The article presents a review of the textbook of E.P. Tavokin "Sociology of management" in which the sociology of management as an interdisciplinary discipline reveals the main management factor to ensure effective management of the process from both sides - the human. We consider the sociological characteristics of information-analytical social management framework.
management theory, social management, management cycle, social management, social management laws.
Подавляющее большинство проблем, с которыми сталкиваются органы власти любого уровня в современной России, так или иначе связаны с низкой управленческой культурой современных российских чиновников. Предлагаемое автором учебное пособие имеет своей целью в определенной степени преодолеть этот недостаток. Автор пособия, доктор социологических наук Е.П. Тавокин, специалист в области социологии управления, социального управления [2–16], справедливо отмечает, что «…социологические исследования, играя роль связующего звена между теоретическими знаниями и реальной действительностью, по праву можно назвать одним из универсальных источников информации для руководителей. Они способствуют решению проблем в самых разных сферах: экономической, социальной, политической, культурной и других. Материалы социологических исследований в комплексе с другими источниками информации не только позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку, высвечивая ее как бы изнутри, но являются своеобразным зеркалом, в котором отчетливо видны достигнутые успехи и имеющиеся недостатки. Кроме того, информация, полученная на их основе, позволяет разрабатывать и принимать действенные управленческие решения для преодоления выявленных недостатков» [1, с. 5].
Социология управления в авторском изложении предстает как один из элементов канала информации обратной связи, как ценнейший источник информации о состоянии и динамике управляемых социальных процессов. Важнейшее достоинство этой информации заключается в том, что в ней находит всестороннее отражение самый главный фактор, обеспечивающий результативность управления, – человеческий. Никакими другими средствами раскрыть его природу и заключенный в нем потенциал невозможно. Таким образом, социология управления в данном учебном пособии представлена как основное связующее звено между теоретическими знаниями об управлении и реальной действительностью.
Цель настоящего учебного пособия – ознакомить обучаемых с частным направлением социологической науки – социологией управления. На основе детального рассмотрения основ теории управления, законов, принципов, методов социального управления раскрываются роль, место, возможности социологии как источника важной специализированной информации для принятия эффективных управленческих решений. В результате усвоения представленного материала у студентов формируется целостное представление о сущности и специфике социального управления в неразрывной связи местом, ролью и возможностями социологии с точки зрения включения ее в управленческую деятельность. Кроме того, по мысли автора, одна из задач данного учебного пособия – сформировать у читателя твердое, на уровне императива убеждение в том, что материалы социологических исследований должны обязательно включаться в информационную базу принятия управленческих решений на всех уровнях, всеми «ветвями» и всеми формами власти [1, с. 6].
Совершенно правомерно автор начинает изложение с наиболее важных положений социологии управления как научном направлении, ее объекте и предмете, соответствующих социологических концепциях, а также, что чрезвычайно важно, о способах и формах включения социологической информации в структуры и практику управления.
Рассматривая концептуальные положения общей теории управления, автор детальнейшим образом раскрывает специфику реализации этих положений применительно к особенностям предметной сферы их приложения – социальным процессам.
Большое внимание уделяется рассмотрению социального управления как объекта социологии управления. Излагаются принципы, функции, законы социального управления, возникающие при этом управленческие отношения. К достоинствам пособия следует отнести весьма удачную попытку автора дать обучаемым представление о теории жизнеспособности систем, об универсальных правилах, соблюдение которых позволяет обеспечивать эту жизнеспособность.
На рассмотрение управленческого цикла автор отводит два раздела. И это оправдано, так как, по сути, в их содержании раскрывается главная – предметная – сторона социологии управления. Все без единого исключения этапы и процедуры управленческого цикла излагаются не абстрактно, а в четкой привязке к специфике практики управленческой деятельности. При этом автор не впадает в соблазн ограничиться рассмотрением только хорошо структурированных (количественных) процессов (чем грешат многие учебники). В пособии хорошо раскрыты трудности реальных социальных процессов: их неопределенность, непредсказуемость, слабые возможности прогнозирования и т.д. Весьма позитивно следует оценить то большое внимание, которое автор уделяет рассмотрению такой важной проблемы, как эффективность управления, принципы ее обеспечения, методы ее контроля.
Отметим как большое достоинство данного пособия – детальное рассмотрение автором социологических особенностей информационно-аналитической базы социального управления. Далеко не в каждом учебнике по данной дисциплине уделяется внимание этому важному разделу.
