Clustering gives a powerful impetus to the development of regions and businesses. The main driving force of this process is innovation. However, the main problem hindering the normal functioning - lack of coordination between members of the cluster.
Local education, clusters, innovation, investment, competition, resources, technology
Для развития экономики страны в целом, и региона в частности, следует использовать такие механизмы в организации производственной деятельности, которые смогли бы эффективно использовать ресурсы территории. Кластеры можно отнести к таким механизмам, так как они повышают конкурентоспособность экономической системы в целом.
Cluster (английское слово) – переводится на русский язык как скопление/концентрация. В течение последних лет это слово стало часто фигурировать в экономической сфере России. В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О промышленной политике в Российской Федерации" промышленный кластер – совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации [14]. Но на данный момент существует достаточно много определений «кластера», и эксперты так и не могут выработать одно обобщенное понятие, они сходятся лишь в том, что кластер должен быть экспортоориентирован.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 N 779 "О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров" инфраструктура промышленного кластера - совокупность объектов технологической и промышленной инфраструктуры, учреждений образования и науки, некоммерческих организаций, финансовых организаций, обеспечивающих развитие промышленного кластера и реализацию программы развития промышленного кластера. В состав инфраструктуры промышленного кластера входят:
- не менее одного учреждения высшего профессионального образования и (или) одного учреждения среднего профессионального образования, осуществляющих профессиональное обучение и (или) дополнительное образование персонала участников промышленного кластера в интересах достижения цели создания промышленного кластера;
- не менее 10 субъектов деятельности в сфере промышленности, осуществляющих промышленное производство промышленной продукции;
- не менее одного субъекта деятельности в сфере промышленности, осуществляющего конечное промышленное производство промышленной продукции в целях реализации ее на внутреннем и внешних рынках с использованием промышленной продукции всех участников промышленного кластера [10].
Современная экономика строится на инновационной политике, которая подразумевает активное вовлечение властей регионов в процессы формирования и реализации механизмов стимулирования инновационной деятельности, чтобы эффективно использовать ресурсный потенциал местности, повысить качество и стоимость рабочей силы. Предприятия же заинтересованы в образовании кластера, так как это приводит к росту конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия, связанного со специализированными услугами и высококвалифицированными кадрами, географически близким расположением, доступом к инновациям, технологиям, ноу-хау, ускорением нормативно-правовых процедур, а так же с реализацией кооперационных проектов. Развитие кластеров служит оптимизацией позиций отечественных предприятий в производственных цепочках, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и локализации сборочных производств и, в конечном счете – росту уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг считают в Минэкономразвития России. Однако предприятия зачастую не спешат объединяться в кластеры, потому что не видят существенных преимуществ от таких объединений, им проще создать холдинг, если это крупная компания, из вспомогательных предприятий. Как правило, однако не много компаний могут позволить себе подобное. И тут на первый план выходят местные муниципальные власти, которые создают необходимые условия: инфраструктуру, льготы, финансирование, сокращение времени решения нормативных процедур и т.д. Они зачастую понимают выгоду от объединения предприятий в кластер раньше самих предприятий. Заинтересованность местных властей не выглядит такой уж безвозмездной, вновь образованный (выращенный) кластер, положительно развивающийся, приносит территории следующие качества: рост доходов; уровня жизни; рабочие места; привлечение инвестиций [2].
В то же время, предприятия, проанализировав все выгоды от объединения, могут сами образовать кластер: благодаря объединению в кластеры предприятия (вчерашние конкуренты на местном рынке) могут выходить на более обширные рынки (у бизнеса возникает преимущество перед изолированными конкурентами), компании могут более эффективно использовать свои ресурсы и производить больше товаров, чем объем выпуска их индивидуальной продукции, кластеризация дает фирмам возможность увеличить время получения информации о продвижениях в технологиях и изменениях в предпочтении потребителя или клиента, единственный минус от этих объединений – это утрата собственных ноу-хау, которые в скором времени становятся доступны конкурентам-сотрудникам по кластеру, но с другой стороны эта конкуренция сподвигнет рост инновационной сферы предприятия. В этом и есть кардинальное отличие-преимущество кластера от холдинга, внутренняя конкуренция предприятий (холдинг) слабее внешней (кластер). Конкуренция внутри кластера помогает оптимизировать систему, а обмен информацией, специалистами, технологиями позволяет развивать систему и дает возможность перетекать финансовым ресурсам в сектора, наиболее необходимые для развития кластера [5].
