MUSIC AS A FORM OF EXPRESSION OF NATIONAL IDENTITY: SOCIAL-PHILOSOPHICAL ASPECT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Тhe focus of this article is to review and analysis of the phenomenon of music as an expression of national identity. The article notes the relevance of this analysis for the study of national identity of modern Russia. The aim of the present article is to study the phenomenon of music in the context of national identity, the definition of its role in the processes of self-determination of the nation.

Keywords:
music, nationalidentity, nation, patriotism, nationalism, literature, philosophy.
Text

В научных исследованиях последних лет довольно часто прибегают к изучению феномена национального самосознания. Причиной тому служит возрастание значимости проблематики национального самосознания, определения его сущности в современном мире. Вопрос о качественном повышении уровня национального самосознания России сейчас актуален в политической, экономической и духовной среде, так как служит источником единения нации, ее возвеличивания.

Для возвышения, усиления национального самосознания следует произвести два основных мероприятия: во-первых, определить его текущее состояние; во-вторых, повлиять на него.

В научной литературе для цели определения формы национального самосознания служат его классификации по различным признакам. В совокупности распознать вид самосознания можно по таким критериям, как философия, литература, музыка, язык и пр. Таким образом, эти критерии являют собой формы выражения национального самосознания.

Для более подробного рассмотрения нами выбрана музыка как форма выражения и проявления национального самосознания. Причиной тому служит наименьшее раскрытие данной темы в социально-философских исследованиях на текущем этапе развития науки. Поэтому цель статьи определяется нами как изучение феномена музыки в контексте национального самосознания, определение ее роли в процессах самоопределения нации. Исследование мы будем проводить при привлечении практической базы из истории России, ее современного состояния.

Наиболее распространенными формами национального самосознания, выделенными по типу эмоциональной окраски, являются патриотизм и национализм.

Патриотизм сам по себе служит проявлением достаточно высокого морально-эмоционального состояния национального самосознания. 

Наличие патриотизма в обществе с помощью музыки как инструмента анализа можно определить по следующим позициям:

  • представители социальной группы знают гимн своей страны и испытывают положительные эмоции при его прослушивании (чувство национальной гордости, например);
  • позитивная или нейтральная реакция общества на массовые включения музыки патриотической направленности с подачи государства (примером этой позиции может служить исполнение композиции «Этот день Победы!» на государственных праздниках, трансляции по телевидению);
  • отсутствие в явном виде эмоционально негативно настроенных проявлений национализма в музыкальной среде. 

Таким образом, патриотизм как элемент здорового состояния самосознания общества, при его наличии в социуме, не нуждается в коррекции. Возможны, однако, его формирование и поддержка со стороны государства. Осуществлять это можно, используя музыку как форму выражения национального самосознания, в обратном направлении, т.е. насаждением от власти. 

В России примером таких мер можно считать изменение Гимна страны в 2000 г. Цель этого события – повышение национального самосознания, так как новый Гимн (представляющий собой Гимн СССР с несколько измененным текстом) в массовом сознании вызывал большее чувство национального достоинства, чем «Патриотическая песня» М.И. Глинки, бывшая Гимном страны. Возможно, это связано с тем, что произведение М.И. Глинки ассоциировалось с распадом СССР, о чем большое количество народонаселения страны жалело и жалеет до сих пор.

Обращаясь к истории России, проявление патриотичного национального самосознания можно найти в музыке разных эпох. Например, в первой половине XIX в. ярчайшим знаменем патриотизма после окончания Отечественной войны 1812 г. явилось возникновение оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», отразившей стремление всего русского народа в едином порыве защищать свою Родину. Вообще, великие творения признанных классиков русской музыки всегда отражали состояние национального самосознания России, будь то манифест против действующей власти или выражение чувств гражданственности и любви к своему народу, нации, стране.

Однако не только патриотические настроения общества можно диагностировать через музыку. В период все более широкого развития глобализационных процессов, последствием которых является частичное размытие или полное исчезновение понятия этнической идентичности, чаще в обществе возникают социальные явления, служащие противодействию всеобщему усреднению. Такие явления в основном носят характер националистических движений, основанных на желании сохранения национальной индивидуальности в основном за счет проявления негативных реакций по отношению к другим этническим общностям, проживающим рядом. Само собой, появление подобных сообществ негативно сказывается на национальном климате всего социума, повышает социальное напряжение. Более того, на уровне законодательства многих цивилизованных стран действуют запрещения на действие коалиций, целью которых является пропаганда националистического неравенства, расизма.