Завершает учебное пособие изложение основных методов социологии управления. Тем самым обеспечивается связь теории социального управления с конкретной практической деятельностью, чем и достигается цель всей работы.
Особое внимание автор обратил на перспективы социологии управления в России [1, с. 187, 188]. Он отмечает, что современная социология управления в стране до сих пор находится на стадии формирования. Одной из главных ее проблем является «…разработка принципов и методов комплексного использования и интеграции названных научных подходов и направлений в конкретных управленческих ситуациях, а ее целью – определение оптимальных алгоритмов практической реализации междисциплинарных технологий» [1, с. 188]. Должны усилиться ее общественно-преобразующая функция, переход от представления общественности (или заказчику) полученных данных к разработке на их основе «практических рекомендаций», участию социологов в их реализации, социологическому сопровождению управленческой деятельности, направленной на конструктивные социальные изменения, методы, сочетающие анализ социальной ситуации с работой по ее изменению, повышению эффективности деятельности субъекта социального управления.
Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что содержание, структура, качество изложения учебного материала данного учебного пособия полностью соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения, имеет несомненную актуальность, и его публикация продиктована реалиями современной науки и системы образования в вузах.
1. Tavokin E.P. Sotsiologiya upravleniya [Tekst]: uchebnoe posobie / E.P. Tavokin. - M.: INFRA-M, 2016.
2. Tavokin E.P. Sotsial´naya politika [Tekst]: uchebnoe posobie / E.P. Tavokin. - M.: INFRA-M, 2015.
3. Tavokin E.P. Issledovanie sotsial´no-ekonomicheskikh i politicheskikh protsessov [Tekst]: uchebnoe posobie / E.P. Tavokin. - 2-e izd.; pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2014.
4. Tavokin E.P. Korruptsiya v sisteme gosudarstvennoy sluzhby [Tekst] / E.P. Tavokin, O.V. Shirokova, Zh.A. Shishova. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial´nye peremeny. - 2014. - № 1(119). - S. 70-86.
5. Tavokin E.P. Sotsial´naya politika: uchebnoe posobie [Tekst]. - M.: INFRA-M, 2013.
6. Tavokin E.P. Osnovy sotsial´nogo upravleniya [Tekst]. - Saarbryuken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012.
7. Tavokin E.P. Upravlenie - sotsial´noe upravlenie - sotsiologiya upravleniya [Elektronnyy resurs]: uchebnoe posobie / E.P. Tavokin. - M.: Librokom, 2010. - http://www.znanium.com/
8. Tavokin E.P. «Antikrizisnoe upravlenie». Illyuziya ili real´nost´? [Elektronnyy resurs]: lektsiya / E.P. Tavokin. - M.: RAGS, 2010. - http://www.znanium.com/
9. Tavokin E.P. Sotsial´naya statistika [Elektronnyy resurs] / E.P. Tavokin. - M.: RAGS, 1998. - http://www.znanium.com/
10. Tavokin E.P. Issledovanie sotsial´no-ekonomicheskikh i politicheskikh protsessov [Tekst]: uchebnoe posobie / E.P. Tavokin. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2010.
11. Tavokin E.P. Upravlenie. Sotsial´noe upravlenie. Sotsiologiya upravleniya [Tekst]: uchebnoe posobie / E.P. Tavokin. - M.: URSS, 2009.
12. Tavokin E.P. Sotsiologicheskaya informatsiya v upravlenii. Rol´, metody polucheniya i obrabotki [Tekst]: uchebnoe posobie / E.P. Tavokin. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Moskovskiy gos. un-t im. M. V. Lomonosova. Fak. gos. upr., kaf. sotsiologii i upr., 2008.
13. Tavokin E.P. Sotsiologicheskaya informatsiya v sotsial´nom upravlenii [Tekst]: lektsiya / E.P. Tavokin. - M.: RAGS, 2008.
14. Tavokin E.P. Osnovy sotsiologii upravleniya (dlya gosudarstvennykh sluzhashchikh) [Tekst]: uchebnoe posobie / E.P. Tavokin, A.I. Turchinov. - M.: RAGS, 2008.
15. Tavokin E.P. Sotsiologiya upravleniya i sotsial´noe upravlenie: problemy vzaimodeystviya [Tekst] / E.P. Tavokin. Gosudarstvennaya sluzhba. - 2008. - № 2. - S. 55-60.
16. Tavokin E.P. Osnovy sotsial´nogo upravleniya (dlya gosudarstvennykh sluzhashchikh) [Tekst]: uchebnoe posobie / E.P. Tavokin. - M.: RAGS, 2008.