Зачастую предприятия-участники кластера не в состоянии объективно оценить свою совместную деятельность, эту функцию целесообразно передать местным властям. Как уже было сказано выше, они заинтересованы в развитии кластера - росте благополучия своего региона, тем более что власти могут со стороны трезво и беспристрастно дать характеристику ситуации.
Рост кластеров может быть усилен кластерной политикой - осознанным взаимодействием институтов власти и общества по поддержке и развитию кластерных инициатив. Вместе с тем существуют примеры, когда кластеры вырастали без какой-либо поддержки со стороны государства и общества [12].
Обычно создание кластеров происходит по инициативе правительства (32 %), индустрии (27 %) или их общей инициативе (35 %). Финансирование кластерных инициатив осуществляется за счет государства (54 %), за счет индустрии (18 %) или в равной степени за счет обеих сторон(25 %) [13].
Успешная реализация проектов по стимулированию кластеров возможна при наличии региональной стратегии. При разработке региональной стратегии необходимо учитывать ключевые точки роста региона в целом. Кластеры, в региональном аспекте соединяя в себе фундаментальную науку, проектно-конструкторские разработки и новые высокотехнологические производства создают условия для перевооружения промышленности, определяют приоритетные инвестиционные вложения и формируют комплексные производственно-технологические пакеты для принятия выгодных инвестиционных решений. Привлечение инвестиций в кластеры обеспечивают мультипликативный эффект развития экономики региона. Кластеры способствуют внедрению новой техники и технологий, развитию наукоемких производств, чем обеспечивают устойчивость региональной экономики в динамичной рыночной среде [5].
В качестве примера мы рассмотрим Калужскую область, в которой в начале 2000-х был существовал приоритет создания благоприятного инвестиционного климата, создание большого числа новых рабочих мест. Стратегия развития Калужской области достаточно резко меняет своё направление с промышленного развития к инновационному и привлечению в регион большого количества материальных и человеческих ресурсов. Калужская область одной их первых внедряет кластерный подход для управления региональным развитием. Кластерный подход является базисным в стратегии области до 2030 года. Следует выделить такие кластеры как: автостроительный; агропищевой; туристско-рекреационный; кластер биотехнологий и фармацевтики, медицинских услуг. В качестве примера мы остановимся на последнем кластере – биотехнологий и фармацевтики, медицинских услуг.
В числе основных «драйверов» роста региональной экономики руководство региона видит кластер фармацевтики и биотехнологий. По мнению экспертов, это одно из самых перспективных направлений в мире, обеспечивающее наибольшую добавленную стоимость.
Для Калужской области развитие фармацевтической отрасли — осознанный выбор. Приоритетная цель - построение полноценной инфраструктуры для обеспечения всех этапов инновационного процесса, от научной идеи до конечного продукта. Очень важно, что построение такой инфраструктуры позволит ускорить процесс исследований и модернизации фармацевтической отрасли в целом, позволит наладить выпуск высокоэффективных оригинальных лекарственных препаратов, снизит зависимость страны от импортируемых средств и повысит безопасность применения медикаментов. И что очень важно, эти средства будут доступны для населения [3].
Калужский кластер фармацевтики и биотехнологий включает не только производителей медикаментов. Важным направлением работы является поддержка малых и средних инновационных предприятий, а также создание инфраструктуры для проведения клинических испытаний с целью дальнейшей коммерциализации научных разработок.
Кластер фармацевтики и биотехнологий интересен в свете того, что именно кластеры способны обеспечить синергию системных и глобальных игроков рынка, консолидирующих лучшие практики в сфере фармацевтики, биомедицины и биотехнологий и ориентированных на производство, развитие инноваций и подготовку персонала, и, соответственно, сделать мощный толчок в развитии фармацевтической̆ промышленности Российской Федерации[6, 7].
