NETWORK EFFECTS IN THE STRUCTURE OF INTELLECTUAL-NETWORK PROPERTY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Тhe article reveals the multifunctional nature of intellectual capital and network servict, conditions of occurrence and basic properties of network effects. The features of assessing and accounting for network effects as a specific object of intellectual-property network are considered.

Keywords:
intellectual capital, intellectual property, globalization, innovations, network effects, global network spillover.
Text

Статья подготовлена при грантовой поддержке РГНФ, проект № 16-02-00351а.

В условиях глобальной информационно-сетевой экономики интеллектуальный капитал, результирующие характеристики которого воплощаются в объекты интеллектуальной собственности, является ключевым фактором динамичного, гиперконкурентного инновационного экономического развития. Высокообразованный специалист-инноватор, являющийся носителем информационно-интеллектуального капитала, включенный в глобальную распределенную, информационно-сетевую систему общественного воспроизводства, является главным творческим субъектом создания опережающих полифункциональных, доминантных инноваций, обеспечивающих успех в современной гиперконкурентной борьбе. В широком смысле интеллектуально-сетевой капитал включает профессионально-квалификационные способности, креативные свойства и компетенции работника, нематериальные активы компаний, объекты интеллектуальной собственности, капитал сети, глобальные, национальные и региональные институты электронного правительства, сетевые бизнес-сообщества, научно-образовательные и социальные сети.

Структурные элементы интеллектуально-сетевого капитала (знания, креативные способности, инновационность, конкурентное поведение, рыночная предприимчивость, профессиональная мобильность, квалификационная гибкость, передовые методы принятия решений, информационная лабильность, культура труда, социализация) получают денежную и неденежную оценку, накапливаются, капитализируются, вступают в рыночный, общественный и сетевой оборот, приносят дополнительный денежный доход, интеллектуально-информационную ренту, социально-статусные выгоды, различные сетевые эффекты, становятся объектами интеллектуальной собственности, приводят к повышению качества и уровня жизни людей и обеспечивают устойчивый инновационный экономический рост и социальную стабильность в обществе. В связи с этим особую научную значимость имеет классификация, учет и оценка разнообразных общественных, рыночных и сетевых выгод и эффектов от использования интеллектуально-сетевого капитала (нематериальных активов, интеллектуальной собственности).

Интеллектуально-сетевой капитал в процессе своего экономического оборота и коммерционализации принимает форму разнообразных общественных, рыночных и сетевых активов, которые могут капитализироваться и реализовываться на рынке, а также накапливаться и обращаться как общественное благо и сетевое благо в государственном, частном сегментах глобального рынка, а также в социальных сетях. Интеллектуальный капитал, с одной стороны, персонифицируется в самом работнике (специалисте, инноваторе), с другой – воплощается в определенные новые знания, интеллектуальные продукты и услуги, информационные продукты, условно-отчуждаемые от их производителя и становящиеся объектом купли-продажи в виде объектов интеллектуальной собственности. В информационно-сетевой экономике ценность и экономическая отдача от использования интеллектуального капитала и производимых им интеллектуально-знаниевых благ и сетевых эффектов многократно возрастают. 

Интеллектуально-сетевой капитал представляет собой информационно-интеллектуальный капитал сети, который в процессе своего оборота в глобальной сети принимает различные функциональные формы и приносит помимо обычных рыночных и общественных выгод также интеллектуально-статусную ренту и многообразные распределенные во времени и в пространстве синергийно-сетевые эффекты [1]. 

В процессе развития шестого нанобиотехнологического уклада появляются новые виды сетевой деятельности и формируются принципиально новые инновационно-технологические ниши и кластеры: нанотехнологии; новые способы получения чистой энергии из окружающего (структурированного) пространства; наномолекулярное моделирование и конструирование бионаноматериалов и бионаномеханизмов с программируемыми характеристиками; стратегическое многоуровневое, голографическое образование и мышление; методы целевого матричного программированного управления в условиях хаоса, риска и неопределенности; глобальные самообучающиеся информационно-интеллектуальные системы и др.). Все они представляют собой уже не межотраслевые инновационные кластеры, которые были характерны для пятого технологического уклада, а, по сути, представляют собой системно-генерируемые, интеграционно-сетевые кластеры, характерные для шестого технологического уклада. 

