analyzed. Legal aspects of transfer of technical means and objects of communication in the presence of the conditions fixed in regulations are considered, examples of regulations are given the available problems in this sphere are designated.
administrative law, communication, placement and functioning of constructions and means of communication, public administration, mass communications, powers
Закрепленная в Конституции РФ свобода предпринимательской деятельности не допускает каких-либо ограничений для физических или юридических лиц, планирующих оказывать услуги в сфере связи и массовых коммуникаций. Исключением из этого правила могут стать ограничения и запреты, зафиксированные в действующем законодательстве с целью не допустить нарушение прав, свобод и интересов граждан, предоставление некачественных и не отвечающих требованиям нормативных актов услуг и средств связи. Компании, осуществляющие деятельность в исследуемой сфере, создаются свободно. Под созданием коллективного коммерческого субъекта связи следует понимать его организацию и начало осуществления деятельности в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законодательством, т.е. определение учредителей, разработка и утверждение учредительных документов, регистрация в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [1]. В специальной литературе под осуществлением деятельности понимается осуществление совокупности действий, которые направлены на достижение целей, ради которых создана организация связи и которые перечислены в ее учредительных документах [2. С. 332]. Между тем следует отметить, что большинство организаций связи в своих учредительных документах указывают в качестве основной цели извлечение прибыли, а не предоставление услуг связи и массовых коммуникаций широкому кругу лиц. Подобное объясняется тем, что их учредители стараются создать многопрофильные коммерческие структуры, деятельность которых позволяет выжить в условиях современного экономического кризиса.
Анализируемые организации вправе иметь на праве собственности (аренды) земельные участки, профильные объекты недвижимого имущества, техническое оборудование, средства связи. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» [3] (далее - Закон о связи) в ч. 1 ст. 6 содержит важную норму о том, что при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи. Результатами градостроительного проектирования являются документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Как следует из отмеченного положения, в таких документах должны определяться состав и структура объектов связи. Под составом следует понимать совокупность элементов, которые составляют объекты связи, а под структурой - характеристику взаимодействия этих элементов, их взаимосвязь и взаимное расположение [4]. Если провести анализ положений ГрК РФ, то мы увидим, что требование о наличии в документах территориального планирования сведений об объектах связи содержится только применительно к документам территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 10 и 14 ГрК РФ), соответственно объекты связи федерального и регионального значения Что же касается документов территориального планирования муниципальных образований, то в отношении них существует требование указывать сведения о границах земель промышленности, энергетики, транспорта и связи. Таким образом, в положениях анализируемой статьи усматривается противоречие с градостроительным законодательством.
Закон о связи, определяя требование относительно градостроительного планирования в отношении объектов связи, устанавливает непосредственный перечень таких объектов: сооружения связи, в том числе линейно-кабельные сооружения; отдельные помещения для размещения средств связи. Под помещениями для размещения средств связи следует понимать специально отведенные с целью помещения в них средств связи строительные сооружения (постройки, строительные объекты). Также в отношении средств связи при градостроительном проектировании должны определяться необходимые мощности инженерной инфраструктуры для обеспечения функционирования средств связи [5]. Прежде всего, обратим внимание, что в указанной норме содержится оценочный термин - необходимые. По нашему мнению, необходимые - это такие, при которых обеспечивается бесперебойное функционирование объектов инженерной инфраструктуры и средств связи, но в Законе о связи такая оговорка либо уточнение отсутствуют. Необходимая мощность, в свою очередь, это показатель способности средств связи и объектов инженерной инфраструктуры работать, используя все свои технические характеристики, для достижения целей, ради которых созданы средства связи.
Важнейшим условием деятельности организаций связи состоит в том, что они осуществляют свою деятельность в условиях конкуренции, под которой ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [6] понимает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В число условий конкуренции в анализируемой сфере входит совокупность обстоятельств, которые обеспечивают организациям связи при осуществлении своей деятельности возможность предлагать различные виды услуг связи, условия предоставления таких услуг и условия пользования ими.
Важно отметить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обязаны содействовать организациям связи, оказывающим универсальные услуги связи, в осуществлении основной деятельности, в получении и (или) строительстве сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи (ч. 2 ст. 6 Закона о связи). Основной вопрос, который возникает при реализации данной нормы, заключается в том, что понимать под содействием организациям связи. Как в ней напрямую указано, речь идет о содействии в строительстве и (или) получении сооружений связи и помещений, предназначенных для оказания универсальных услуг связи. Строительство - это первичная форма приобретения права собственности, как следует из положений ГК РФ, при этом ГрК РФ говорит о том, что строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Соответственно, исходя из положений ГрК РФ, содействовать можно, в частности, ускоряя процедуры выдачи разрешений на строительство, проводя государственную экспертизу проектной документации, выдавая разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и т.д. Однако подобные вопросы, как правило, лежат в плоскости компетенции федеральных органов власти, на деятельность которых органы местного самоуправления (если речь идет об обустройстве узла связи, скажем, в сельской местности) повлиять не могут.
