Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the very relevant problem of the modern pedagogy of higher school. It is a question: on which competences are based the training of a modern teacher of literature and how it is regulated. The authors focus on the personal qualities of students and the dynamics of their professional training. The article shows the mechanism of formation and control of key competences of students through system of specially organized training and production, educational and pedagogical practices.

Keywords:
higher school, teacher, competence, practice.
Text

Компетентностный подход к обучению играет важную роль в системе современного российского высшего образования. Он является теоретической основой всех поколений российских образовательных стандартов высшего профессионального образования. Трактовка базового понятия «компетенция», к сожалению, отсутствует в отечественных образовательных стандартах. В них не определяются пути и способы контроля сформированности компетенций, что снижает образовательную ценность данного документа [1].

Авторы считают целесообразным предложить педагогическому сообществу свой подход к определению и формированию компетенций современного учителя литературы. Он основан на категории «способность», учитывает личностные качества обучаемых, динамику их профессиональной подготовки и обеспечивает контроль сформированности компетенций.

В целом поддерживая принятое в государственных стандартах разделение компетенций на общеобразовательные и общекультурные, отмечаем существенный разброс и нестрогость предлагаемых в данном документе формулировок этого понятия.

На взгляд авторов, подготовка учителя литературы должна быть нацелена на формирование следующих видов ключевых компетенций, способных обеспечить его успешную педагогическую деятельность: литературоведческой, лингвистической, историко-культуроведческой, источниковедческой, эстетической, психолого-педагогической, поликультурной, коммуникативной, социокультурной. Важно отметить, что каждая из названных компетенций отвечает за формирование и реализацию на практике определенного сегмента его профессиональных задач.

References

1. Perechen’ porucheniy Prezidenta RF po itogam sovmestnogo zasedaniya Soveta po menzhnatsional’nym otnosheniyam i Soveta po russkomu yazyku [The list of Russian orders of the President on the results of the joint meeting of the menzhnatsionalnym Relations and Russian Language Council Council]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/49877

2. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart vysshego professional’nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen’) «bakalavr») [The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 050100 Teacher education (qualification (degree) «Bachelor»)]. Available at: http://minobrnauki.rf/documents/1908

3. Federal’nyy zakon № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29 dekabrya 2012 g. [Federal Law № 273-FZ «On Education in the Russian Federation» dated 29 December 2012]. Available at: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Login or Create
* Forgot password?