Такие новые системно-генерируемые, интеграционно-сетевые кластеры являются подсистемами формирующейся глобальной интегрированной системы гиперконкурентной информационно-сетевой экономики. В этих условиях базовый способ производства, распределения, обмена и потребления становится преимущественно информационно-сетевым, и, следовательно, появляется класс новых интегрально-сетевых эффектов, которые могут быть выражены в новых видах и объектах интеллектуально-сетевой собственности и которые должны быть специфицированы, получить адекватную оценку и учитываться при расчете расширенного (с учетом разнообразных интегрально-сетевых благ и эффектов) ВНП. 

На наш взгляд, более точно и адекватно появление в современных условиях класса новых распределенных во времени и в пространстве интегрально-сетевых благ и эффектов, их спецификацию, оценку и учет отражает вводимое нами новое понятие – «интеллектуально-сетевая собственность» [2].

В условиях возрастания роли инновационно-интеллектуальной деятельности в современной глобальной экономике возникают новые институты организации, регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности. Ведущей межправительственной организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на содействие развитию и использованию интеллектуальной собственности, является Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Главная цель ВОИС – развитие сбалансированной и эффективной международной системы интеллектуальной собственности, которая вознаграждает творчество, стимулирует инновации и вносит вклад в экономическое, социальное и культурное развитие всех стран при соблюдении государственных интересов [3]. Право интеллектуальной собственности на международном уровне определяют Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), являющиеся составной частью системы договоров ВТО. Международный арбитраж по использованию интеллектуальной собственности является одной из структур, призванных разрешать международные споры в сфере использования интеллектуальной собственности. Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству специализируется на урегулировании международных споров в области защиты прав на интеллектуальную собственность [4]. 

В современной информационно-сетевой экономике интеллектуально-сетевое благо имеет полифункциональное назначение, выполняет множество функций и имеет многоразличные функциональные формы проявления. Процесс создания, предоставления и потребления сетевой услуги (сетевого блага) имеет ряд качественных характеристик и специфических особенностей. Важнейшими свойствами сетевой услуги являются невещественность, интегративность, онлайн- и офф-лайн актуализация, нелинейность, распределенность в пространстве и времени и полифункциональность. Сетевая услуга (сетевой эффект) одновременно является неосязаемым (невещественным) и в то же время объективируется, воплощается, материализуется в социально-экономическом смысле во множестве объектов и субъективируется (институционализируется) множеством субъектов.

Полифункциональная сетевая услуга в процессе своего воспроизводственного оборота в сети выступает одновременно в трех формах: как общественное благо, как рыночный товар (капитализируемый актив) и как коэволюционное общественно-рыночное сетевое благо, т.е. как одновременно общественное благо, рыночный товар и интегральный, распределенный во времени и в пространстве сетевой эффект

Развивающиеся посредством глобальных инфокоммуникационных сетей процессы сетевой интеграции, комплексного взаимодействия знаний, технологий, научно-исследовательских групп и производственных коллективов разных компаний, сфер, отраслей, регионов, стран обеспечивают новую сетевую, гиперконкурентную комбинацию традиционных факторов производства, большую гибкость, эффективность, реализацию конкурентных преимуществ, ведут к снижению экономической энтропии и получению синергийно-сетевых эффектов

Все большее значение в информационно-сетевой экономике имеют распределенные информационные научно-образовательные, бизнес-сети, социальные сети и инфраструктура сетей электронного правительства. Они устанавливают разнообразные гибкие, сетевые взаимодействия и коммерческо-экономические связи университетов и специалистов с предприятиями, компаний с рынками (посредством инструментов аутсорсинга, телеработы, электронного бизнеса, электронной биржевой торговли), органами местной и федеральной власти (посредством сетевых ресурсов электронного правительства и предоставления электронных госуслуг). Такой механизм сетевой научно-образовательной бизнес-интеграции призван обеспечить новую комбинацию-концентрацию имеющихся ресурсов, факторов, возможностей госорганизаций, предприятий, университетов и партнеров, которые становятся инновационно-конкурентными ресурсами

На базе инновационно-конкурентных ресурсов осуществляется трансформация нового создаваемого и аккумулируемого знания в новый конкурентный на рынке продукт или услугу, их реализацию на рынке и получение определенных сетевых эффектов и конкурентных преимуществ. Участие в сетевой интеграции, как правило, обеспечивает рост выручки, стоимости, статуса, организованности университетов и компаний, входящих в данное итеграционно-сетевое объединение. 

