Moscow, Russian Federation
The article considers the changes in the higher education setting which are designed to improve the efficiency and quality of undergraduate students’ expertise against the background of a comprehensive transition toward effecting contracting and the introduction of ‘academic’ and application-oriented bachelor degrees. The authors also provide the structure and content of the bachelor-degree Federal state educational standards of higher professional education.
higher education, federal state educational standards, FSES HE, academic bachelor, bachelor of applied arts/science, educational programme, competencies, requirements for implementation of and completing a bachelor’s educational programme.
Современное образование находится в центре государственных реформ, направленных на интенсивное развитие экономики страны на основе научно-технического потенциала, состояние которого определяет наличие высокопрофессиональных кадров. Состояние и перспективы социально-экономического развития России устанавливают конкретные требования к подготовке трудовых ресурсов, отвечающих тенденциям инновационных процессов и технологий. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» определены основные цели достижения к 2020 г. технологического лидерства российской экономики, создание и модернизацию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, что предопределило следующие задачи:
- формирование новой экономики — экономики знаний и высоких технологий, которые в дальнейшем станут одним из ведущих секторов национальной экономики, конкурентоспособной на мировом уровне;
- технологическая модернизация экономики на основе тенденций научно-технического и социально-экономического развития;
- повышение производительности труда в ведущих экономических и научно-технических секторах, определяющих национальную конкурентоспособность;
- превращение инноваций в образовании в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики и народно-хозяйственного комплекса страны;
- создание современной системы образования, адекватной мировым аналогам;
- обновление содержания и технологий образования, обеспечивающих компетентностный подход, взаимосвязь академических знаний и практических умений специалистов;
- введение программ уровневого образования на основе целенаправленной подготовки выпускников для наиболее интенсивно развивающихся видов экономической деятельности, в том числе основных профессиональных образовательных программ академического и прикладного бакалавриата;
- развитие вариативности образовательных программ, позволяющих гибко реагировать на потребности реального сектора экономики и видов экономической деятельности и др.
1. Anan’eva T.N., Iliukhina G. I. Opredelenie kharakteristic podgotovki kompetentnykh kadrov v usloviiakh vvedeniia urovnego obrazovaniia [Defining the features of training competent personnel in the framework of level-based education]. Obrazovanie v vysshei shkole: sovremennye tendentsii, problemy i perspektivy innovatsionnogo razvitiia: sbornik nauchnykh statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi internet konferentsii, posviashchennoi 40-letiiu UGAES, 26 dekabria 2011 g. [Innovation in higher education: current trends, problems and prospects. Collection of articles, International Research-to-Practice Virtual-Participation Conference, dedicated to the 40-th anniversary of Ufa state University of Economics and service, December, 26, 2011]. Ufa: Ufa State Academy og Economics and Service, 2011. p. 215.
2. Anan’eva T.N., Iliukhina G. I. Osobennosti obrazovatel’nykh program podgotovki spetsialistov dlia industrii turizma [Features of educational programmes designed for a specialist degree in tourism]. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Professional’noe obrazovanie v sfere turizma kak uslovie povysheniia kachestva turistskikh uslug» [Proceedings of the International Research-to-Practice Conference «Professional Education in the Sphere of Tourism as a Requisite for Tourist Service Quality Improvement»]. Moscow: Federal’noe Agentstsvo po Turizmu [Federal Agency for Tourism], 2012.