В инновационном фармкластере производственные объекты являются, безусловно, важной̆, но далеко не единственной̆ его составляющей̆. Использование имеющейся научно-исследовательской̆ и технической̆ базы и направление инвестиций в ее развитие, экономит усилия, снижает бюджетные затраты и создает уникальную возможность локализовать полный̆ цикл производства инновационных препаратов – от научной̆ гипотезы до выпуска готового препарата в упаковке почти в одном месте [4, 8, 9].
Важнейшим отличием Калужского фармацевтического кластера от своих конкурентов по всей стране является то, что он создан на добровольных партнёрских началах, в отличие от дочерних предприятий крупной фармацевтической компании, которые сформированы в кооператив по принуждению.
В состав указанного кластера входят порядка 50 организаций:
- НИИ;
- ВУЗы и учебные заведения среднего профессионального образования;
- маркетинговые и сбытовые компании;
- органы государственной и муниципальной власти, а так же институты развития;
- предприятия, ориентированные на производство фармацевтической продукции.
Важно заметить, что доля инновационных компаний среди резидентов кластера составляет порядка 70%.
Калужский фармацевтический кластер обладает необходимыми взаимодополняющими элементами, локализованными территориально, и в целом, представляющий собой единую отраслевую научно-производственную инфраструктуру - фармацевтический кластер, сформированный в единой архитектуре из пяти ключевых блоков:
Научно-образовательный блок:
− Обнинский институт атомной энергетики – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» с медицинским факультетом;
− Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»;
− Филиал Государственного научного центра Российской Федерации – Научно-исследовательский физико-химический институт им.Л.Я.Карпова;
− Федеральное государственное бюджетное учреждение «Медицинский радиологический научный центр» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
−ФГУП Государственный научный центр Российской Федерации «Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского»;
Инновационный блок:
− Центр инновационной биофармацевтики «Парк Активных Молекул» (на базе ГК «Медбиофарм» и сетевых партнеров);
− Создаваемое на базе ООО «НИАРМЕДИК ПЛЮС», совместно с ОАО «РОСНАНО» универсальное GMP предприятия полного цикла по выпуску оригинальных биомедицинских нанопрепаратов;
− Инновационные лаборатории и научно-производственные площадки компаний ООО «Мир-Фарм», ООО «БИОН», ООО «Обнинская химико-фармацевтическая компания»;
− Инновационные программы крупнейших мировых фармацевтических компаний (участников Калужского фармацевтического кластера), ориентированных на развитие региональных и федеральных проектов;
Производственный блок:
− ООО «Ново Нордиск» (структурное подразделение Novo Nordisk A/S);
− ООО «Хемофарм» (структурное подразделение STADA CIS, в составе международной Группы компаний STADA AG);
− ООО «НИАРМЕДИК ПЛЮС»;
− ЗАО «Берлин Хеми» (структурное подразделение Berlin-Chemie AG, в составе международной группы Menarini Ind);
− ООО «АстраЗенека Индастриз» (структурное подразделение Astra Zeneca Ind);
− ООО «Мир-Фарм»;
− ЗАО «Обнинская Химико-Фармацевтическая компания» (ЗАО «ОХФК»);
− Группа Компаний «Медбиофарм»;
− ООО «БИОН»;
Сетевое партнерство:
− Пущинский Научный Центр РАН (г. Пущино. 9 научно-исследовательских институтов РАН в области молекулярной биологии, биотехнологии и биомедицины);
− Некоммерческое партнерство «ОРХИМЕД» (14 ведущих российских академических институтов химической и химико-биологической направленности);
− Факультет Фундаментальной Медицины МГУ им. М.В. Ломоносова;
− Управляющая компания Биотехнологического бизнес-инкубатора МГУ имени М.В. Ломоносова;
Инвестопроводящая система:
− ГАУ КО «Агентство регионального развития Калужской области»;
− ОАО «Корпорация развития Калужской области»;
− ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области»;
− ГУ «Дирекция технопарка «Обнинск»;
− Некоммерческое партнерство «Калужский фармацевтический кластер»;
Кооперационные связи внутри кластера можно разделить на три большие категории:
− Образовательные – подготовка и переподготовка кадров на базе образовательных учреждений;
− Научно-исследовательские:
• исследования на заказ – лабораторные, клинические исследования;
• совместные исследовательские проекты;
− Производственные:
• контрактное производство;
• выстраивание технологических цепочек;
• поставки компонентов (собственное производство).