В российской Концепции долгосрочного социально-экономического развития «Стратегия-2020» впервые было признано, что наряду с приоритетной поддержкой группы передовых технологий и секторов, созданием новейшей производственной инфраструктуры важнейшим направлением инновационной политики страны становится развитие сетевой кооперации и сетевых взаимодействий, сетевой системы передачи, диффузии знаний, инноваций.

В характеристике сетевой услуги как сетевого эффекта снимается традиционное противопоставление, разделенность и противоречивость стадий общественного производства: сферы производства, сферы распределения, сферы обмена и сферы потребления, а также между предпосылкой процесса производства, самим процессом производства и его результатом. При этом имеет место интеграция трех составляющих: производство сетевой услуги, предоставление сетевой услуги и потребление сетевой услуги, представляющих единый процесс производства-предоставления-потребления сетевой услуги.

В процесс производства-предоставления-потребления сетевой услуги и процесс создания добавленной стоимости вовлечены не только производители (как при производстве традиционного вещественного товара), но и посредники, предоставляющие сетевую услугу, и непосредственно потребители этой услуги. Происходит синхронизированность во времени (он-лайн и офф-лайн) и локализация в распределенном сетевом пространстве взаимодействия между производителем сетевой услуги (тем, кто ее производит), посредником (тем, кто ее предоставляет) и потребителем (тем, кто ее потребляет). При непосредственном производстве, оказании услуги и ее потреблении у потребителя актуализируется многофакторный функционал (лишь во время непосредственно сетевого взаимодействия у потребителя на время появляются новые функции, факторы, компетенции и возможности по потреблению определенной сетевой услуги), который после прекращения потребления конкретной сетевой услуги перестает быть активным и переходит в накопленный потенциал.

Характер, качество, содержание, форма, количество, результат зависят от меры интеграции факторов производства-предоставления-потребления сетевой услуги. Имеет также место многообразие форм субъект-объектных отношений в процессе производства-предоставления-потребления полифункциональной сетевой услуги (сетевого эффекта).

Широкое развитие Интернета, компьютерно-телекоммуникационных систем обеспечивает возможность удаленного и распределенного доступа специалистов (носителей интеллектуально-сетевого капитала) к мировым информационным ресурсам, а также возможность их сотрудничества в социальных, культурно-мировоззренческих, научно-образовательных и бизнес сетях с другими людьми и компаниями посредством различных распределенно-сетевых профессиональных и социальных сообществ. При этом преодолевается энтропия знаний, возникает ряд синергийных эффектов, эффекты диффузии знаний, проницаемости и сжатия пространственных и временных границ, а также экономии социального времени [5]. 

Специфика оценки сетевой услуги заключается в том, что она может выражаться в разнообразных формах, сопряженных с формированием и воспроизводством общественных благ, рыночных товаров и сетевых эффектов. При реализации сетевой услуги добавленная стоимость создается интегративно-сетевым способом в неразрывном единстве процессов создания, предоставления и потребления сетевой услуги, т.е. добавленная стоимость сетевой услуги (сетевого эффекта) создается одновременно и производителем, и посредником, и потребителем этой сетевой услуги. 

В силу специфики единого процесса производства-предоставления-потребления сетевой услуги объемы производства, объемы предоставления и объемы потребления данной услуги должны совпадать, что выражает неразрывную интегративную связь между спросом и предоставлением, предложением данной сетевой услуги. То или иное сокращение спроса на определенную сетевую услугу приводит к одновременному сокращению предложения данной услуги. Специфической особенностью является то, что сетевая услуга в форме сетевого эффекта может приносить интегративную (распределенную в пространстве и отложенную во времени) добавленную стоимость.

В связи с этим большое значение имеет определение принципов оценки полифункциональной сетевой услуги, ее включения и учет в величине валового национального продукта (ВНП). Полифункциональная сетевая услуга (сетевой эффект) воплощается в различные объекты интеллектуальной собственности (овеществленные и персонифицированные, вещественные и невещественные, линейные и нелинейные). В глобальной гиперконкурентной информационно-сетевой экономике важнейшей и сложнейшей задачей является осуществление спецификации разнообразных прав на новые объекты интеллектуально-сетевой собственности. 

