Ryazan', Orel, Russian Federation
The results of the analysis and generalization of the experience of convicts labor organization in penal institutions of Germany are presented in the article. Identified key indicators of functioning of the German penal system, as well as indicators of its effectiveness. The basic characteristics of the existing relations of production, as well as the approaches used in the production and organization of labour in prisons were revealed. Determined the most perspective for introduction in the domestic penal practice approaches for convicts organization of labour, based on the study of the German experience. The role of large industrial enterprises in the sphere of special contingent’s organization of labour in German penal institutions, as well as organizational forms of their interaction with the penitentiary department. Experience in the organization of the learning process of convicts and used approaches to provision of educational services (secondary, vocational and higher education) were analyzed.
prison system, FRG, organization of labour, production, rebreeding, resocialization, education, special contingent
Проблематика организации труда спецконтингента пенитенциарных учреждений является одной из наиболее актуальных на современном этапе развития современной науки уголовно-исполнительного права. В современных условиях труд остается практически безальтернативной мерой перевоспитания осужденных и формирования у них навыков честной жизни на свободе.
Комплексные исследования, направленные на формирование эффективных систем и механизмов в сфере организации труда осужденных, требуют всестороннего изучения накопленного в развитых странах опыта. Анализ практики и опыта правоприменения пенитенциарного законодательства за границей дает возможность определить ряд позитивных практик и апробированных методик, адаптация которых в современных российских условиях может иметь значительный потенциал для внедрения. Это определяет использование конкретно-социологического метода, а также метода правовой статистики, которые следует положить в основу подобного исследования.
Пенитенциарная система Германии является одной из наиболее эффективных в Европе, что подтверждается относительно низкими статистическими показателями уровня рецидива преступлений ранее осужденными лицами и относительно невысокой численностью лиц, находящихся в местах лишения свободы (по показателю численности арестантов на 1000 человек населения). В Германии накоплен значительный опыт привлечения осужденных к труду, при этом статистика пенитенциарной системы показывает, что применяемые методы трудоиспользования эффективны и могут быть квалифицированы как прогрессивные. Это определяет актуальность вопроса изучения немецкого опыта привлечения осужденных к труду. Вызывают научный интерес нормы немецкого уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие трудоиспользование спецконтингена пенитенциарных учреждений, а также немецкая правоприменительная практика в этой сфере.
Тематика изучения опыта исполнения уголовных наказаний в Германии и организации труда спецконтингента немецких учреждений УИС получила значительное развитие в работах А.В. Быкова [1], Д.И. Конзака, О.М. Чернышевой [2], М.Л. Салогуба [3], С.Н. Сухарева [4].
Об эффективности системы исполнения наказаний в ФРГ и качестве процессов организации труда спецконтингента немецких пенитенциарных учреждений можно судить на основе статистических данных. В местах лишения свободы в ФРГ отбывают наказание 61,7 тыс. человек (2015 г.), из них 41 тыс. (62%) трудоустроены. Наиболее примечательно, что ежегодно из мест лишения свободы в Германии освобождаются немногим менее 50 тыс. человек, что объясняется достаточно значительной частью спецконтингента учреждений УИС со сроками лишения свободы год и менее (44%) [5. С. 88]. Общая численность ранее судимых, отбывавших наказание в виде лишения свободы в Германии, составляет 800 тыс. человек. Заполненность учреждений УИС спецконтингентом составляет 83,5%.
На наш взгляд, заслуживает внимания тот факт, что численность заключенных в немецких тюрьмах до 2015 г. имела устойчивую тенденцию к снижению. Так, в Федеральной земле Гамбург с 2003 по 2010 г. численность заключенных в местах лишения свободы сократилась на 40% [2. С. 85]. Эта статистика заслуживает особого внимания, учитывая, что население в ФРГ, по данным переписи за 2016 г., составило 81,2 млн человек. Следует, конечно, учитывать тот факт, что при вдвое меньшем населении по сравнению с Россией ФРГ тратит сопоставимые средства на содержание своей УИС (4 млрд евро в год).
