This article analyzes the main provisions of the teachings of Aristotle about virtues in the context of upbringing and education. The author considers proposed by Aristotle a typology of virtues and the conditions of their formation and age periodization of education in accordance with the tasks that are solved during each age period. Special attention is paid to the analysis of the organization of the Aristotle educational activities and scientific research.
virtue, ethics, morality, upbringing, education, state control
О смысле жизни, отношении человека к человеку, добре и зле и других категориях говорится в исторических и философских трактатах многих исследователей и философов. Но Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, которая охватила все сферы человеческого развития: философию, логику, политику, педагогику. Его трактаты существенно повлияли на дальнейшее развитие теории и практики образования [3; 4].
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осмысления идей о вкладе Аристотеля в систему развития образования и воспитания человека на современном этапе развития общества. Несомненно, современное общество нуждается в новом источнике нравственных ориентиров. Любое государство, будь оно самое гуманное, обязано обеспечить порядок, соблюдение установленных законов, что может решаться различными способами и при помощи различных средств, иногда противоречащих гуманности. Да и само понятие добродетели претерпевало исторические изменения. Несомненно, идеи Аристотеля о систематизации образования, реализации вопросов отношений, поступков, восприятий в обществе не утратили своей важности и являются актуальными и поныне.
Цель данного исследования — анализ основных положений учения Аристотеля о добродетелях в контексте образовательной деятельности. Задача, которую надо решить для достижения этой цели — сделать краткий обзор организации научной деятельности Аристотеля и его вклада в образование и воспитание человека.
1. Zhebeleva S.A., Gasparova M.L. Aristotel´. Politika [Aristotel. Politic]. Aristotel´ [Aristotle]. Moscow, Norma Publ., 2012.
2. Braginskoy N.V., Miller T.A. Aristotel´. Etika [Aristotel. Etika]. Aristotel´ [Aristotle]. Moscow, AST Publ., 2004, 492 p.
3. Artemova A.A. Aristotel´ o nravstvennykh dobrodetelyakh kak osnove garmonichnykh otnosheniy lichnosti [Aristotle the moral virtues as the basis of harmonious relationship between the individual]. Vospitanie shkol´nikov [Education for pupils]. 2012, I. 1, pp. 65-67.
4. Artem´eva S.I. Obrashchenie k istokam: gumanisticheskie idei antichnosti [Appeal to the basics: the humanistic ideas of antiquity]. Mir Evrazii [World of Eurasia]. 2015, I. 2, pp. 6-12.
5. Makintayr A. Posle dobrodeteli: Issledovaniya teorii morali [After Virtue: Research moral theory]. Akademicheskiy proekt Ekaterinburg: Delovaya kniga [Academic Project; Ekaterinburg: Business Book].Moscow, 2000, 384 p.
6. Naumova L.V. Formirovanie lichnosti mladshego shkol´nika v Respublike Krym na osnove kul´turno-pravoslavnykh tsennostey i kul´turno-istoricheskikh traditsiy [Formation of the younger schoolboy in the Republic of Crimea on the basis of cultural values and Orthodox cultural and historical traditions of the]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsial´no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii [Research and development. The social and humanitarian research and technology]. 2016, V. 5, I. 1, pp. 74-77.
7. Orlov E.V.Aristotel´ ob osnovaniyakh klassifikatsii [Aristotel the grounds of classification]. Filosofiya nauki [Philosophy of Science]. 2006, I. 2, pp. 3-31.
8. Shishov S.E. Informatsionno-analiticheskie materialy po mekhanizmam sinkhronizatsii i vnedreniya standartov i strategiy razvitiya doshkol´nogo i obshchego obrazovaniya, a takzhe modernizatsii sistemy podgotovki i povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov [Informational and analytical materials on the mechanisms of synchronization and implementation of standards and strategies for the development of pre-school and general education and training system modernization and training of teachers]. Utverzhdeno na zasedanii Uchenogo soveta ISGT MGUTU im. K.G.Razumovskogo [Approved at the meeting of the Academic Council ISGT MSUTM them. KG Razumovsky]. Moscow, 2015.