Voronezh, Voronezh, Russian Federation
Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov
UDC 33
This article is devoted to the issues of "green" economy and assessment of the possibility of implementing "green" projects in regional systems. The article considers the prerequisites for the implementation of "green" projects, such as climate challenges requiring the adaptation of economic systems, increasing anthropogenic load and increasing amount of waste and emissions, reduction of natural sinks and their ecosystem functions. Four groups of criteria (social, ecological, ecological and technological) for the selection of "green" projects aimed at reducing emissions and waste by using natural solutions are substantiated. The method of expert assessments revealed the most significant criteria for the selection of "green projects" (created "green" jobs, compliance with environmental legislation, the possibility of resource conservation and reducing the carbon footprint of emitting enterprises). The main environmental problems that have arisen in recent years in the Voronezh region associated with the growth of pollutant emissions and wastewater have been studied and identified. The implementation of "green" projects in the region allows reducing the load on natural systems and compensating for emissions of the main enterprises emitting pollution. The study also concluded that it is necessary to support such projects at the level of regional systems, primarily by allocating land plots for the implementation of project activities and creating infrastructure to ensure the preservation of protective plantings created within the framework of green investment.
ecosystem services, "green" projects, selection criteria, carbon footprint
Введение
Вопросы влияния климатических изменений на экономику региональных систем находят существенное отражение в последних работах исследователей. Ученые подчеркивают что, в совокупности с антропогенным воздействием на окружающую среду, изменение климата приводит к повышению аридности почв и утрате биоразнообразия и разрушению среды обитания многих видов, включая человека. За короткий период произошло сокращение лесов, исчезновение части видов фауны, критически снизились запасы воды, многократно увеличилось количество накопленных отходов, что стало причиной формирования понятия «коричневая» экономика. Вопросом выживания человечества стал переход от «коричневой» к «зеленой экономике». «Зеленая» экономика стала одной из ключевых концепций XXI века, отвечающей на глобальные экологические, социальные и экономические вызовы. В настоящий момент в России активно развивается «зеленая» экономика по ключевым направлениям: внедрение возобновляемых источников энергии; внедрение технологий, снижающих энергопотребление в промышленности, ЖКХ и сельском хозяйстве; управление отходами и циркулярная экономика, «зеленый» транспорт»; «зеленое» сельское хозяйство; «зеленое» строительство и другие. Инструментом достижения целей «зеленой» экономики выступают «зеленые» проекты. «Зеленый» проект – это инициатива, направленная на снижения негативного воздействия на окружающую среду через внедрение экологически устойчивых практик, технологий и решений.
Создание «зеленых» проектов стало одним из приоритетов глобальной и национальной экономик в связи с необходимостью решения экологических проблем, обеспечения устойчивого развития и адаптации к климатическим изменениям.
В течение долгого времени крупные компании различных стран (в том числе международные) следовали принципам социально ответственного инвестирования (Socially Responsible Investing, SRI) главным образом из-за стремления компенсировать негативные внешние эффекты (экстерналии) [1].
При реализации проектов, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности производства, развитие ресурсо- и энергосбережения, на первое место выходят не критерии получения максимальной прибыли, а, скорее, сохранение природного капитала, улучшение экологических и социальных параметров жизни населения и др.[2].
В тоже время, по мнению исследователей проблематики, для достижения целей устойчивого развития в секторах экономики нашей страны необходимо решение задачи по стимулированию технологического развития отечественной промышленности, путем предоставления финансовой поддержки в различных формах (субсидии, займы, государственные гарантии, налоговые льготы, иные преференции) [3]. Финансирование «зеленых» проектов имеет решающее значение для перехода к устойчивому будущему [4]. Особое место в разработке и внедрении «зеленых» проектов принадлежит органам региональной власти, которые с использованием обоснованных критериев должны отобрать данные проекты для дальнейшего финансирования и реализации на уровне региона. Среди основных проблем существующих механизмов стимулирования финансирования «зеленых» проектов выделяют диспропорции социально-экономического развития регионов; низкие возможности для конкуренции продукции «зеленой» экономики; отсутствие единых критериев для оценки эффективности и рисков реализации «зеленых» проектов [5].
Основным драйвером может послужить комплекс мер, который будет включать в себя разработку специализированных нормативных правовых актов, разработку критериев отнесения проектов к экологичным, приоритетную поддержку проектов экологической направленности [6].