«Ядро» фармацевтического кластера Калужской области формируется на двух площадках – вокруг городов:
- Калуга (технопарки «Грабцево» и «А-Парк»);
- Обнинска (промышленная зона и технопарк высоких технологий «Обнинск» и промышленный парк «Ворсино») [11].
Конкурентные преимущества кластера определяет выгодное экономико-географическое положение региона, высокая инновационная активность участников, устойчивые кооперационные связи исследовательских и производственных организаций кластера, наличие в регионе предприятий производственной инфраструктуры (производство фармацевтической упаковки, специализированные склады «хладовых цепочек», утилизация отходов всех классов опасности), эффективно функционирующая организационная структура кластера. К 2016 году объем общей выручки предприятий-участников кластера от продажи на внутреннем и внешнем рынке достигнет 49 млрд рублей, а доля товаров и услуг кластера на российском рынке фармацевтики, биомедицины и биотехнологий составит не менее 5%, а к 2020 году эта доля достигнет 20% при объеме продаж более 140 млрд рублей. Стратегическая задача региона до 2020 года – реализация проектов, направленных на расширение инновационной, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. В частности, строительство и оснащение Центра технологического инжиниринга для фармацевтической промышленности в Обнинске, Центра подготовки кадров для фармацевтической промышленности в Калуге.
На данном примере кластера биотехнологий и фармацевтики, медицинских услуг Калужской области мы видим симбиоз реализации основных составляющих кластера:
1. местная власть способствовала благоприятному выращиванию кластера в регионе, создавала необходимые условия, а теперь берёт на себя обязательства по качественной координации структур кластера, развитию инфраструктуры и многим другим привилегиям.
2. предприятия-участники кластера, как было уже сказано выше, объединились на добровольных партнёрских началах и в процессе совместной деятельности охотно обмениваются своими инновационными технологиями, которые создаются благодаря взаимодействию с местными ВУЗами по привлечению новых высококвалифицированных кадров и инновационных разработок. Все эти факторы позволяют развиваться как участникам кластера, так и всему региону в целом.
1. Michael E. Porter Sompetitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors USA -1980, - 2005 Russia P. 256
2. VV Ananishnev The social wage standard in the aviation industry of the Russian Federation. / Socio-economic policies: the standard of living of the Russian Federation. 2007. № 6. P. 15-17. VTSUZH.
3. Ananishnev VV Social package of the working population in Russia. / The standard of living of the population of Russia. 2012. № 7. P. 91-96. VTSUZH.
4. Concept of long-term socio-economic development of the Federation Rossiyskoy̆ for the period up to 2020 // [Electronic resource] URL: http://www.consultantplus.ru.
5. Mikheev AA The development of clusters in regional economic systems: the benefits, problems and ways to support // Problems of modern economy. - 2008.
6. Ofitsialnyy̆ site Kaluga Investment Forum // [Electronic resource] URL: http://www.kalugaforum.ru/program.htm.
7. Ofitsialnyy̆ website of the Ministry of Economic Development Kaluzhskoy̆ region // [Electronic resource] URL: http://www.kaluga.ru/phone/?action=ph&id_phone=13221
8. portal authorities Kaluzhskoy̆ region // [Electronic resource] URL: http://www.admoblkaluga.ru/main/.
9. Resolution Kaluzhskoy̆ Region Government dated 29 June 2009. No 250 "On the strategy of socio-economic development of the area until 2030 Kaluzhskoy̆ . // [Electronic resource] URL: http://www.admoblkaluga.ru/sub/econom/Gos_prog_razv/Strategy/.
10. Government Decree of 31.07.2015 N 779 "On industrial clusters and specialized organizations of industrial clusters" // [Electronic resource] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183798/.
11. The Russian Cluster Observatory // [Electronic resource] URL: http://cluster.hse.ru.
12. VV Tarasenko Strategy of territorial development of clusters. Economic Strategy - 2011 - №11.
13. VV Tarasenko Local clusters of seven management tools. M., 2015. 201 p.
14. The Federal Law of 31.12.2014 N 488-FZ (as amended on 07.13.2015.) "On industrial policy in the Russian Federation" // [Electronic resource] URL: https://www.consultant.ru/cons/document/ cons_doc_LAW_173119