EXPERIENCE OF USING THE ROLE-PLAYING METHODOLOGY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article analyzes the authors' experience in developing students' practical skills and abilities necessary for their future professional activities, including through the use of role-playing techniques. The primary focus is on identifying training methods that would facilitate the development of highly qualified specialists with the necessary level of practical skills and abilities. In today's environment, graduates are required to possess skills and abilities that enable them to navigate a dynamically evolving legal system and, when necessary, quickly identify and implement a prescribed course of action that will most effectively resolve a specific practical situation. This publication focuses on some of the specific aspects of training such a specialist, sharing their positive experiences in conducting role-playing exercises in the academic disciplines they teach. The subject of this article is the accumulated positive experience of teaching at the Preliminary Investigation Department of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia in conducting various types of practical classes, which are grouped into several groups with different delivery methods. The authors also focused on the role and place of the teacher during class sessions, as the effectiveness of the lesson largely depends on the teacher's personal qualities, theoretical and methodological preparation, intelligence, and knowledge of the subject being taught. The purpose of this study is to summarize and analyze accumulated teaching experience and to develop recommendations for developing students' practical skills and abilities necessary for their future professional activities through active engagement in role-playing games.

Keywords:
role-playing games, teacher, students, practical skills, practical classes, professional activities
Text

 

Подготовка молодых специалистов в любом Вузе страны имеет своей целью прежде всего сформировать те общекультурные и профессиональные компетенции, которые предусмотрены государственным образовательным стандартом для конкретного вида специальности. Уровень сформированности этих компетенций может свидетельствовать о степени подготовки молодого специалиста к решению тех задач, которые ставит перед ним выбранная профессия. Представляется, что данный тезис не вызывает сомнений в его правильности. Другое дело, что пути достижения поставленной цели перед работниками образовательных организаций могут быть разные. Во всяком случае, следует согласиться с тем, что направленность Вуза, его специализация, ведомственная принадлежность и даже региональные особенности могут оказывать определённую специфику на учебный процесс в целом, что отражено в перечне учебных дисциплин учебного плана Вуза, в расстановке аудиторных часов, в содержании тем  программ учебных дисциплин, во включении различного рода письменных работ и т.д. Авторы статьи убеждены, что даже особенности ведомственной методики по проведению занятий имеют место быть в учебных заведениях определённой направленности. Например, если сравнить образовательные учреждения, которые готовят специалистов в области юриспруденции для досудебного или судебного уголовного судопроизводства, то мы обнаружим, что тематические планы и планы проведения аудиторных занятий, распределение аудиторных часов по тем или иным учебным дисциплинам, по темам будут иметь уклон в сторону той части производства, для которой Вуз готовит специалиста. Так, если посмотреть программы учебных дисциплин, которые имеются в открытом доступе Российского Государственного Университета Правосудия, то очевидно, что наибольшее количество часов отведено изучению именно судебного производства. Если открыть программы Вузов системы МВД РФ, то очевидно, что более глубокому изучению подвержены этапы досудебного производства. И так далее. По мнению авторов – это правильный подход. Общее юридическое образование в рамках специальности не должно исключать возможности для более узкой специализации и углублённого изучения конкретных областей. Ценность образования как раз и состоит в сочетании получения общего образования с углублённым изучением конкретной специализации, не отдавая предпочтение только одному из них.  Жизнь многообразна, динамична и непредсказуема. Студент окончивший Университет правосудия не застрахован от возможности работать следователем и наоборот – тот кто готовил себя к службе в органах внутренних дел (оперуполномоченным или следователем) может стать судьёй или адвокатом. Полученные знания в Вузе не препятствуют этой коллаборации по жизни.

Сказанным мы хотим подчеркнуть полезность, необходимость и целесообразность выработки определённых методик при проведении аудиторных занятий различных форм, которые «заточены» именно на формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов.

Когда работники высшей школы, имеющие многолетний педагогический стаж, делятся своим опытом в публикациях, распространяя тем самым свои знания за рамки Вуза, в котором они работают, то это  имеет положительную тенденцию, которую авторы статьи хотели бы продолжить [1, 2].