Заслуживает внимание также половой и национальный состав спецконтингента учреждений УИС в Германии. По данным 2015 г. (на 30 ноября), общая численность заключенных в учреждениях Федеральной земли Баден-Вюртенберг составляла 6792 человек, в том числе 365 женщин и 2593 иностранцев (в том числе лиц без гражданства), прибывших преимущественно из Турции, Румынии, Италии, Косово, Грузии и Польши (38%) [6]. Отметим, что в целом по Германии этот показатель в 2011 г. составлял 27% [7] и имел тенденцию к росту. Относительная часть женщин в данной Федеральной земле в 2015 г. составила 5,3%, что в целом соответствует сложившейся в Германии ситуации. В 2011 г. общая численность заключенных женского пола составляла 6% по стране. Отметим, что сегодня ситуация с иностранным спецконтингентом в пенитенциарных учреждениях немецких федеральных земель наверняка более тяжелая из-за массового приема беженцев, начавшегося во второй половине 2015 г.
Получение таких статистических результатов, которые, на наш взгляд, следует определить как достижение, основывается на комплексе мер, в котором процессы организации труда занимают одно из основных мест. По мнению О.М. Чернышевой, сегодняшние результаты стали итогом многолетней работы законодателей в Германии, в результате отбывание наказания осужденными начали оценивать не как простое искупление, а как попытку (законный вариант, шанс) для преступивших закон изменить свою жизнь и начать ее заново на основах социальной ответственности, добропорядочности и правопослушания. Главную роль в данной ситуации играют процедуры ресоциализации, которые основываются в значительной мере на организации труда осужденных.
Проблематика организации труда как основная составляющая ресоциализации осужденных в ФРГ получила нормативное отображение в Федеральном законе «Об исполнении наказания в виде лишения свободы и выражающихся в лишении свободы мерах исправления и безопасности» от 16.03.1976 г [8]. (далее - Закон 1976 г.) и ряде решений Федерального конституционного суда.
Заключенные в Германии привлекаются к широкому ряду видов работ, которые, как и в России, условно классифицируются на внутренние и внешние. Внутренние работы в значительной мере связаны с хозяйственным обслуживанием и обустройством мест лишения свободы, в частности, уборка и чистка служебных помещений; стирка и чистка одежды, работа в прачечной; работа на кухне по приготовлению пищи. В то же время в местах лишения свободы производственные участки организуются частными организациями. Отметим, что уровень заработной платы, занятых в частном производственном секторе немецкой пенитенциарной системы, находится на уровне 9–15 евро в час, а установленный федеральным законодательством минимальный размер оплаты труда равен 8,5 евро в час.
Подобная практика развития предпринимательского сектора в пенитенциарной системе критикуется в местной печати [9], что в значительной мере определяется конкуренцией с агентами на свободном рынке труда и усложнением задач обеспечения занятости в отдельных федеральных землях. Массовый характер распространения трудоиспользования в немецких тюрьмах подтверждается на примере берлинской тюрьмы Тегель, которая в 2014 г. в общей сложности получила доход от контрактов с частными и муниципальными контрагентами на сумму 6,06 млн евро.
Значительны результаты организации трудовой деятельности на производстве в УИС федеральной земли Нижняя Саксония, где функционирует 13 мест лишения свободы, в которых в общей сложности содержится 4,8 тыс. осужденных. В этом субъекте федерации общий доход пенитенциарной системы от заключенных контрактов составляет более 20 млн евро.
В Федеральной земле Баден-Вюртемберг в 2015 г. из 6792 человек заключенных было трудоустроено 4949 человек. Доход от их деятельности за год составил 30 млн евро. Помимо этого, осужденные получили доходы в виде пособия по безработице в размере 3,4 млн евро. Общие затраты в этой Федеральной земле на содержание УИС в 2015 г. составили 208 млн евро, в том числе 155 млн евро на оплату труда служащих пенитенциарной системы и 8,5 млн евро на медицинское обслуживание спецконтингента [10].