Материал и методы исследования
В ходе исследования использовались методы мета анализа информационного поля, статистического и количественного анализа, применение которых позволило обеспечить комплексный подход к сложному объекту исследования – «зеленым» проектам в области устойчивого развития и обосновать критерии оценки их отбора и ранжирования. Для отбора критериев оценки «зеленых» проектов использовали экспертный метод и матричный подход к сравнению критериев по уровню значимости, описанный в работе Алихаджиевой Д.Ш.[7].
Результаты исследования и их обсуждение
В целях развития деятельности и привлечения инвестиций в зеленые проекты, направленные на реализацию национальных целей устойчивого развития разработана и утверждена таксономия зеленых, адаптационных и социальных проектов и критерии оценки таких проектов. Таксономия зеленых проектов – это классификация, основанная на четко определенных критериях. Такими критериями являются: сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов; адаптация к изменению климата; устойчивое управление водными ресурсами; формирование экономики замкнутого цикла; предотвращение и контроль загрязнения на основе наилучших доступных технологий; сохранение и восстановление биоразнообразия [8].
Принадлежность того или иного проекта к «зеленым» в РФ определяется на основании критериев зелёных и адаптационных проектов, а также требований к их верификации согласно Постановления Правительства РФ №1587 [9].
«Зеленые» проекты могут быть реализованы в разрезе восьми направлений: обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт, промышленная техника, водоснабжение и водоотведение, природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие, сельское хозяйство. Каждое направление декомпозируется на укрупненные группы.
По направлению обращение с отходами заявлено четыре типа «зеленых проектов»: создание или модернизация производств по обращению с отходами производства и потребления: ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде; создание и модернизация инфраструктуры для производства биоразлагаемых материалов и внедрение их в оборот; производство экологичной тары и упаковки с последующей эффективной утилизацией.
По направлению энергетика представлено шесть укрупненных групп «зеленых» проектов, такие как создание и модернизация генерирующих объектов и поддерживающей инфраструктуры для генерации энергии на возобновляемых источниках энергии и низкоуглеродных видах топлива; создание и модернизация инфраструктуры, производство оборудования для производства, хранения и транспортировки низкоуглеродного топлива; реализация проектов, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности объектов энергетики; создание и модернизация инфраструктуры по утилизации отходов - продуктов энергетической отрасли; производство оборудования или установок для генерации энергии на возобновляемых источниках энергии и низкоуглеродных видах топлива; строительство объектов хранения электроэнергии, полученной с помощью возобновляемых источников энергии.
Что касается направления «Строительство», то здесь проектами устойчивого развития выступают «зеленые» проекты по укрупненным группам: строительство "зеленых" зданий и сооружений; реализация проектов, направленных на повышение энергоэффективности и теплоэффективности действующих сооружений; строительство общественных пространств (территорий общего использования, свободных от транспорта и предназначенных для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга и свободного доступа к объектам общественного назначения).
Для направления «Промышленность» заявлено два направления «зеленых» проектов - по производству продукции при отсутствии негативного воздействия на окружающую среду (с традиционно значительным отрицательным экологическим эффектом - модернизация действующих производств или запуск новых производств с низким негативным воздействием на окружающую среду) и проекты модернизации действующих производств, направленная на повышение энергоэффективности, ресурсосбережение, снижение негативного воздействия на окружающую среду или сокращение выбросов парниковых газов.
Направление транспорт и промышленная техника включает такие типы «зеленых» проектов как производство рельсового транспорта, закупка рельсового транспорта, перевод существующего рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), производство, закупка, перевод существующего водного транспорта (речной, морской) на экологичные источники энергии; производство и закупка воздушного транспорта на экологичных источниках энергии; производство, закупка автомобильного транспорта (легкового, общественного, грузового) на экологичных источниках энергии; производство, перевод и закупка промышленной, сельскохозяйственной, дорожной, строительной или коммунальной техники на экологичных источниках энергии; строительство и модернизация объектов транспортной инфраструктуры, способствующие снижению выбросов парниковых газов и др.