Общий методологический принцип состоит в следующем: подлежат учету и оценке все интегративно-распределенные во времени и пространстве результаты и эффекты от производства-предоставления-потребления полифункционального сетевого блага (услуги), направленного на реально удовлетворение актуализируемых и верифицируемых потребностей людей и возникающих при этом специфицируемых прав на интеллектуально-сетевую собственность. Это предполагает расширение традиционной системы национального счетоводства путем включения в нее новых интегративно-распределенных полифункциональных сетевых эффектов, а также необходимость скорректировать оценку ВНП на их величину (в частности, на величину оценки специфицируемых прав на новые объекты интеллектуально-сетевой собственности).

Сложнейшая проблема состоит в том, как, наряду с оценкой и учетом рыночной величины предоставленной сетевой услуги (эффекта), оценить и учесть ее нерыночную, общественно-сетевую составляющую, которая не может быть в данный момент времени непосредственно оценена в денежных единицах. Например, возможное дополнительное возникновение капитализируемого денежного эффекта (прямого и косвенного, линейного и нелинейного), который может быть получен в будущем, зависит от количества пользователей данным конкретным сетевым благом (сетевой услугой) в социальной сети в настоящем. 

Рассмотрим расширение видов интеллектуальной деятельности и объектов интеллектуально-сетевой собственности на примере такого понятия, как спилловер (spillover). Опубликованная в ведущем научном журнале, но неоплаченная в денежном выражении в текущий период, статья известного ученого может в будущем привести к росту статусных, неденежных выгод (рост значимости ученого, рост индексов цитируемости его публикаций и др.) и росту денежных доходов данного ученого (например, в виде более высоких гонораров за лекции или получение более высокооплачиваемой работы в будущем). В традиционной СНС эти возможные дополнительные будущие рыночные доходы и сетевые эффекты не учитываются.

Знания, инновации, полученные в результате фундаментальных и прикладных НИР, через процесс некоммерческого обмена знаниями или через механизм коммерционализации знаний принимают форму новых информационных продуктов, реализуемых на рынке в форме новых инновационных продуктов, научно-технологической документации, патентов и прав на объекты интеллектуальной собственности. Трансфер и спилловер является важнейшим элементом в механизме диффузии знаний, технологий, инноваций корпоративной, национальной и мировой инновационных систем и представляет собой распространение и перенос знаний и инновационных технологий в виде некоммерческого распространения новых научных знаний (научные публикации, доклады на конференциях) и коммерческой передачи прав на объекты интеллектуальной собственности (патентное, авторское, лицензионное право). 

Спилловер является способом (процессом) передачи нового знания, которое обладает общественной ценностью и на которое существует знаниевый спрос со стороны общества, фирм, отдельных потребителей и в глобальной сети. Персонифицированными и предметными носителями спилловера знаний могут быть авторы научных открытий и новых технологий (ученые, высококвалифицированные специалисты, изобретатели), публичная информация, публикуемая в рецензируемых научных и профессиональными журналах, в материалах научных конференций, на сайтах официальных электронных изданий в сети Интернет. 

Понятие «спилловер» используется в мировой научной литературе и на практике. Так, Европейская комиссия по предприятиям и отраслям в своих нормативных документах определяет технологический спилловер как «процесс принятия на себя инновации, или конечного результата инновационного процесса» [6]. На наш взгляд, спилловер является способом диффузии-передачи знаний не только в национальной инновационной системе, но и в глобальной экономике [7]. Известный исследователь проблемы спилловера знаний А. Джеффи выделяет три основных вида спилловеров: «спилловеры знания» (knowledge spillovers), «рыночные спилловеры» (market spillovers); «сетевые спилловеры» (network spillovers) [8].

С.А. Дятлов определяет спилловер как способ оборота, циркуляции интеллектуального капитала, способ передачи нового знания, который выступает одновременно в трех формах: как общественное благо, как рыночный актив и как сетевое благо (сетевой эффект). В условиях глобальной информационно-сетевой экономики появляется новые виды спилловера – «глобальные спилловеры» (global spillovers). Существование глобальных спилловеров обусловлено стремлением ученых, авторов, изобретателей, научных коллективов, инновационных компаний после создания первого авторского образца нового знания, произведения, товара, услуги или технологии к возможно более быстрому и широкому их распространению (или распространению информации о возникновении новой технологии), более быстрой их коммерционализации и глобализации, что будет способствовать более быстрому маркетинговому выводу новой технологии на мировые рынки и завоеванию на них своей потребительской ниши [9]. 