Анализируемый нормативный акт предоставляет организациям связи возможность осуществлять строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи на объектах иного собственника или владельца. Строительство и эксплуатация средств связи и сооружений связи осуществляется по договору с собственником или иным владельцем. При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если недвижимое имущество, принадлежащее гражданину или юридическому лицу, в результате осуществления строительства, эксплуатации средств связи и сооружений связи не может использоваться в соответствии с его назначением, собственник или иной владелец в судебном порядке вправе требовать расторжения договора с организацией связи об использовании этого имущества.
Под эксплуатацией необходимо понимать совокупность действий, направленных на извлечение выгоды путем использования средств связи и сооружений связи [7. С. 63]. В целом отметим, что строительство и эксплуатация осуществляются организациями связи по договору с собственниками или владельцами:
- зданий - объектов капитального строительства, которые имеют определенную комплексность и целевое назначение;
- опор линий электропередачи - объекты электросетевого хозяйства, которые предназначены для обеспечения электрических сетей и осуществления передачи электрической энергии;
- контактных сетей железных дорог - сети связи, относящиеся к инфраструктуре железных дорог, т.е. железнодорожных путей на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
- столбовых опор - строительные элементы, которые предназначены для выполнения опорных функций столбов;
- мостов - инженерно-строительных объектов, предназначенных для выполнения определенных связующих функций;
- коллекторов - магистральные трубопроводы;
- тоннелей - горизонтальных или наклонных подземных сооружений, предназначенных для движения транспортных средств;
- железных и автомобильных дорог. Под автомобильными дорогами понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
- полос отвода - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Анализируемый нормативный акт направлен на закрепление за оператором связи права на получение возмещения расходов в случае переноса или переустройства линий связи и сооружений связи - изменение места расположения линий и сооружений связи, переустановку, изменение определенных параметров и характеристик сооружений и линий связи. Переустройство или перенос осуществляются в случаях строительства; расширения территорий поселений, т.е. изменения границ, направленного на увеличение площади территории поселения; капитального ремонт, т.е. комплексного ремонта всех функциональных элементов сооружений связи и линий связи; реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов - изменение параметров объектов капитального строительства; освоения новых земель - исследование земель в целях осуществления определенных видов деятельности и хозяйства; переустройства систем мелиорации, т.е. комплекса взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях; разработки месторождений полезных ископаемых, т.е. проведения исследований, направленных на определение мест нахождения полезных ископаемых.
При этом ч. 4 ст. 6 Закона о связи предусматривает, что такое возмещение осуществляется за исключением случая, когда законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности предусмотрено иное. Так, при проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций. Предусмотрено два способа возмещения таких расходов:
- по соглашению сторон в денежной форме, которое представляет собой документ, составленный двумя сторонами - организацией связи и собственником сооружений и линий связи;
- посредством переноса или переустройства линий и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи, и стандартами.
Однако на законодательном уровне не установлен максимальный и минимальный размер такого возмещения, не определены его источники, к которым следует относить средства федерального, регионального и местного бюджетов. Также отсутствуют юридически зафиксированные сроки подробного возмещения и открытым остается вопрос о возмещении убытков и упущенной выгоды.
Важно обозначить, что ч. 5 анализируемой статьи содержит, на наш взгляд, норму, которая противоречит гражданскому законодательству. Заключается данная норма в том, что операторам связи предоставлено право на возмездной основе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений. Данное положение обязывает собственников линейно-кабельных сооружений заключать с такими операторами гражданско-правовой договор, в нем предусматривать размер платы за такое размещение, что является нарушением ст. 9 ГК РФ об осуществлении прав, в том числе собственности, по своему усмотрению, а также ст. 9 Конституции РФ о защите права собственности.
1. Sobr. zakonodatel´stva Ros. Federatsii. 2001, № 33 (ch. I), st. 3431.
2. Bakhrakh D.N. Administrativnoe pravo. M.: Eksmo, 2010.
3. Sobr. zakonodatel´stva Ros. Federatsii. 2003. № 28, st. 2895.
4. Volkov Yu.V., Vakhrusheva Yu.N. Kommentariy k Federal´nomu zakonu ot 7 iyulya 2003 g. № 126-FZ «O svyazi», 2015. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Garant».
5. Biryukova T.A., Belyakova E.G., Kop´ev A.V., Morozov S.Yu., Khlistun Yu.V., Bel´yanskaya A.B. Kommentariy k Federal´nomu zakonu ot 7 iyulya 2003 g. № 126-FZ «O svyazi» / Pod red. k.yu.n. S.Yu. Morozova., 2015. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Garant».
6. Sobr. zakonodatel´stva Ros. Federatsii. 2006. № 31 (ch. I), st. 3434.
7. Maslikov V.I. Universum. Obshchaya teoriya upravleniya. M.: Algoritm, 2015.