Так, например, формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов, задействованных на этапах досудебного уголовного судопроизводства наиболее успешно проходит в формате проведения ролевых игр. Что мы хотим добиться от обучающегося, проводя ролевые игры? По нашему мнению именной такой формат занятия позволяет:

- научить будущих специалистов лучше контролировать свои мыслительные процессы;

- развивает способность мыслить самостоятельно и творчески;

- помогает обучающимся научиться самостоятельно находить, усваивать и оценивать новую информацию (анализируя, обобщая и делая выводы);

- снимает психологические зажимы, связанные с неуверенностью, отсутствием опыта публичных выступлений, взаимоотношений с иными участниками процесса;

- учит применять полученные теоретические знания на практике, чётко и грамотно выражая свои мысли, используя нужные юридические термины.

Занятие, проведённое в формате ролевой игры, безусловно, должно обладать межпредметным характером, всесторонне охватывать ключевые компетенции участника уголовного судопроизводства и быть ориентированным на практическое применение различных норм закона, которые могут быть необходимы в конкретной ситуации. К основным задачам ролевых игр  как правило относят такие как [5]:

  1. Формирование навыков саморегуляции интеллектуальной деятельности.
  2. Стимулирование развития креативных аспектов профессионального мышления.
  3. Обучение методам самостоятельного получения знаний через аналитическую деятельность, обобщение и индуктивное выведение новых положений, что способствует развитию компетенции самообразования.
  4. Преодоление психологических барьеров, обусловленных неуверенностью в своих профессиональных знаниях.

Овладение навыками конвертации теоретических знаний в практические действия следователя (иного должностного лица в сфере уголовного судопроизводства), сопровождающиеся правилами комплексного правоприменения. Используя в процессе обучения метод моделирования профессиональной деятельности, можно сформировать у курсантов и слушателей навыки решения оперативно-служебных задач, развития профессиональных качеств необходимы в будущей служебной деятельности [3, 4].

Убеждены, что ролевая игра имеет большое значение в становлении специалиста, помогает психологически подготовиться к будущей профессиональной деятельности поскольку  формирует конкретные профессиональные компетенции.

При изучении дисциплин юридического профиля наибольшую распространённость и востребованность у обучающихся получили занятия, которые проводятся в виде ролевой игры. Наиболее выигрышной и показательной темой для проведения занятия в таком формате является тема «Следственное действие». Методика проведения ролевой игры, связанной с выполнением следственных действий, уже достаточно прочно вошла в практику аудиторных занятий и надо заметить многие работники Вузов практикуют в своей педагогической деятельности такой формат проведения практических занятий по таким основополагающим учебным дисциплинам юридического профиля как «Криминалистика» (раздел – тактика производства следственных действий), «Уголовный процесс» (раздел – основания и процессуальный порядок производства следственных действий).

Педагогический опыт авторов статьи позволяет рекомендовать проводить подобные игры в два этапа: I этап – игровой; II этап – оценочный. Игровой этап предполагает совокупность действий, как подготовительного характера (ознакомление с предлагаемой фабулой, постановка задач, распределение ролей и т.п.), так и самой игры, имитирующей производство следственного действия.

Оценочный этап играет столь же важную роль, как и игровой: именно на этом этапе устанавливается связь между теоретическими знаниями и практическими действиями, осуществляется повторное осмысление ранее усвоенной нормативной базы, а те курсанты (слушатели, студенты), которые не участвовали активно в ролевой игре, получают шанс высказаться и проанализировать действия коллег, исполнявших роль следователя и выполнявших необходимые следственные действия. Задачи курсантов (слушателей, студентов), выступающих в роли наблюдателей во время игрового этапа, включают: 1) составление протокола по итогам проведенного следственного действия; 2) оценку работы курсанта (слушателя, студента), исполняющего функции следователя.