С учетом вышеизложенного более точно сущность процессов передачи знания в глобальной информационно-сетевой экономике, проницающих национальные, географические, корпоративные границы, выражает понятие «глобальные сетевые спилловеры» (global networks spillovers).

Возникновение сетевого спилловера обусловлено тремя условиями. Во-первых, необходимостью сетевой интеграции науки, кадров и бизнеса, когда при разработке нового технологически очень сложного нового продукта требуется объединение и интеграция усилий многих исследователей, разработчиков и компаний, объединенных единой целью и координирующих свою деятельность. Во-вторых, необходимо учитывать, что распространение знаний через сети осуществляется как по горизонтали (электронно-сетевой бизнес), так и по вертикали (сети электронного государства), а также в получивших в последнее время широкое развитие социальных сетях. В-третьих, возникновением и получением от некоммерческого и коммерческого распространения в глобальной сети Интернет разнообразных сетевых эффектов, которые зависят от масштабируемости и мультипликативности новой технологии, от степени индуцирования ею со стороны потенциальных потребителей знаниевого интереса, масштаба сети и покупательского рыночного спроса [10].

В глобальной информационно-сетевой экономике системным интегратором, средством и способом распространения и передачи новых знаний служит распределенно-сетевая метасистема глобальной диффузии знаний (инноваций), важнейшим элементом которой является глобальный сетевой спилловер, который становится важнейшим элементом интеллектуально-сетевой собственности и который должен получить адекватную денежную и неденежную оценку в расширеннной структуре ВНП. 

References

1. Dyatlov S.A. Setevye effekty i vozrastayushchaya otdacha v informatsionno-innovatsionnoy ekonomike [Tekst] / S.A. Dyatlov. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - SPb.: SPbGEU, 2014. - № 2. - S. 7-12.

2. Dyatlov S.A. Regulirovanie i zashchita prav intellektual´noy sobstvennosti [Tekst] / S.A. Dyatlov. Entropiynaya ekonomika: metodologiya issledovaniya global´nogo krizisa. - SPb.: SPbGEU, 2015. - S. 116.

3. Konventsiya Vsemirnoy organizatsii intellektual´noy sobstvennosti [Elektronnyy resurs]. URL: HTTP://WWW.WIPO.INT/TREATIES/RU/CONVENTION/TRTDOCS_WO029.HTML

4. Tsentr VOIS po arbitrazhu i posrednichestvu [Elektronnyy resurs]. URL: HTTP://WWW.ARBITER.WIPO.INT

5. Dyatlov S.A. Rol´ intellektual´nogo kapitala v preodolenii ekonomicheskoy entropii i poluchenii sinergiyno-setevykh effektov [Tekst] / S.A. Dyatlov. Formirovanie innovatsionnoy ekonomiki Rossii: kollektivnaya monografiya. - SPb.: SPbGEU, 2014. - S. 59.

6. Innovation market failures and state aid: developing criteria: Report prepared for DG for Enterprise and Industry European Commission, November 2005 [Elektronnyy resurs]. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/library/lib-competition/doc/innovation_market_failures_and_state_aid.pdf

7. Dyatlov S.A. Spillover kak mekhanizm diffuzii innovatsiy v natsional´noy innovatsionnoy sisteme [Tekst] / S.A. Dyatlov, Mar´yanenko V.P.. Problemy deyatel´nosti khozyaystvennykh sub´´ektov sovremennoy Rossii. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. - Vyp. 14. - SPb.: Norma, 2011. - S. 88-94.

8. Jaffe. A.B. TECHNOLOGICAL OPPORTUNITY AND SPILLOVERS OF R&D: EVIDENCE FROM FIRMS´ PATENTS, PROFITS AND MARKET VALUE [Text] / A.B. Jaffe. - NBER Working Papers. - 1986. - № 1815.

9. Dyatlov S.A. Intellektual´no-setevoy kapital i setevye formy diffuzii znaniy [Tekst] / S.A. Dyatlov. Entropiynaya ekonomika: metodologiya issledovaniya global´nogo krizisa. - SPb.: SPbGEU, 2015. - S. 190-191.

10. Dyatlov S.A. Setevye formy funktsionirovaniya intellektual´nogo kapitala v global´noy informatsionnoy ekonomike [Tekst] / S.A. Dyatlov, V.G. Shubaeva. Ekonomika obrazovaniya. -2015. - № 2. - S. 50-53.

Login or Create
* Forgot password?