FEATURES OF CONSTRUCTION AND IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF EDUCATION OF TOLERANCE AMONG STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper formulates proposals for the organization of the system tray to promote tolerance among students of profes-sional educational organizations. This allows, on the one hand, to prepare a graduate who knows how to live in harmony with yourself and others, to build their lives on the principles of right and justice, on the basis of mutual respect, enjoyment of human rights and tolerance, and on the other — in relation to pedagogical specialties — able to professionally organize the process of formation of tolerance among students of appropriate age.

Keywords:
tolerance, tolerant form of technology-STI, professional education.
Text

В условиях модернизации отечественной системы образования, в том числе профессионального, введения в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», соответствующих подзаконных актов, реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предъявляются новые требования к уровню профессиональной компетентности выпускников профессиональных образовательных организаций по специальностям и профессиям прежде всего в системе «человек — человек», одним из которых является сформированность у них толерантности как качества личности и принципа человеческих взаимоотношений. Несомненно, что формирование толерантности у студентов профессиональной образовательной организации наиболее эффективно в условиях реализации целостной, обоснованной педагогической технологии воспитания указанного интегрального качества личности.

Основными методологическими подходами к воспитанию толерантности у детей и молодежи являются личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), коммуникативно-диалогический (Т.С. Таюрская, О.Б. Скрябина и др.), культурологический (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Коган, Н.Е. Щуркова), деятельностный (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), средовой (В.А. Караковский, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), гуманистический

(В.А. Сухомлинский и др.), системный (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков и др.), аксиологический (З.И. Равкин, В.Г. Пряникова и др.), этнопедагогический (Г.Н. Волков и др.), этнопсихологический (А.П. Оконешникова и др.), педагогики и психологии ненасилия (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.), педагогики культуры мира (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.), педагогики этничности и толерантности (А.М. Байбаков, Г.В. Безюлева, З.Ф. Мубинова и др.) [1, с. 5].

Воспитание толерантности у учащейся молодежи следует рассматривать как целенаправленный, планомерный процесс формирования у студентов терпимого отношения к иного рода взглядам, нравам, привычкам, терпимости и уважения по отношению к особенностям различных народов, наций, религий; как процесс развития толерантного сознания, мировоззрения, чувств, качеств и свойств личности, а также способности к толерантному взаимодействию.

References

1. Gerasimov S.A. Vospitanie tolerantnosti u mladshikh shkol´nikov: ucheb. posobie dlya studentov obrazov. uchrezhd. sredn. i vyssh. prof. obrazovaniya / S.A. Gerasimov, I.Z. Skovorodkina. - M.: Arkhangel´sk: AGTU, 2007. - 286 s.

2. Gerasimov S.A. Kontseptual´nye osnovy vospitaniya tolerantnosti u uchashcheysya molodezhi. Preemstvennost´ i novatorstvo v nauke, praktike, obrazovanii: sbornik materialov Mezhregional´noy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 300-letiyu so dnya rozhdeniya M.V. Lomonosova (Arkhangel´sk, GBOU SPO Arkhangel´skoy oblasti «AIPK», 3 marta 2012 goda) / pod red. S.A. Gerasimova, N.N. Skorobogatovoy, V.P. Aksenovoy; M-vo obrazovaniya, nauki i kul´tury Arkhang. obl., GBOU SPO Arkhang. obl. «AIPK». - Arkhangel´sk: KIRA, 2012. - S. 65-72.

3. Gerasimov S.A. Pedagogicheskie sredstva vospitaniya tolerantnosti u obuchayushchikhsya kolledzha kak komponenta ikh professional´noy kompetentnosti / S.A. Gerasimov. Opyt, problemy i perspektivy realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii: sbornik materialov II Mezhregional´noy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Arkhangel´sk, GBOU SPO Arkhangel´skoy oblasti «AIPK», 15 marta 2013 goda) / pod red. S.A. Gerasimova, N.N. Skorobogatovoy, I.Z. Skovorodkinoy, V.P. Aksenovoy; M-vo obrazovaniya i nauki Arkhang. obl., GBOU SPO Arkhang. obl. «AIPK»; M-vo obrazovaniya i nauki RF, FGAOU VPO «SAFU imeni M.V. Lomonosova». - Arkhangel´sk: KIRA, 2013. - S. 45-52.

4. Skovorodkina I.Z. Problema vospitaniya tolerantnosti u detey: poiski resheniya: monografiya / I.Z. Skovorodkina, S.A. Gerasimov; URAO «Institut teorii i istorii pedagogiki». - M., 2011. - 208 s. - Deponirovanie, URAO ITIP, 03.02.2011, № 01-11.

5. Skovorodkina I.Z. Sovremennye aspekty problemy vospitaniya tolerantnosti u uchashcheysya molodezhi / I.Z. Skovorodkina, S.A. Gerasimov. Razvitie obrazovatel´nogo prostranstva na Evropeyskom Severe Rossii: monografiya / otv. red. I.R. Lugovskaya. - Arkhangel´sk: Pomorskiy un-t, 2004. - S. 195-203.

Login or Create
* Forgot password?