Результаты ролевой игры по теме «Следственное действие» предлагается оценивать по следующим критериям: уголовно-процессуальный, криминалистический, морально-нравственный, организационно-коммуникативный. Следует согласиться с подобными критериями, учитывая и отдельные элементы каждого из критериев оценки:

  1. Элементы уголовно-процессуального критерия оценки:
  • разъяснение участникам порядка следственного действия со ссылкой на статьи закона;
  • разъяснение участникам их прав, обязанностей и ответственности со ссылкой на статьи закона (УПК РФ, УК РФ);
  • предупреждение участников об использовании технических средств;
  • соблюдение следователем процессуального порядка проводимого следственного действия;
  • наличие вопроса следователя о том, имеются ли у участников замечания (по окончании следственного действия).
  1. Элементы криминалистического критерия оценки:
  • полнота выяснения обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела;
  • эффективность избранной тактики следственного действия;
  • грамотность и результативность использования технических средств.
  1. Элементы морально-нравственного критерия оценки:
  • соблюдение общепринятых норм нравственности (вежливость, корректность, объективность);
  • соблюдение общих принципов уголовного процесса (уважением чести и достоинства личности, недопустимость насилия и др.);
  • соблюдение нравственных норм, предусмотренных УПК РФ для отдельных следственных действий (если есть).
  1. Элементы организационно-коммуникативного критерия оценки:
  • доходчивость разъяснений следователем порядка проведения следственного действия, прав и обязанностей его участников;
  • сохранение следователем контроля за ходом следственного действия, недопущение вмешательства посторонних, исключение доминирующей роли других участников следственного действия (например, защитника);
  • умение устанавливать психологический контакт и общаться с участниками следственного действия [6].

Для повышения интереса обучающегося, целесообразно раздавать обучающимся оценочные карточки с перечисленными выше критериями и их элементами. Карточки для большей наглядности лучше оформлять в виде таблиц. В них могут быть предусмотрены баллы, которые начисляются в зависимости от соблюдения того или иного элемента каждого из оценочных критериев. При использовании этого вида карточек обучающиеся сами выставляют баллы, присвоенные за выполненную работу, что является для них самооценивающим элементом, повышающим динамичность проведения занятия.

Мы хотим поделиться с коллегами полученными результатами, а именно методикой проведения практического занятия, которое проводится в формате ролевой игры, задачи которого решаются в ходе занятия и носят комплексный характер.

Комплексность состоит в том, что задача, которую решают обучающиеся в ходе занятия, связана с повторением не одной какой либо темы или правового института, а обязывает проверить  полученные ранее знания по целому разделу изучаемых дисциплин.

Для проведения такой игры обучающимся предлагается разделиться на группы (по 3-5 человек) и желательно, чтобы каждая группа была отделена от другой. Решение предлагаемой задачи требует обсуждения среди обучающихся, которое порой бывает громким и активным. С тем чтобы студенты не мешали друг другу и в то же время не боялись того, что их «противники» могут услышать их версии решения задач, желательно чтобы группы были разделены в помещениях.

Каждой группе выдаётся одинаковая фабула.

Пример предлагаемой фабулы.

11 апреля текущего года около 23.30 по адресу г. Москва, ул. Скрябина д. 13 у подъезда № 1 несовершеннолетний (15 лет) Сахаров А.А. и Хрепов П.М. (16 лет) подбежав к гр. Орлову М.М. сбили его с ног и завладели деньгами в размере 53000 рублей, портмоне Hermes стоимостью 18000, а также телефоном «Iphone14», стоимостью 90000 рублей, после чего, с места совершения преступления скрылись. Все происходящее наблюдал гр. Ермолин Н.С., который в этот момент шёл с ночной смены домой.

По данному факту Шутовым С.С. было возбуждено уголовное дело.

Фискалов П.Г., получив копию постановления о возбуждении уголовного дела, указал Шутову С.С. на то, что тот не получил у него разрешение  на возбуждение уголовного дела, о чем вынес представление и направил его в следственное управление.

Отец Сахарова А.А. обжаловал решение о возбуждении уголовного дела в суд. Однако Правдин О.Г. не стал рассматривать жалобу, указав, что такие решения следует обжаловать вышестоящему прокурору, а не в суд.