Немецкие автопроизводители также являются работодателями для спецконтингента в немецких пенитенциарных учреждениях. На 260 рабочих местах, организованных в тюрьме Франкенталь (федеральная земля Рейнланд-Пфальц), осуществляется выпуск комплектующих для автомобилей BMW, Audi, Mercedes. Помимо известных автопроизводителей, потребителем продукции пенитенциарного производства в Германии также выступают такие предприятия, как Mile, Siemens, Gardena. Поступления в бюджет федеральной земли Бавария от хозяйственной деятельности в 2015 г. оценивались на уровне 44 млн евро. Однако немецкая общественность в большей мере оценивает коррекционную деятельность пенитанциарной системы и в меньшей степени - ее производственно-хозяйственные успехи.
Несмотря на то, что производственная деятельность и процессы организации труда в немецкой УИС характеризуются высокими коммерческими и пенитенциарными показателями эффективности, проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в этой стране, в значительной мере схожи с российскими. Большая часть контингента тюрем в Германии безграмотны или малообразованны, не имеют профессионального образования и профессии. Их труд в значительной мере малопродуктивен и как следствие – малопривлекателен (неконкурентен) по ряду экономических индикаторов. Значительная часть спецконтингента не всегда способна соблюдать режим и распорядок дня из-за низкой самоорганизации.
Предметом значительных дискуссий также является проблематика социального обеспечения осужденных и формирования их пенсионных счетов. Значительные выгоды от использования труда немецких арестантов состоят в том, что они не платят взносов в пенсионный фонд. Эта практика [11] критикуется общественностью, так как осужденные, не имеющие страхового стажа для начисления пенсии, в дальнейшем получают лишь социальные пособия и, не имея обеспеченной старости, остаются наказанными во второй раз. Однако существует и обратное видение ситуации, при котором, учитывая особенности режима пенитенциарных учреждений закрытого типа в Германии, возникают сомнения в возможности уровнять в трудовых правах заключенных и свободных граждан. В значительной мере это также касается и проблемы того, что пенсионные отчисления существенно завысят фонд оплаты труда осужденных, что сделает их трудоиспользование экономически не привлекательным.
Проблематика пенсионного обеспечения арестантов в Германии имеет достаточно длительную историю. Впервые, в 1972-1973 гг. решения Конституционного суда ФРГ указывали на потребность ресоциализации УИС этой страны. Было также отмечено, что принудительная работы в учреждениях УИС является эффективной мерой ресоциализации, когда она ведет к признанию в том числе и в финансовом эквиваленте. До 2002 г. Конституционный суд ФРГ, в случае поступления на его рассмотрение жалоб о пенсионном обеспечении арестантов, отклонял их и не рассматривал. Только в 2002 г. Конституционный суд ФРГ своим решением внес изменения в § 43 Федерального закона «Об исполнении наказания в виде лишения свободы и выражающихся в лишении свободы мерах исправления и безопасности» 1976 г. Изменение касалось исчисления срока отбывания наказания в сторону уменьшения за усердный труд заключенного. В дальнейшем индивидуальные конституционные жалобы в ФРГ никакого успеха, как и прежде, не имели [12].
В Германии наблюдается такое явление, как профсоюзное движение трудящихся осужденных. Представители и активисты этого движения в своих выступлениях используют такое понятие, как эксплуатация рабочей силы, что определяет их решимость в борьбе за права в рамках сложившихся социально-трудовых отношений [13]. В данной ситуации речь идет о требовании ввести минимальный размер оплаты труда для арестантов. Данная инициатива не имеет поддержки в руководстве федеральных земель, однако, рассматриваются варианты введения минимальной зарплаты, но при условии установления фиксированных ставок возмещения затрат на содержание арестантов и на компенсацию нанесенного ими вреда потерпевшим от их преступлений. Подобные рассуждения основываются на анализе стоимости содержания осужденных в местах лишения свободы.
В федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия, сутки содержания заключенного в тюрьме оцениваются в 116 евро [9]. Примечательно, что стоимость содержания заключенных в учреждениях УИС различных федеральных земель существенно отличается. В 2011 г. минимальные ассигнования на одного заключенного были в Баварии (72,45 евро в день), а максимальные – в Гамбурге (148,67 евро в день) [5. С. 88].
Федеральные власти и власти земель настаивают на том, что труд должен быть обязательным, что определяется значительными средствами, вложенными в производственную базу учреждений УИС, но главное – это высокая эффективность труда в качестве коррекционного инструмента, направленного на перевоспитание осужденных. Общество в значительной мере поддерживает позицию властей, так как считается важным, чтобы арестанты могли отработать и компенсировать некоторую часть средств, затрачиваемых на их содержание. Отметим, что профсоюз немецких осужденных остается на своих позициях и требует введения норм минимальной оплаты труда и других социальных гарантий от государства.
Заслуживает внимания система ресоциализации и адаптации немецких осужденных перед освобождением на свободу. Арестантам позволяется переводиться или посещать в дневное время суток пенитенциарные учреждения открытого типа, где организовано производство. Обучение в учреждениях открытого типа и последующий труд позволяют осужденным подготовиться к началу трудовой деятельности на свободе в максимально приближенных к гражданским условиях. Отметим, что в учреждениях УИС открытого типа в Германии действуют системы медицинского и пенсионного страхования. Несмотря на эффективность деятельности такого рода адаптационных учреждений открытого типа, их численность в Германии снижается, что негативно оценивается рядом специалистов.
С точки зрения процессов организации труда осужденных в ФРГ заслуживает внимания существующая система образования спецконтингента. Вопросы образования и профессиональной подготовки осужденных в учреждениях УИС ФРГ урегулированы нормами Закона 1976 г. Осужденный имеет право посещать в рабочее время занятия, курсы повышения квалификации, учиться заочно и участвовать в других образовательных мероприятиях (§ 67).
Осужденные могут получить высшее образование. Для этого все желающие, кто имеет право на поступление в вуз, отбывающие наказание в тюрьме закрытого типа Гельдерн, учатся заочно в университете г. Хагена [14. С. 17]. На базе этой тюрьмы создан экспериментальный телеколедж, который в полном объеме готовит осужденных к получению аттестата профессиональной высшей школы. Профессиональное образование осужденных организуется совместными усилиями администрации тюрем, федеральных комитетов по труду и свободными немецкими профсоюзами и ориентируется на потребности свободного рынка рабочей силы. При этом администрация тюрем, в первую очередь открытого типа, планирует окончание профессионального обучения таким образом, чтобы оно совпало с окончанием срока наказания, предоставляя осужденному возможности сразу после освобождения нормально включиться в жизнь общества [15. С. 144].
Анализ немецкого опыта организации труда осужденных дает возможность сделать ряд обобщающих выводов.
- Труд определен в качестве основного и наиболее эффективного метода перевоспитания осужденных в Германии. Немецкая пенитенциарная система максимально использует труд в сфере ресоциализации осужденных и рассматривает его в качестве основного способа подготовки заключенных к освобождению.
- Эффективная организация труда осужденных и его обязательность позволяют достигать высоких результатов в перевоспитании преступников, что определяется низкой рецидивностью преступлений после отбывания наказания.
- Трудовые права немецких осужденных гарантированы рядом нормативных положений, соблюдение которых определяет развитый характер производственных отношений вплоть до функционирования профсоюзных организаций осужденных. Это оказывает положительное влияние на показатели производительности труда и повышает эффективность мер ресоциализации и подготовки осужденных к честной жизни на свободе.