Если зарождение таких националистически настроенных социальных групп предотвратить достаточно сложно, то выделить такую группу в общей массе возможно. Мы на интуитивном уровне обычно определяем, позитивно или негативно настроен к нам тот или иной человек. Об этом можно судить по его мимике, жестикуляции, интонации речи. В отношении группы людей и определения типа самосознания этой группы работает тот же инстинктивный принцип. Только мы обращаем внимание на другие маркеры: идеология, особенности в одежде, предпочтения в музыке и их интерпретация носителями самосознания. 

В данный момент на территории России существует множество музыкальных групп и индивидуальных авторов, в своем творчестве выражающих экстремистские настроения. На основе решений судебных органов они могут быть занесены в Федеральный список экстремистских материалов, однако для этого необходимо, чтобы народные массы поднимали вопрос о судьбе таких творений, а для этого общество должно быть в большинстве своем настроено антирасистски.

На примере истории позднего СССР мы можем видеть, что музыка как форма выражения национального самосознания не всегда носит однозначно позитивный или негативный характер. В связи с этим речь идет о таком явлении, как русский рок. Это музыкальное направление в 1980-х и 1990-х гг. демонстрировало пренебрежительное отношение к действующей власти, а массовое увлечение этой музыкой в народе – разрыв в его самосознании между государством и обществом. Можно заметить, что масштабное распространение этого феномена было предвестником событий начала 1990-х, а многие отдельные музыкальные композиции до сих пор представляют собой революционные гимны в представлении социума. Отметим также, что власть, наблюдая за нагнетанием обстановки в обществе, пыталась влиять на состояние национального самосознания через субъекты его выражения. Существовали ограничения на творчество некоторых групп, создавались и пропагандировались с государственной поддержкой рок-коллективы, лояльные к власти.

Итак, возвращаясь к цели нашего исследования, мы можем сделать выводы о том, что, во-первых, музыка однозначно может считаться формой выражения национального самосознания общества. В истории самосознания России она всегда служила одним из наиболее ярких средств его выражения наравне с литературой и философией. Во-вторых, с помощью музыки можно определить состояние национального самосознания и повлиять на него. Следовательно, перед научным миром открывается еще одна грань изучения национального самосознания как крайне важного феномена определения массового сознания, в частности в контексте современной России. 

References

1. Semenov I.Yu. Filosofiya istorii. Obshchaya teoriya istoricheskogo protsessa [Tekst] / I.Yu. Semenov. - M.: Akademicheskiy Proekt; Triksta, 2013. - 615 s.

2. Krys´ko V. Etnicheskaya psikhologiya [Tekst]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / V. Krys´ko. - M.: Akademiya, 2002. - S. 76-88.

3. Orekhovskaya N.A. Massovoe soznanie kak ob´´ekt informatsionno-kommunikativnykh PR-tekhnologiy [Tekst]: monografiya / N.A. Orekhovskaya. - M.: NITs INFRA-M, 2015. - Elektronno-bibliotechnaya sistema ZNANIUM.COM.

4. Orekhovskaya N.A. Metody formirovaniya tolerantnogo soznaniya i profilaktiki ekstremizma v podrostkovoy srede [Tekst] / N.A. Orekhovskaya. - M.: NITs INFRA-M, 2015. Elektronno-bibliotechnaya sistema ZNANIUM.COM.

5. Orekhovskaya N.A. Patrioticheskie tsennosti v massovom soznanii sovremennoy rossiyskoy molodezhi (stat´ya) [Tekst] / N.A. Orekhovskaya. Etnosotsium i mezhnatsional´naya kul´tura. - 2013. - № 3(57). - S. 132-136.

6. Orekhovskaya N.A. Metodologicheskie aspekty tolerantnosti massovogo soznaniya rossiyskogo obshchestva (stat´ya) [Tekst] / N.A. Orekhovskaya. Etnosotsium i mezhnatsional´naya kul´tura. - 2012. - № 10. - S. 24-31.

7. Orekhovskaya N.A. Evolyutsiya massovogo soznaniya rossiyan [Tekst]: dis. …d-ra filos. nauk / A.N. Orekhovskaya. - M., 2011.

8. Orekhovskaya N.A. Tolerantnost´ massovogo soznaniya molodezhi kak faktor sotsial´no-politicheskoy stabil´nosti rossiyskogo obshchestva / N.A. Orekhovskaya. Vestnik Mosk. gosudarstvennogo un-ta kul´tury i iskusstv. - 2011. - № 3. - S. 145-150.

9. Orekhovskaya N.A. Tolerantnost´ massovogo soznaniya - put´ k sotsiokul´turnoy integratsii sovremennogo rossiyskogo obshchestva / N.A. Orekhovskaya. Etnosotsium i mezhnatsional´naya kul´tura. - 2011. - № 4(36). - S. 56-65.

Login or Create
* Forgot password?