Несовершеннолетние Сахаров А.А. и Хрепов П.М. были задержаны в порядке ст. 91 УПК РФ. По истечении 48 часов с момента задержания Шутов С.С. обратился в суд с ходатайством о продлении срока задержания для сбора дополнительных доказательств. Рассмотрев ходатайство Шутова С.С., Правдин О.Г. ходатайство удовлетворил, срок задержания продлил ещё на 72 часа.

Родственники н/л Хрепова П.М. заключили соглашение с адвокатом Зебровым Н.М. о том, что тот будет представлять его интересы и оказывать квалифицированную юридическую помощь по уголовному делу. Зебров Н.М. также встретился с родственниками Сахарова А.А. и предложил им также заключить с ним соглашение об оказании квалифицированной юридической помощи, указав что так им будет дешевле. Но родственники Сахарова отказались от помощи Зеброва Н.М., сказав что о их сыне должно заботиться государство, а у них нет денег.

При оказании юридической помощи адвокат Зебров Н.М. вызвал на допрос Ермолина Н.С. и, получив его показания, передал их Шутову С.С., который и приобщил данный протокол к материалам уголовного дела.

Чтобы привлечь внимание общественности к данному уголовному делу Зебров Н.М. выступил на телеканале Москва 24, где в ходе интервью подробно рассказал об обстоятельствах расследуемого уголовного дела и о позиции его подзащитного.

Полагая, что в квартире Хрепова С.С. могут находиться предметы, добытые преступным путем, Шутов С.С. вышел с ходатайством в суд о производстве обыска в жилище Хрепова П.М. Суд ходатайство удовлетворил. Обыск у Хрепова П.М. был произведен в присутствии понятых: гражданки Ивановой И.И.(соседки Хреповых по лестничной площадке) и гражданки Хреповой С.М., которая является старшей сестрой Хрепова П.М. и проживала с ним в квартире. В ходе обыска ничего существенного, относящееся к делу, обнаружено не было.

Особенностью данной фабулы является тот факт, что в ней названы фамилии участвующих лиц, без указания на принадлежность их к процессуальному статусу в конкретной ситуации. Обучающимся следует выполнить нижеследующее задание. При этом все группы участников игры выполняют одинаковые задания за одинаковое время.

Задание 1

Квалифицируйте деяние _____________________ (укажите статью УК РФ)

 

Задание 2.

 

Определите, каким процессуальным статусом обладают участники уголовного судопроизводства:

 

Фамилия участника

Процессуальный статус участника

  1.  

Орлов О.Л.

 

  1.  

Ермолин Н.С.

 

  1.  

Зебров Н.М.

 

  1.  

Иванова И.И.

 

  1.  

Правдин О.Г.

 

  1.  

Пронин С.Р.

 

  1.  

Фискалов П.Г.

 

  1.  

Хрепов П.В.

 

  1.  

Хрепова М.В.

 

  1.  

Шутов С.С.

 

  1.  

Сахаров А.А.

 

 

Задание 3

Оцените правомерность действий и решений каждого участника.

Укажите соответствующую норму УПК РФ, устанавливающую правомерность или незаконность отмеченных Вами недостатков.

 

Участник

Действие или решение

Норма УПК РФ

Например, судья Ф.И.О.

Не принял жалобу к рассмотрению

Нарушено требование

ст. 125 УПК РФ

 

Ведущий преподаватель вправе самостоятельно определить время для выполнения заданий, учитывая подготовленность и общий уровень успеваемости группы в целом. Как правило, 20-25 минут вполне достаточно для того, чтобы обучающиеся продемонстрировали не только свои знания, но и умение работать в команде, распределив каждому из участнику группы отдельное направление (кто то работает с УПК РФ, выискивая соответствующие нормы закона для определение процессуального статуса лица и изучения его полномочий, кто то ищет соответствующую норму закона с тем, чтобы оценить правильность проведения процессуального действия или принятия процессуального решения). Особенность подобного формата проведения занятия в том, что ответы пишутся не каждым обучающимся в отдельности, а по результатам коллективного обсуждения (коллективный разум), по результатам которого принимается совместное решение, которое отражается в соответствующей таблице, что позволяет заполнить необходимые бланки каждой группе в одном экземпляре.

