SOCIO-PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF THE CONSULTANT’S ACTIVITY IN EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers social, psychological and pedagogical basics of consulting activity in development and modernization of Russian education, analyses its basic principles, types, methods, means, features.

Keywords:
educational consulting, consulting activity in education, social t psychology and pedagogical bases of consulting activity, the principles, types and forms of consulting activity, feature of activity of the consultant in education.
Text

Активизация всех направлений модернизации российского образования породила востребованность консультационных услуг на всех уровнях. Актуальность исследования консалтинговой деятельности в российском образовании определяется тем, что деятельность консультантов, основанная на оказании интеллектуальных услуг в инновационном развитии профессиональной деятельности педагогических и управленческих кадров, является сегодня фактором повышения их эффективности и как следствие конкурентоспособности.

В помощи консультантов нуждаются:

  • руководители органов управления образованием субъектов федерации;
  • руководители и специалисты органов управления образованием регионального и муниципального уровней;
  • руководители и специалисты различных отраслевых образовательных структур;
  • руководители, педагоги и психологи общеобразовательных учреждений, учащиеся и их родители.

Потребность в интеллектуальной помощи растет быстрее, чем происходит подготовка профессиональных помощников — консультантов, экспертов, инструкторов, преподавателей. Овладение консультативными навыками как дополнительными к своей основной специальности является крайне перспективным для профессиональной реализации специалистов и руководителей.

Более того, консультационные услуги в области образования связаны с влиянием актуальных инновационных проектов на консультационный «продукт». Процессы модернизации порождают живую инновационную практику, которая остается зачастую недостаточно обобщенной и нормативно закрепленной, что напрямую влияет как на отбор содержания консультаций, так и на отбор специалистов, способных выполнять функцию консультантов.

References

1. Aleshnikova V.I. Ispol’zovanie uslug professional’nykh konsul’tantov [Using the services of professional consultants]. Moscow, 1999.

2. Aminov N.A. Nekotorye teoreticheskie aspekty differentsial’noy psikhodiagnostiki spetsial’nykh sposobnostey [Some theoretical aspects of differential psychodiagnosis special abilities]. Tipologicheskaya diagnostika i obrazovanie [Typological diagnosis and education]. Moscow, 1994.

3. Blok P. Bezuprechnyy konsalting [Flawless Consulting].St. Petersburg, Piter, 2007. 297 p.

4. Gulina M.A. Osnovy individual’nogo psikhologicheskogo konsul’tirovaniya [Based on individual counseling]. St. Petersburg, 2000.

5. Koup Mik. 7 osnov konsaltinga [7 foundations consulting]. St. Petersburg, Piter, 2007. 336 p.

6. Kochyunas R. Osnovy psikhologicheskogo konsul’tirovaniya [Fundamentals of psychological counseling]. Moscow, 2000.

7. Oliferenko L.Ya. Sotsial’no-pedagogicheskaya podderzhka detey gruppy riska [The socio-pedagogical support of children at risk]. Moscow, 2002.

8. Orlov A.B. Psikhologiya lichnosti i sushchnosti cheloveka: paradigmy, proektsii, praktiki [Psychology and the essence of man: Paradigms, perspectives, practices]. Moscow, 1995.

9. Orlov Yu.M., Tvorogova N.D., Shkurkin V.I. Stimulirovanie pobuzhdeniya k ucheniyu [Encouraging motivation for learning]. Moscow, 1988.

10. Slastenin V.A. Pedagogicheskoe konsul’tirovanie [Educational counseling]. Moscow, Akademiya Publ., 2006.

11. Benz E., Rueckriem N. (Hrsg.). Der Lehrer alsBerater. Heidelberg, 1978.

12. Burks H.M., Stefflre B. Theories of Counseling. New York, 1979.

13. Herbert M. Psychology for Social Workers. London, 1988.

14. Rogers C. The characteristics of ahelping relationships. Personel and Guidance Journal. 1958. V. 37.

Login or Create
* Forgot password?