Направление водоснабжение и водоотведение разделяется на пять укрупненных групп «зеленых» проектов: строительство и модернизация водопропускных и гидротехнических сооружений; строительство и модернизация инфраструктуры питьевого водоснабжения; строительство и модернизация инфраструктуры очистки воды; строительство и модернизация инфраструктуры по утилизации отходов систем водоснабжения и водоотведения а также проекты, направленные на повышение эффективности использования водных ресурсов.
Наибольший интерес для настоящего исследования представляют «зеленые» проекты реализуемые в рамках направления: природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие.
Законодатель предусмотрел возможность реализации нескольких укрупненных групп климатических проектов.
Во-первых, это проекты, направленные на сохранение и восстановление биоразнообразия. В эту укрупненную группу проектов входят проекты по сохранению и восстановлению редких, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или находящихся на грани уничтожения видов животных и растений. Сюда относятся проекты направленные на сохранение и восстановление среды обитания редких, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или находящихся на грани уничтожения видов животных и растений.
Не менее важным с позиции реализации «зеленых» проектов являются лесоклиматические проекты:
- проведение лесовосстановления и лесоразведения с полным многолетним уходом за созданными лесными насаждениями на землях лесного фонда;
- сохранение особо ценных лесов;
- повышение степени полезного использования лесных ресурсов.
Третья укрупненная группа в рамках направления природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие объединяет проекты по реабилитации и ремедиации земель, в том числе загрязненных, эродированных, захламленных.
Четвертая укрупненная группа объединяет проекты по реализации корпоративных программ развития экотуризма на особо охраняемых природных территориях и созданию и развитию инфраструктуры экологического туризма.
Для сельского хозяйства законодателем предусмотрена возможность реализации восьми укрупненных групп «зеленых» проектов, в частности приобретение минеральных удобрений, позволяющих повысить эффективность усвоения питательных компонентов и сокращающих поступление вредных веществ в почву и грунтовые воды, а также парниковых газов при использовании в сельском хозяйстве ; создание и модернизация ирригационной инфраструктуры для эффективного орошения сельскохозяйственных земель; создание и модернизация инфраструктуры использования сточных вод для сельскохозяйственных целей; реализация проектов, основанных на технологиях нулевой обработки сельскохозяйственных земель и проектов, направленных на увеличение сева многолетних бобовых сельскохозяйственных культур с замещением сева иных культур. По каждому направлению разработаны конкретные качественные и количественные критерии. Следует отметить, что подход к дифференциации проектов на основе системы критериев и индикаторов не является новым, и использовался многократно в разных странах в целях выявления практик и решений наиболее отвечающих целям устойчивого развития. В 2020-2021 гг. в различных странах мира, практически одновременно, возрос интерес «зеленым» проектам, отвечающим целям устойчивого развития. Подтверждением этого является резкий рост инвестиций в основной капитал направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в РФ начиная с 2021 года (рисунок 1). Это повлекло за собой изменение подходов к финансированию проектов в области охраны окружающей среды в мире и Российской Федерации.
1. Bobylev, S. N. Social'no-ekologicheskaya otvetstvennost', korporativnoe upravlenie i nailuchshie dostupnye tehnologii: ocenka effektivnosti investiciy / S. N. Bobylev, A. A. Volosatova, D. O. Skobelev // Ekonomika ustoychivogo razvitiya. – 2022. – № 4(52). – S. 12-19.
2. Vega, A. Yu. Ob odnom podhode k ocenke effektivnosti ekologicheski i social'no znachimyh investicionnyh proektov / A. Yu. Vega // Go4.rizonty ekonomiki. – 2015. – № 5(24). – S. 53-57.
3. Skobelev, D. O. Razrabotka nauchnogo obosnovaniya sistemy kriteriev "zelenogo" finansirovaniya proektov, napravlennyh na tehnologicheskoe obnovlenie rossiyskoy promyshlennosti / D. O. Skobelev, A. A. Volosatova // Ekonomika ustoychivogo razvitiya. – 2021. – № 1(45). – S. 181-188.
4. Morkovina, S. S. Primenenie koncepcii kompaundirovaniya dlya ocenki effektivnosti «zelenyh» investiciy / S. S. Morkovina, D. K. Kuznecov, A. P. Shashkin // Trudy Sankt-Peterburgskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta lesnogo hozyaystva. – 2024. – № 3. – S. 142-157.