У преподавателя есть заранее подготовленные ответы на учебные задания в связи с чем проверка предоставленных документов как правило не занимает много времени, особенно учитывая, что группы могут сдавать свои варианты ответы поочерёдно, по мере выполнения учебного задания (но в рамках отведённого общего времени на выполнение заданий). Продолжительность аудиторного занятия позволяет не только проверить представленные ответы обучающихся (учитывая, что каждая группа сдаёт один итоговый кейс с ответами, т.е. проверить надо ответы по количеству групп), но также подвести итоги, оценить отдельные ответы, сделать акцент на ошибках, выставить оценки.

По мнению студентов (курсантов, слушателей), у которых проводилась подобная игра, все участники учебных групп активно вовлекались в «мозговой штурм», в результате чего «взрыв мозга» был у каждого из них. Следует отметить, что ограничение во времени с одной стороны способствует повышению активности в выполнении учебного задания, с другой стороны создаёт и определённую дополнительную напряжённость, что так же развивает необходимы компетенции позволяющие решать в будущем служебные задачи в ограниченном временном промежутке. Студентам (курсантам, слушателям_) необходимо быстро оценить ситуацию и определить правомерность действий должностных лиц или кого то из участников уголовного процесса, при этом найти в законе соответствующую правовую норму – всё это могут сделать только хорошо подготовленные обучающиеся. Как показывает опыт проведения занятий в подобном формате, слаженная работа подготовленных студентов позволяет получить положительные результаты и, как следствие, положительные оценки.

В представленных материалах нашей статьи мы привели лишь один из некоторых возможных вариантов проведения учебного занятия в формате комплексной ролевой игры, где каждый обучающийся ставит себя на место участника уголовного судопроизводства, определяет пределы его полномочий, законность действия должностных лиц, оценивает правомерность проведения процессуальных действий. Вариации могут быть различны, в том числе и по количеству участников и по количеству процессуальных действий. Во многом все зависит от активности, опыта и фантазии преподавателя.

Полагаем, что подобный формат проведения учебных занятий в виде ролевых игр значительно повышает заинтересованность обучающихся к изучаемым темам и учебному предмету в целом, а также позволяет определить степень подготовленности и сформированности профессиональных компетенций.

References

1. Esina A.S. Formirovanie v processe obucheniya u kursantov fakul'teta podgotovki sledovateley i fakul'teta podgotovki doznavateley prakticheskih umeniy i navykov (iz opyta raboty kafedry predvaritel'nogo rassledovaniya) // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2015. № 12. pp. 105-108. (in Russia)

2. Esina A.S. Itogovaya gosudarstvennaya attestaciya slushateley universiteta: novyy format provedeniya (polozhitel'nyy opyt po kafedre predvaritel'nogo rassledovaniya) // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya [Bulletin of Economic Security. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2018. № 4. pp. 262-264. (in Russia)

3. Kalinichenko I.A. Osobennosti praktiko-orientirovannogo podhoda v obrazovatel'noy deyatel'nosti Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya / I.A. Kalinichenko // Mezhdunarodnyy zhurnal psihologii i pedagogiki v sluzhebnoy deyatel'nosti [International Journal of Psychology and Pedagogy in Service Activity]. – 2017. – № 2. – pp.13-15.(in Russia)

4. Kalinichenko I.A. O prioritetnyh napravleniyah podgotovki kadrov dlya organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii v usloviyah informatizacii obschestva / I.A. Kalinichenko // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. – 2020. – № 3. – pp. 11-14. (in Russia)

5. Uhanova N.V. Formirovanie u kursantov i slushateley kompleksnogo predstavleniya o deyatel'nosti sledovatelya (doznavatelya) v hode zanyatiy po disciplinam kafedry predvaritel'nogo rassledovaniya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 6. (in Russia)

6. Uhanova N.V. Metodika provedeniya rolevyh igr na prakticheskih zanyatiyah po uchebnoy discipline «Predvaritel'noe sledstvie v OVD» // Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti [Bulletin of Economic Security]. 2018. №3. pp. 270-274. (in Russia)

Reviews
1. Experience of using role-playing techniques in the process of professional training Authors: Sepiashvili Ekaterina


Login or Create
* Forgot password?