1. Bykov A.V. Penitentsiarnye sistemy SShA, FRG, Frantsii, Velikobritanii: osobennosti organizatsii i deyatel´nosti. Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost´. 2013. № 11. S. 165-174.
2. Konzak D., Chernysheva O.M. Volonterskaya rabota v penitentsiarnykh uchrezhdeniyakh Germanii. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2014. № 3(27). S. 83-89.
3. Salogub M.L. K voprosu realizatsii sistemy «sotsial´nykh liftov» v uchrezhdeniyakh FSIN Rossii i opyt sotsial´noy reabilitatsii osuzhdennykh na primere penitentsiarnykh uchrezhdeniy ministerstva yustitsii Germanii. Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. 2013. № 1. S. 117-119.
4. Sukharev S.N. Mery ispravleniya i bezopasnosti, svyazannye s izolyatsiey ot obshchestva, po ugolovnomu zakonodatel´stvu Germanii. Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2015. № 4. S. 103-108.
5. Chernysheva O.M. Reforma v penitentsiarnykh uchrezhdeniyakh Germanii. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2012. № 4(20). S. 86-89.
6. Ministerium der Justiz und fur Europa Baden-Wurttemberg. Daten und Fakten. URL: http://www.justizministerium-bw.de/pb/,Lde/Startseite/Justizvollzug/ datenundfakten#anker2013025
7. Germany penal system. URL:http://www.prisonstudies.org/country/germany (data obrashcheniya 10.10.2016 g.)
8. Gesetz über den Vollzug der Freiheitsstrafe und der freiheitsentziehenden Maßregeln der Besserung und Sicherung. BGBl. 1977. №1. pp. 436 URL:https://www.gesetze-im-internet.de/stvollzg/BJNR005810976.html (data obrashcheniya 10.10.2016 g.)
9. Brunner F. Gewerkschaft Knast & Zelle. URL: http://zeitenspiegel.de/de/projekte/reportagen/gewerkschaft-knast-and-zelle/article/ (data obrashcheniya 10.10.2016 g.)
10. Ministerium der Justiz und für Europa Baden-Württemberg. Daten und Fakten. URL: http://www.justizministerium-bw.de/pb/,Lde/Startseite/Justizvollzug/ datenundfakten#anker2013025 (data obrashcheniya 10.10.2016 g.)
11. Doppelt bestraft: Strafgefangene ohne Rentenanspruch für jahrelange Arbeit im Knast. URL:http://www.rbb-online.de/kontraste/archiv/kontrastevom-30-10-2014/doppelt-bestraft--strafgefangene-ohne-rentenanspruch-fuer-jahrel.html (data obrashcheniya 10.10.2016 g.)
12. Gulina O.R. Penitentsiarnaya sistema Federativnoy respubliki Germaniya v sovremennykh usloviyakh. Materialy mezhdunar. nauch.-prakt. Konf. «Penitentsiarnaya bezopasnost´: natsional´nye traditsii i zarubezhnyy opyt, pravovoe regulirovanie vooruzhennykh konfliktov» (g. Samara, 31.05-28.06.2014 g.). Samara: Samarskiy yuridicheskiy institut FSIN, 2014. S. 53 - 56.
13. Strafgefangene fordern Mindestlohn. URL:http://www.bsbd-nrw.de/aktuelles/aktuellesbsbd/366-strafgefangene-fordern-mindestlohn (data obrashcheniya 10.10.2016 g.)
14. Andreev N.A. Resotsializatsiya osuzhdennykh v penitentsiarnykh uchrezhdeniyakh FRG [Tekst] : ucheb. posobie / Andreev N.A., Morozov V.M., Kovalev O.G. i dr. M.: Prava cheloveka, 2001.
15. Syur S.V. Zagranichnyy opyt polucheniya obrazovaniya osuzhdennykh: sravnitel´nyy analiz. Vestnik Akademii tamozhennoy sluzhby Ukrainy. 2010. № 1. S. 143-147.