5. Samidov, A. M. Analiz problem suschestvuyuschih mehanizmov stimulirovaniya finansirovaniya "zelenyh" proektov / A. M. Samidov // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. – 2020. – T. 5, № 10(106). – S. 64-68.
6. Lebedevich, M. V. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya «zelenogo» finansirovaniya v Respublike Belarus' / M. V. Lebedevich, V. V. Tiknyus // Tendencii ekonomicheskogo razvitiya v XXI veke : Materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. V. 2-h chastyah, Minsk, 01 marta 2023 goda. – Minsk: Belorusskiy gosudarstvennyy universitet, 2023. – S. 211-214.
7. Alihadzhieva, D. Sh. Obosnovanie kriteriev vybora investicionnogo proekta s primeneniem "zelenyh" tehnologiy na osnove metodov analiza ierarhiy / D. Sh. Alihadzhieva // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. – 2018. – № 11(97). – S. 238-246.
8. Guseva, T. V. Napravleniya sovershenstvovaniya taksonomii zelenyh proektov dlya ustoychivogo razvitiya promyshlennosti / T. V. Guseva, A. A. Volosatova, I. O. Tihonova // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiyskoy akademii nauk. – 2022. – T. 24, № 5(109). – S. 28-35.
9. Postanovlenie Pravitel'stva RF №1587 ot 21.09.2921 g. «Ob utverzhdenii kriteriev proektov ustoychivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya v rossiyskoy federacii i trebovaniy k sisteme verifikacii proektov ustoychivogo (v tom chisle zelenogo) razvitiya v Rossiyskoy Federacii»
10. Potravnyĭ I.M., Yashalova N. N., Gassiĭ V. V., Chavez F. K. Ĭ. Proektnyĭ podhod v upravlenii ekologicheski orientirovannym razvitiem ekonomiki regiona // Ekonomika regiona. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyi-podhod-v-upravlenii-ekologicheski-orientirovannym-razvitiem-ekonomiki-regiona (data obrascheniya: 05.08.2025).
11. Semiglazova V. A., Salman O. F. Proekty "zelenoy ekonomiki" na Yuge Rossii: napravleniya realizacii // Geopolitika i ekogeodinamika regionov. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekty-zelyonoy-ekonomiki-na-yuge-rossii-napravleniya-realizatsii (data obrascheniya: 03.08.2025).
12. Morkovina, S. S. The potential of land for the implementation of forest climate projects in Russia / S. S. Morkovina, D. K. Kuznetsov // Agrosym 2024 : Book of Proceedings, Bosnia and Herzegovina, Jahorina, 10–13 oktyabrya 2024 goda. – East Sarajevo: Faculty of Agriculture, 2024. – P. 1465-1470.
13. The Innovative Potential of The Regional System: Research, Evaluation and Management / Yu. N. Stepanova, S. S. Morkovina, D. S. Petrov [et al.] // 36th International Business Information Management Association Conference (IBIMA) : Proceedings of the 36th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), Granada, Spain, 04–05 noyabrya 2020 goda. – Granada, Spain: International Business Information Management Association (IBIMA), 2020. – P. 11291-11300.
14. Negrobova, S. V. Aktual'nye voprosy izmeneniya zakonodatel'stva v sfere ohrany okruzhayuschey sredy i biologicheskogo raznoobraziya / S. V. Negrobova, E. A. Negrobova // Nauchnye chteniya pamyati professora B.M. Kozo-Polyanskogo - 2024 (LXVI) : Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Voronezh, 23–24 yanvarya 2024 goda. – Voronezh: OOO "Izdatel'stvo "Nauchnaya kniga", 2024. – S. 110-113.
15. Baklanova, O. V. Ekologicheskaya rol' osadkov stochnyh vod i biochara v vosstanovlenii biologicheskoy aktivnosti pochvy / O. V. Baklanova, L. V. Bryndina, A. L. Lukin // Problemy regional'noy ekologii. – 2023. – № 3. – S. 5-9. – DOIhttps://doi.org/10.24412/1728-323X-2023-3-5-9.
16. Alihadzhieva, D. Sh. O klassifikacii investicionnyh ekologo-orientirovannyh proektov v upravlenii prirodopol'zovaniem / D. Sh. Alihadzhieva // Gorizonty ekonomiki. - 2019. -№ 6 (52). - S. 75-79.



